Инна Сергеевна Миханошина
Педагогический проект во второй младшей группе «Учимся этикету вместе с Машей и Мишей» на основе куклотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Первыми игрушками, с которыми ребёнок говорит о радостных и о грустных событиях, являются куклы и мягкие игрушки.
Малыши с большим желанием принимают и выполняют игровые задания, которые «приносит» кукла, они в большей степени демонстрируют успешность, потому что действуют для неё, инициируют приветствия с её персонажем, знакомятся с ней, прощаются, приглашают в гости. Кроме того, сказочная история опосредованно способна намекнуть ребёнку, как надо правильно и как не надо вести себя в социуме.
Публикация «Педагогический проект во второй младшей группе „Учимся этикету вместе с Машей и Мишей“ на основе куклотерапии» размещена в разделах
Кукла-рукавичка волшебным образом помогает строить более доверительные и открытые отношения ребёнка со взрослым.
Игра и занятия с куклой, способные оказывать коррекционное воздействие в педагогике и психологии называются технологией куклотерапии.
За время реализации проекта использовались занятия, структурным компонентом которых является куклотерапевтический сюжет с проблемной ситуацией, которая направлена на преодоление различных отрицательных качеств: жадность, обидчивость (мышонок Жадина, нежелание общаться (медвежонок Бука, а также на формирование положительных качеств: доброжелательность (кот Леопольд, послушание (Буратино) и др.
Кукла находится в руках взрослого, который одновременно озвучивает её и остаётся ведущим занятия. Сюжет с куклой прямо и косвенно оказывает воспитательное воздействие на поведение детей. Мы сочиняем простой сюжет, который доступен их интеллектуальному и эмоциональному уровню. Потом дети в присутствии персонажа выполняют дидактические, речевые игры; демонстрируют, как они умеют танцевать.
Взрослый вступает в роли режиссёра, где кукла становится промежуточным звеном его взаимодействия с детьми, руководит действиями и персонажа, и детей, решая при этом важные задачи.
Персонаж куклотерапевтического сюжета взаимодействует с детьми в доброжелательном, партнёрском и даже шутливом тоне, что особенно важно для детей, имеющих трудности общения с людьми.
Сам же персонаж куклотерапевтического сюжета чаще всего является объектом воспитания и перевоспитания, а участники занятий – дети предстают с помощью педагога воспитателями и учителями, подсказывающими нормы и правила поведения. Таким образом, дети, «обучая», учатся сами.
Актуальность
В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определённых социальных кругах.
В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.
Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения тем успешнее ребёнок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьёй. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 – январь 2016
Тип проекта : среднесрочный, групповой
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Особенности: для детей 3-4 лет.
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета через использование технологии куклотерапии.
Задачи:
• формировать навыки этического поведения;
• развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
• формировать знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
• воспитывать уважение к окружающим людям.
Ожидаемый результат:
1. сформированность у детей навыков этического поведения, заний о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях, развитие познавательного интереса к этическим правилам и нормам, уважение к окружающим людям.
Результат проекта :
1. У большинства детей сформированы чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укреплены дружеские взаимоотношения детей в коллективе.
3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Повысился уровень педагогических знания родителей.
5. Установлены партнёрские отношения с семьями детей группы.
6. Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
Пути реализации проекта :
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Составление перспективного плана проектной деятельности.
3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.
4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (аудио и видеоаппаратура; оборудование центра этикета в группе; фотоматериалы, альбомы, дидактические игры; куклы-рукавички; подборка художественной литературы; картотека сюжетно-ролевых игр, дидактических игр; конспекты занятий).
5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми; презентация для родителей «Этикет с малых лет»).
Этапы овладения детьми правилами этикета :
1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы тематические занятия, структурным компонентом которых является куклотерапевтический сюжет с проблемной ситуацией, чтение художественной литературы).
2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации).
3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.
Срок Вид образовательной деятельности Совместная деятельность педагога с детьми Работа с родителями
Сентябрь 1 неделя
Беседа «Беседа о вежливых словах» Консультация «Что такое этикет?»
Занятие «Буду «здрасьте» говорить!»
Куклотерапия «Маша» (Приложение 1)
Игра «Поиски добрых слов»
Чтение художественной литературы Т. Шорыгина «Упрямый утёнок»
Сентябрь 2 неделя
Беседа «Что значит быть добрым и заботливым» Консультация «Что делать, если ребёнок кусает других детей?»
Занятие «Если добрый ты»
Куклотерапия «Медвежонок Бука» (Приложение 2)
Игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Чтение художественной литературы Т. Шорыгина «Федя и волшебный ключик»
Шалаева Г. П. «Не обижай никого вокруг»
(из книги «Правила поведения для воспитанных детей»)
Сентябрь 3 неделя Беседа «Беседа о щедрости и жадности» Консультация «10 золотых рецептов против жадности»
Занятие «Всё мы делим пополам»
Куклотерапия «Мышонок Жадина» (Приложение 3)
Игра «Рисуем вместе»
Чтение художественной литературы И. Гурина «Сказка про жадину»
Сентябрь 4 неделя Беседа «Беседа о чуткости» Консультация «Воспитание послушания»
Занятие «Мы не в ссоре никогда!»
Куклотерапия «Завистливый мышонок» (Приложение 4)
Игра «Позови ласково»
Чтение художественной литературы Шалаева Г. П. «Учись ладить с ребятами», «Решай споры словами, а не кулаками»
(из книги «Правила поведения для воспитанных детей»)
Октябрь 1 неделя Беседа «Будем вежливы» Консультация «Как реагировать на обиду?»
Занятие «Уходи, обида!»
Куклотерапия «Обидчивый мышонок» (Приложение 5)
Игра «Мне нравится с тобой дружить»
Чтение художественной литературы Е. Назарова «Собачья радость», В. Шульжик «Добрая песенка»
Октябрь 2 неделя Беседа «Лисичка подслушивает» Консультация «Как развивать эмоции детей?»
Занятие «Ужасно интересно всё то, что неизвестно!»
Куклотерапия «Удивляющийся гость» (Приложение 6)
Игра «Построим вдвоём»
Чтение художественной литературы Е. А. Алябьева «Новая игрушка»
Октябрь 3 неделя Беседа «Беседа об эмоциях и вежливых словах» Консультация «Зачем детям игры?»
Занятие «Не грусти»
Куклотерапия «Ослик» (Приложение 7)
Игра «Солнечный зайчик»
Чтение художественной литературы М. Малышев «Сказка о грустном зайчонке»
Октябрь 4 неделя Беседа «Почему бывает грустно» Консультация «Учим ребёнка общаться»
Занятие «Уходи, печаль и грусть!»
Куклотерапия «Зайка» (Приложение 8)
Игра «Моя любимая игрушка»
Чтение художественной литературы Шалаева Г. П. «Учись играть самостоятельно», «Не стесняйся участвовать в мероприятиях»
(из книги «Правила поведения для воспитанных детей»)
Ноябрь 1 неделя Беседа «Секреты дружбы»
Занятие «Наша Маша громко плачет!»
Куклотерапия «Наша Маша громко плачет» (Приложение 9) «Потешки, мирилки и жмурилки для плачущего ребёнка»
Игра «Потанцуем вместе»
Чтение художественной литературы Т. Казырина «Плакса», А. Барто «Рёвушка»
Ноябрь 2 неделя Беседа «Страх» Консультация для родителей «Детские страхи»
Занятие «Не боимся мы его, таракана твоего!»
Куклотерапия «Испуганный Винни» (Приложение 10)
Игра «Передача чувств»
Чтение художественной литературы Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Ноябрь 3 неделя Беседа «Неряха-замараха» Папка-передвижка «Об опрятности и аккуратности»
Занятие «Лучшие на свете – опрятные дети»
Куклотепия «Поросёнок Чуня» (Приложение 11)
Игра «Волшебники»
Чтение художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»
Ноябрь 4 неделя Беседа «Воспитанные дети» Консультация «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка»
Занятие «Я – воспитанный ребёнок»
Куклотерапия «Буратино» (Приложение 12)
Игра «Мне нравится с тобой дружить»
Чтение художественной литературы Шалаева Г. П
«Правила поведения для воспитанных детей»
Декабрь 1 неделя Беседа «Как себя вести, чтобы не попасть в беду» Консультация «Как воспитать послушного ребёнка?»
Занятие «Лучшие на свете – послушные дети»
Куклотерапия «Буратино» (Приложение 13)
Игра «Закончи высказывание»
Чтение художественной литературы Шалаева Г. П
«Правила поведения для воспитанных детей»
Декабрь 2 неделя Беседа «Беседа о спокойном мышонке» Консультация «Ребёнок и книга»
Занятие «Слушаем тишину…»
Куклотерапия «Маша» (Приложение 14)
Игра «Перевоплощение»
Чтение художественной литературы Е. Благинина «Посидим в тишине»
Декабрь 3 неделя Беседа «Что такое радость»
Занятие «Лучшие на свете – радостные дети!»
Куклотерапия «Медвежонок Топтыжка» (Приложение 15) Консультация «Вместе весело играть»
Игра «Солнечный зайчик»
Чтение художественной литературы К. Чуковский «Радость»
Декабрь 4 неделя Беседа «Что делать, если ты виноват?» Консультация «Наказание, поощрение и прощение»
Занятие «Я виноват. Мне стыдно»
Куклотерапия «Неуклюжий гость» (Приложение 16)
Игра «Потанцуем вместе»
Чтение художественной литературы А. Барто «Кто же виноват?»
Январь 2 неделя Беседа «Аккуратные ребята» Консультация «Аккуратный ребё нок: как воспитать?»
Занятие «Лучшие на свете – аккуратные дети!»
Куклотерапия с сюжетом проблемной ситуации «Даша» (Приложение 17)
Игра с/р игра «Больница»
Чтение художественной литературы Шалаева Г. П
«Правила поведения для воспитанных детей»
Январь 3 неделя Беседа «Что такое скромность» Консультация «Застенчивый ребёнок»
Родительское собрание «Роль этикета в воспитании детей»
Занятие «Лучшие на свете – скромные дети!»
Куклтерапия «Невоспитанный гость» (Приложение 18)
Игра «Порисуем вместе»
Чтение художественной литературы А. Барто «Приходите мне помочь»
Результат проекта :
1. У большинства детей сформированы чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укреплены дружеские взаимоотношения детей в коллективе.
3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Повысился уровень педагогических знания родителей.
5. Установлены партнёрские отношения с семьями детей группы.
6. Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
Список используемой литературы:
1. Мирошниченко С. А. «Хорошие манеры» 2008 г
2. Егорова А. С. «Этикет для детей» 2010 г
3. Васильева-Гангнус «Азбука вежливости» 1993 г
4. С. В. Ихсанова «Учимся этикету вместе с Машей и мишей» 2014 г