Наташа Одинцова
Педагогический проект во второй младшей группе «Знакомство с профессией врач»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект во второй младшей группе
Введение.
Социализация ребенка-дошкольника осуществляется в большей степени через игру, как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида, его превращения в созидательного члена общества. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогического воздействия и организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека, члена того общества, к которому он принадлежит.
Публикация «Педагогический проект во второй младшей группе „Знакомство с профессией врач“» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Профессия врач, поликлиника, больница. Проекты
- Темочки
Составной частью процесса социализации детей дошкольного возраста является знакомство с профессиями.
Актуальность.
В жизни дошкольника игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечить зону его ближайшего развития, оказывать воздействие на развитие всех психических процессов и функций личности в целом. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка, и он включается в процесс воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.
Формирование у детей представлений о себе, об окружающем и социальном мире, в т. ч. о профессиях и взаимодействии людей друг с другом является необходимым элементом их подготовки к сюжетно-ролевой игре и обогащения ее содержания. Оно происходит как в процессе специально организованного обучения, так и в повседневной жизни детей, хотя особая роль принадлежит именно НОД. Подготовительная работа предшествует сюжетно-ролевой игре, а затем проводится параллельно с ней. Игра позволяет уточнять, конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и т. п.
Формирование этих представлений осуществляется на экскурсиях, в процессе наблюдения, дидактических игр и игровых упражнений, в процессе ознакомления с художественной литературой, иллюстративным материалом.
На специальных и комплексных групповых и индивидуальных занятиях дети имеют возможность познакомиться с разнообразными свойствами предметов, их назначением, научиться действовать с предметами, знакомятся с профессиями и т. п.
В процессе игровой деятельности дети овладевают жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются способности выражать отношение к окружающей действительности в символико-моделирующих видах деятельности. Таким образом, осуществляется развитие детей, а в целом проходит их первичная социализация.
Проблема:
- недостаточное формирование знаний детей о профессиях;
- недостаточное формирование умений детей играть в сюжетно-ролевые игры;
- недостаточная информированность родителей по данной теме.
Вид проекта : групповой, творческий, информационный, игровой.
По времени проведения:
Среднесрочный (1 месяц).
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Сформированные представления детей о профессии «врач».
2. Понимание детьми значимости данной профессии.
3. Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.
4. Обогатить словарный запас детей медицинской терминологией.
5. Проявление признательности и уважения к труду взрослых.
Разработка проекта :
1. Создать развивающую среду: пополнить уголок «больница». Внести атрибуты: халаты и шапочки врача. Подобрать детскую художественную литературу.
2. Подготовить информацию для родителей о роли игры в воспитании ребёнка. Приобщить родителей к реализации проекта.
Цель: формирование представлений детей о профессии врача.
Задачи:
1. Познакомить детей с профессией врача, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.
2. Закреплять знания детей о профессии врача через игровую деятельность.
3. Воспитывать уважение к труду.
Задачи в интеграции образовательных областей:
- Образовательная область «Познавательное развитие» : формировать знания детей о профессии врача через НОД, экскурсии, беседы.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : развивать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу, пополнять словарный запас медицинской терминологией, создать условия для усвоения опыта общественной жизни, активного познания социальной действительности, воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам.
- Образовательная область «Физическое развитие» : формировать знания детей о ЗОЖ.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» : учить детей лепить витаминки из пластилина; учить делать аппликацию таблеток на пластинке, познакомить детей с произведениями художественной литературы о профессии «врач».
Гипотеза:
Если знакомить детей с профессией врача не только через НОД и беседы, но и игровую деятельность, то эти знания помогут поддержать интерес детей к знакомству с другими профессиями, что играет важную роль в познании социальной действительности.
Принципы.
- Принцип научности. Формировать у детей реальные и конкретные представления о профессии "врач", знания об окружающем мире так, чтобы материал был бы понятен детям.
- Принцип развивающего обучения. Пробудить у детей интерес к профессии "врач", поддерживать желание учиться и узнать новое. Отбор знаний о профессии «врач» должен производиться с учётом целей и задач о. о. «Социализация».
- Принцип доступности. Необходимо устанавливать связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Отбор содержания знаний о профессии «врач» должен производиться в соответствии с познавательными возможностями детей младшего дошкольного возраста.
- Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Материал о профессии "врач" подбирать таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей.
- Принцип наглядности. Обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка через предметную (создание развивающей среды, медицинские инструменты, одежда врача и т. д.) и изобразительную (иллюстрационный материал) наглядность.
- Принцип активности и сознательности. При знакомстве с профессией "врач"применять такие методы и приемы, чтобы дети проявляли активность и самостоятельность при решении познавательных и практических задач. Активизировать познавательные способности, мышление и поведение ребенка.
- Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении. Опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка. Создать условия для всестороннего развития каждого ребенка.
Формы реализации проекта :
Познавательно-исследовательская деятельность:
беседы; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; продуктивная деятельность; решение проблемных ситуаций; моделирование; реализация проекта.
Коммуникативная деятельность:
беседы; ситуативный разговор; речевые ситуации; отгадывание загадок; игры (сюжетные с правилами, дидактические игры.
Роль педагога заключается в проведении анализа воспитательной образовательной работы в данном направлении и определении содержания проекта.
Работа с детьми заключается в следующем:
- выявить знания о деятельности врача;
- обогатить знания детей о профессии «врач» во время НОД; - организовать экскурсию с детьми в медицинский кабинет;
- познакомить с произведениями детской художественной литературы по данной теме; - организовать изобразительную деятельность по данной теме;
- создать условия для организации сюжетно-ролевой игры «Больница».
Работа с родителями подразумевает:
- привлечение к подбору иллюстраций и художественной литературы о профессии «врач»;
- консультации: «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»,
«Как сделать, чтобы дети не боялись врача»;
- привлечение родителей к обогащению игровой среды (сшить кукле одежду врача, приобрести набор с инструментами для игры в «больницу»).
Итоговое мероприятие проекта
Создание совместно с родителями альбома о разных врачебных профессиях : педиатра, отоларинголога, хирурга, офтальмолога, дерматолога, невролога и т. д.
Этапы и содержание проекта «Знакомство с профессией врач»
Реализуемые задачи Образовательная область Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных
областей Самостоятельная
деятельность Взаимодействие с родителями
Образовательная
деятельность в
режимных
моментах Непосредственная
образовательная
деятельность недели
I этап - Информационно-накопительный
Поставить перед детьми проблему.
Решить проблему (обозначить детскую цель).
Уточнить и расширить знания детей о профессии "врач".
Активизировать и расширять словарный запас детей.
Вызвать у родителей интерес к проекту, привлечь их к помощи в осуществлении проекта.
Позн-е р. ,
Соц-комм. Р. ,
Худ-эстетич. р. ,
Физич. Р. Чтение сказки:. К Чуковского"Айболит"
Общение на тему: "Как у Степашки горлышко заболело". Беседа:"Кукла Оля заболела".
Чтение стихов П. Образцова "Лечу куклу", Э. Мошковской "Уши".
Рассматривание альбома «Профессии».
Сюжетно-ролевая игра «Полечим куклу" Консультация для родителей: "Социализация детей через сюжетно-ролевую игру".
Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о профессии врача. Подбор демонстрационного материала, художественной литературы по теме проекта.
Объяснение родителям цели проекта.
1 неделя
Учить детей узнавать и различать врача по внешнему виду. Приобщать родителей к реализации проекта.
Продолжать знакомить детей с деятельностью врача, учить заботиться о больном.
Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга. Позн-е р. ,
Соц-комм. Р. ,
Худ-эстетич. р. ,
Физич. Р.
Чтение стихотворения А. Кардашовой "Наш доктор".
Заучивание стихотворения: «Доктор Айболит» (Фрагмент).
Игры: "Угадай по описанию", "Бывает так или не бывает", "Узнай профессию по инструментам"
Сюжетно-ролевая игра"Кукла Катя заболела", "Врач и медсестра".
Беседа: "Если хочешь быть здоров". НОД"Полечим мишку".
Сюжетно-ролевая игра: "Больница".
Раздать родителям задание: подготовить материал на листе А4 об одной из врачебных профессий (педиатра, отоларинголога, хирурга, офтальмолога, дерматолога, невролога и т. д.)
для создания альбома.
Привлечение родителей к обогащению игровой среды (сшить одежду врача для куклы, приобрести набор с инструментами для игры в больницу). 2 неделя
Аппликация: «Таблетки от кашля".
Дидактические игры: "Что надо врачу", "Назови предмет".
Экскурсия в медкабинет.
Наблюдение за работой медсестры. Настольная дидактическая игра: "Кем быть"
III этап - Презентационно – завершающий
Обобщить представления детей о профессии"Врач".
Учить лепить "витаминки"(шарики).
Обогатить словарный запас детей.
Позн-е р. ,
Соц-комм. Р. ,
Худ-эстетич. р. ,
Физич. Р. Отгадывание загадок о профессиях.
Дидактическая игра: "Едем на работу".
Чтение : И. Драг "Врач".
Беседа: "Как звери открыли лесную больницу". Лепка: "Витаминки".
Беседа: "Какие бывают врачи".
НОД: "Труд врача".
Сюжетно-ролевая игра"Кукла Катя заболела", "Врач и медсестра".
Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах про врача.
Дидактическая настольная игра: "Кем быть", "Важные профессии".
Консультация для родителей:"Как
сделать, чтобы дети
не боялись врача" 3 неделя
IV этап - Контрольно-рефлексивный
Предложить детям рассмотреть иллюстраций по теме проекта, развивать память. внимание.
Расширять знания детей о деятельности врача через
художественные произведения.
Поддерживать интерес детей к сюжетно-ролевой игре. Позн-е р. ,
Соц-комм. Р. ,
Худ-эстетич. р. ,
Физич. Р. Рассматривание иллюстраций по теме проекта.
Дидактическая игра "Для чего этот предмет"
Беседа "Если ты заболел"
Чтение: В Берестов "Больная кукла"
Дидактическая игра "Угадай, что пропало"
Дидактическая игра "Оденем куклу на работу" Дидактическая игра: "От слова к слову"
Рисование, лепка витаминок по желанию детей.
Сюжетно-ролевая игра:
" Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу", "Кукла поправилась".
Выставка альбома «Врачи бывают разные».
Оформление фотостенда "Мы играем". 4 неделя
Результаты проектной деятельности : альбом «Врачи бывают разные» (с фотографиями, стихами, загадками и информацией о деятельности врача).
Выводы по реализации проекта :
В ходе нашего проекта дети узнали много нового о профессиях врача и медицинской сестры; научились выполнять элементарные профессиональные действия врача; пополнили словарь медицинской терминологией; научились брать на себя роль врача, мамы, папы, медсестры и вести диалог во время игры. Таким образом, с профессией "врач" мы знакомили детей не только через НОД, но и через беседы, экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Обеспечение проектной деятельности :
Подбор методической литературы.
Перспективный план работы по теме «Знакомство с профессией врач».
Подбор художественной литературы о врачах.
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
Дидактические игры.
Выставки книг, рисунков, поделок.
Создание условий для игры (оформление игрового уголка "Больница").
Проведение бесед и консультаций с родителями.
Методическое обеспечение:
И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004№4.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина/.
Зайцев Г. К. Уроки Айболита. - СПб, 1995.
Клюева Н. В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
Кряжева С. К. Детские ролевые игры. - Ярославль, 1996.