Наталья фоменко
Педагогический проект «Вода — капля жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта : Фоменко Н. А., Герасимова Т. А.
Тип проекта : исследовательско – творческий
По содержанию: открытый, детско - взрослый
Продолжительность: среднесрочный (4 месяца)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни : ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»
Публикация «Педагогический проект „Вода — капля жизни“» размещена в разделах
Антуан де Сент-Экзюпери
2017 год – это год экологии. Сегодня, экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения в природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.
Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Постановка проблемы.
Проект разработан исходя из детской инициативы. Дети нашей группы заинтересовались исследованием объекта ближайшего окружения, с которым они сталкиваются каждый день.
Проблема: недостаточное представление у детей о свойствах воды, её состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнению воды.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценностей природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путём решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относится к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчёркивает актуальность данного проекта.
Цель - сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле.
Задачи проекта :
• Обогатить представление детей о воде, ее свойствах, видах, назначении, о ее положительных и опасных качествах.
• Познакомить с видами использования воды в процессе жизнедеятельности человека.
• Сформировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
• Поддерживать и развивать детскую инициативу в разных видах деятельности.
• Формировать бережное отношение к своему здоровью.
• Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между объектами и явлениями природы.
• Воспитывать основы безопасного поведения в быту и в природе.
• Вовлекать родителей в образовательный процесс как активных участников.
• Создать развивающую предметно - пространственную среду по ознакомлению миром природы.
Этапы реализации проекта :
1. Организационно - подготовительный этап:
-Постановка цели и задач
-Подбор методической и дидактической литературы
-Подбор энциклопедий, карт, схем
-Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок
-Составление картотеки опытов с водой
-Подготовка оборудования для проведения опытов с водой
- Разработка детско-родительских проектов.
2. Познавательно - практический этап:
-Опыты
-Дидактические игры
-Чтение художественной литературы
-Изобразительная деятельность детей
-Беседа, отгадывание загадок
- Знакомство с пословицами о воде.
- Просмотр видеофильмов, мультфильмов
- Рассматривание иллюстраций, картин
- Настольно-печатные игры.
3. Заключительный этап:
Театрализованное представление «Приключение капельки».
Основной этап:
Тема: «Вода в жизни человека» :
Пополнение предметно пространственной среды: изготовление совместно с детьми игры «Морское путешествие».
Декабрь Вода в жизни человека Опыты : «Фильтрование воды», «Вода прозрачная, у воды нет вкуса и запаха», «Память воды».
Чтение худ литературы И. Токмакова «Ручей», Я. Акима «Апрель», «Айога» нанайск. сказка; Кот в сапогах Шарль Перро.
Беседа «Зачем человеку нужна вода?»
Просмотр видеофильмов о воде «Великая тайна воды». .
Игра - бродилка по детскому саду «Где живет вода в детском саду и кому она нужнее?» .
Совместная деятельность детей и родителей:
1. изготовление книжки – малышки «Вода»;
2. составление коллекции пословиц и поговорок о воде.
Тема: «Реки, моря, океаны».
Пополнение предметно-пространственной среды совместно с родителями: природными материалами (камни, образцы грунта: песок, галька, глина, приборами - «помощниками» (пинцеты, лупы, микроскоп, колбочки, пробирки, пипетки, мерные ложки, перфокартами: «Водоплавающие птицы», «Морские обитатели», коллекциями ракушек, морских, озерных обитателей.
Январь Реки, моря, океаны. Опыты: «Невидимки», Опыт – фокус: «Плавающее яйцо».
Беседы «Какие водоемы на планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной?».
Интересные факты о водоемах
Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций с изображением рек, озер, морей. .
Художественное творчество: коллективная работа «Водоем в саду»
Чтение художественной литературы: В. Степанов «Кувшинка», А. Барто «Как бобры всем помогали», Н. Сладков «Серая цапля».
Совместная деятельность детей и родителей: изготовление альбома «Стихия воды»
Тема: «Жизнь в пресной воде» :
Пополнение предметно-пространственной среды: изготовление настольно – печатной игры «На дне водоема».
Февраль Жизнь в пресной воде
Опыт: «В поисках пресной воды»
Беседа: «Что растет в водоеме?», «Какие животные, насекомые, птицы живут в пресной воде?», .
Д/и «Отгадай загадку» .
Подвижная игра «Карасики» .
Строительная игра: «Строим водоем»
Просмотр мультфильма: «Капитошка», «Капитошка возвращается».
Совместная деятельность детей и родителей:
1. конкурс чтецов среди детей группы: дети совместно с родителями выбирают понравившееся стихотворение и заучивают его наизусть;
2. изготовление лэпбука «Водоемы»
Тема: «Круговорот воды в природе» :
Пополнение предметно-пространственной среды: изготовление дидактической игры «Какой бывает вода?».
Март Круговорот воды в природе Опыт: «Дождевые облака».
Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
Просмотр мультфильма про Лунтика. Серия «Круговорот воды в природе». .
Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций в энциклопедии о воде ( о различных состояниях воды: твердое (лед, сосульки, жидкое (моря, озера, реки) и газообразное (пар). .
Подвижная игра на прогулке на улице «Капельки и льдинки» .
Отгадывание загадок и рисование отгадок о воде. Составление альбома.
Коллективная работа: изготовление макета «Круговорот воды в природе».
1. изготовление лэпбука «Круговорот воды в природе»
Ожидаемые результаты проекта :
В результате реализации проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
• Повысится уровень мотивации к занятиям;
• Дети будут иметь представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научатся понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
• Дети смогут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
• Дети будут иметь представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливать связи между средой обитания и образом жизни.
• У детей будут сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
• Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
• Дети будут применять на практике знания о бережном отношении к воде.
• Будут реализованы детско - родительские проекты по теме «Капля жизни».
• Будет обогащена лаборатория природы.
Оценка качества реализации проекта :
Качественные методы:
-уровень освоения информации детьми будет отслеживаться посредством игр и упражнений, наблюдений за воспитанниками в процессе проектной деятельности.
Количественные методы:
-по количеству реализованных детских проектов (не менее 1 проекта в месяц);
- по количеству участников – семей воспитанников в совместной деятельности детей и родителей (не менее 10 семей);
-по количеству дидактических игр (не менее 3-х, лэпбуков (не менее 2-х).
Ресурсы (бюджет проекта) :
Приобретение дидактического материала -3000
Приобретение бумаги: Формат А4 -300
Приобретение художественной и методической литературы- 2000
Приобретение емкостей для опытов- 1000
Итого: 6300
Всего: 6300
Практическая значимость результатов:
Данный проект «Вода – капля жизни» может иметь полезное практическое применение в работе педагогов других возрастных групп детей.
Эффективно организованное сотрудничество даст импульс построения взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
А результатами и опытом работы мы будем делиться в 2017 году:
- на городском семинаре – презентация проекта;
- публикация в городской электронной газете.
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2002 г.
2. Дыбина О. В. Неизведаное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Издательство: «Сфера», 2004 г.
3. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -Москва: Мозаика-синтез, 2010 г.
4. Материалы интернет сайтов.
5. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. - Москва, 2001.
6. Савенков А. Н. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. - Москва, 2007 г.