Анастасия Бурцева
Педагогический проект «Вместе с папой, вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Здравствуйте уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю педагогический долгосрочный проект «Вместе с папой, вместе с мамой», который являлся частью экспериментальной деятельности.
Чем именно привлекает метод проекта в работе с семьей?
Публикация «Педагогический проект „Вместе с папой, вместе с мамой“» размещена в разделах
Тем, что это эффективный, мотивированный, целенаправленный способ изменения педагогической действительности. Проекты являются способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрируется внимание всех участников, другими словами это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.
Однообразные формы взаимодействия с родителями в настоящее время не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать их запросы и степень заинтересованности деятельностью ДОУ.
Слайд 2. Деятельность взрослых в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут равноправными партнерами, но к сожалению педагоги часто принимают позицию учителя при взаимодействии с родителями, что является серьезным барьером к взаимопониманию.
Теперь я перейду непосредственно к этапам проекта :
1. Этап - подготовительный.
Слайд 3. Цель и актуальность проблемы нашего проекта напрямую связаны с экспериментальной деятельностью.
Взрослые должны знать, что организаторские умения – это не врожденные качества, а приобретенные, и успешное их формирование возможно при создании необходимых педагогических условий, к которым относятся:
• Достаточная компетентность педагогов и родителей, их взаимодействие.
• Создание предметно – развивающей среды соответствующей возрасту и потребностям ребенка, как в ДОУ так и в семье.
2. этап - планирование.
Слайд 4. В рамках реализации проекта были спланированы опрос и анкетирование родителей, встречи в родительской гостиной, мастер – классы, вечера игр, презентации семейных мини проектов «Моя игра», создание игровой копилки.
Задачей 3. этапа были сбор и анализ информации.
Слайд 5. Опрос и анкетирование родителей позволили, определить уровень родительской компетентности об особенностях игры ребёнка-дошкольника и её значении в развитии ребёнка, а также получить информацию о потребностях родителей в психолого-педагогической информации по данному направлению. Нам было важно определить присутствует ли настольная игра как элемент развивающего пространства в семье. На диаграмме видно…
(Гистограмма).
Экспериментальные исследования, в частности наблюдения, о которых говорила Татьяна Борисовна,позволили объективно оценить недостатки собственной предметно – развивающей среды, в которой атрибуты для сюжетно – ролевой игры, и материалы для продуктивной деятельности занимали больший объем нежели материалы для игр с правилами и познавательной деятельности. Важно отметить, что материал фабричного производства зачастую не соответствовал возрастным особенностям, … таким образом появилась потребность в особенном игровом материале, которыми и стали настольные игры изготовленные в семьях воспитанников родителями совместно с детьми дома.
Слайд 6. 4. этап - реализация проекта, самый объемный по содержанию.
В первую очередь, родителей познакомили с настольной игрой на удачу, как с важным педагогическим условием формирования у детей старшей группы организаторских умений.
Нам важно было донести до родителей, в чем преимущество этих игр?
- во-первых, в них есть чёткое соблюдение правил.
- они не предполагают чьего – либо интеллектуального превосходства.
- Цикличность игр позволяет каждому ребенку побывать в роли победителя.
Форма родительской гостиной позволила вести содержательный, интересный диалог с родителями в комфортной для всех участников обстановке.
Слайд 7. Тема первой встречи звучала так: «Игры нашего детства».
Мы предлагали родителям окунуться в атмосферу детства, вспомнить, чем любили заниматься и во что любили играть они в детстве. Родители вспоминали и рассказывали о своих увлечениях. Мы дали понять родителям, что настоящим взрослым эти игры и занятия давали возможность развивать свои способности, проявлять себя с лучшей стороны перед товарищами и просто доставляли радость. Они помогут и нашим детям, нужно только научить, сохранить и передать семейные традиции.
На второй встрече, познакомили родителей с историей игры, в подготовке этой встречи принимали участие активные родители:
Акцентировали внимание на том, что настольные игры составляют гигантский пласт культуры человечества, каждая развитая цивилизация создавала свои собственные игры.
Слайд 8. Древнеегипетская игра «Мехен» датируется 3.000 г. до н. э. Доска имела форму закрученной змеи, разделённой на сегменты. В мехен играли при помощи фишек в виде львов и стеклянных шариков. Возможно это была первая бродилка.
В Европе первая бродилка появилась в 16 веке: Франческо 1 де Медичи преподнёс изящную игральную доску с искусно сделанными фишками испанскому королю Филлипу 2. Задачей игрока было, кидая кости, добраться до гуся, сидящего в центре поля. В России эта игра получила название «Гусек».
Она была азартной игрой для взрослых, игрой на деньги или трактирное угощение.
Слайд 9.
Первые детские настольные игры появились только к концу 19 века.
Они перебрались в барские детские комнаты и в деревенские избы. Крестьянские дети игровое поле могли просто нарисовать на земле прутиком, а фишками назначить обычные камешки.
Слайд №10. В советское время детские журналы печатали на своих страницах картинки для игры в ходилки – бродилки, а фишки и кубик или волчок с числами предлагалось сделать самим деткам, с помощью ножниц, клея и бумаги.
Слайд №11. Третью родительскую гостиную мы назвали «Мальчики и девочки играют». На этой встрече мы беседовали с родителями о том, что с самого рождения социально-психологические, культурные, бытовые установки направляют мальчиков и девочек по разным дорогам воспитания. Слайд №12 Мальчики и девочки различаются не только в физическом развитии, но и в своих интересах. Побеседовали об игровом пространстве мальчиков и девочек дома и пришли к выводу, что игровая среда может быть не только развивающей, но и агрессивной. Это позволило определить тему следующей родительской гостиной «Агресивная игровая среда».
Слайд №13. На этой встрече обсуждались вопросы, связанные с ростом числа игр, содержащих насилие, а так же о настольных играх не соответствующих возрасту детей. Так уж сложилось, что мы практически не обсуждаем настольные игры, в которые могут играть дети, а ведь для многих из нас это может быть крайне актуальной и полезной информацией. Многие родители усаживают свое чадо за сложные экономические стратегии или агрессивные варгеймы с кучей мелких компонентов, тем более не подойдут всевозможные ужастики, вроде, зомби.
Игра не должна вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетентностью детского возраста.
Мы попытались немного исправить сложившуюся тенденцию и рассказать родителям про настольные игры для детей дошкольников и их познавательный потенциал (знакомство с окружающем миром, литературными персонажами). Слайд №14
Эти встречи организовывались в вечернее время, один- два раза в месяц.
Слайд №15. Параллельно с этой работой, для родителей организовывались мастер-классы по изготовлению настольных игр, где не только педагоги знакомили родителей с видами игр, изобразительными материалами, но и сами родители делились своими творческими находками. Работа проходила в микро группах по 5-6 человек.
Слайд №16. Папы и мамы изготавливали совместно с ребенком настольную игру ходилку или лото по желанию. Придумывали вместе правила, проигрывали в нее дома, а затем приносили в д/сад для того, чтобы ребёнок научил других детей правилам своей игры.
Таким образом, настольная игра стала условием развития организаторских умений в ситуациях общения со сверстниками.
Были родители, которые откликнулись сразу на нашу просьбу и изъявили желание помочь своим детям.
Первыми изготовили игры самые активные. Чаще родители выбирали вариант игры «шагалки».
Слайд №17. Разница в играх была в содержании для девочек и мальчиков. Родители учли пожелания детей, рекомендации педагогов. Вы видите на слайде, как просто изготовить лото с помощью обычных наклеек. А тему выбрать по желанию ребенка в данном случае это автомобили.
Слайд №18. Девочки в основном увлекаются принцессами, феями и соответственно тема игры выбрана про русалочку.
Порой родители нас удивляли. Игры, изготовленные в семье, были и интересны, и оригинальны, поэтому пользовались популярностью у детей.
Для некоторых детей не составляло труда организовать презентацию собственной игры, имея социальный статус лидера … Но для того, чтобы у застенчивого ребенка презентация прошла успешно, необходима предварительная, индивидуальная работа по вовлечению такого ребенка в различные коллективные формы детской деятельности, оказание ему поддержки (поощрение, похвала, стимулирование уверенности ребенка в собственных силах.
Слайд №19. Родители осознали, что хорошим организатором может быть ребёнок с любым характером, с любым темпераментом и спокойный и бойкий, и медлительный и подвижный. Важно чтобы ребёнок пусть в небольшой группе умел организовать интересное дело, увлечь детей, занять достойное положение в группе, прорекламировать свои возможности.
Важно отметить, что презентация игры должна занимать правильное место в режиме дня. Чтобы ребенок не был ограничен временными рамками, это лучше проводить во второй половине дня. Но о том, что в группе сегодня произойдёт важное событие можно объявить утром в «дружном кружочке»
Слайд 20. К сожалению не все родители отозвались на наше предложение. Поэтому мы проводили вечера игр, на которых родители делились опытом изготовления своих игр. Родители и дети с удовольствием играли в настольные игры. Папы и мамы рекламировали свои игры. Рассказывали где и как разыскали нужную информацию. Слайд 21- 22. В конце все имели возможность взять ту или иную игру домой и поиграть в семье. Научить других членов семьи, папу, младших или старших братьев и сестер, бабушку и дедушку. Эту традицию мы назвали «Игра выходного дня».
Эти мероприятия способствовали установлению теплых неформальных отношений между педагогами и родителями.
Эти встречи стимулировали не заинтересованных родителей, многие стали относиться к настольным играм как интересному серьезному, полезному занятию. Появился интерес приобрести игры домой или изготовить вместе с ребёнком.
Слайд 23- 24. При реализации проекта возникли новые идеи, родились новые краткосрочные проекты по обучению детей технике оригами и бисироплетению. Мастер классы организовывали сами родители и проводили 1 раз в неделю в мини группах.
5этап – это презентация проекта.
Слайд 25-26. Воспитателями были организованы встречи, где воспитанники уже подготовительной группы продемонстрировали и подарили игры, сделанные своими руками детям средней группы.
На этих встречах дети, охотно вступали во взаимодействии с младшими, занимали социально ценную нравственную позицию умелого помощника, организатора общих действий, ответственного за совместную деятельность, чуткого друга. Подключались к игре малышей, они четко формулировали правила, учитывая желания и возможности младших.
Слайд 27. Родители - участники педагогического проекта, с удовольствием организовали мастер классы для родителей средней группы. Делились опытом, творческими идеями.
Педагоги - участники педагогического проекта представили результаты реализации на уровне учреждения и педагогической общественности города.
Благодаря смоделированным педагогическим условиям все участники проекта стали более активными, самостоятельными, творчески инициативными. Дети стали знать много настольных игр, легко могли объяснить игровые правила своим сверстникам.
В результате проведенной работы дети научились уступать друг другу, подчиняться сверстникам, если этого требовала ситуация. Большинство детей умеют решать спорные вопросы и конфликты без помощи взрослого, осознанно берут на себя роль, ведомого или ведущего, уменьшилось проявление псевдолидерства, дошкольники научились адекватно оценивать свои возможности и способности в деятельности, понимают необходимость умения уступать, подчиняясь другим для совместного решения проблемы.
Необходимо помнить, что только сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение поможет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что и составит бесценный социальный опыт, столь необходимый во взрослой жизни.