Корнева Надежда Сергеевна
Педагогический проект в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта.
1. Тема Педагогический проект : «Зимующие птицы» предназначен для реализации в условиях ДОУ общего типа.
2. Тип проекта Познавательный, игровой.
3. Руководитель проекта Корнева Надежда Сергеевна
4. Сроки реализации проекта Краткосрочный,
18 -19 января 2024г.
5. Участники проекта Дети средней группы
Публикация «Педагогический проект в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
(3 - 4 года, воспитатели, родители воспитанников.
Пояснительная записка.
В современных жизненных условиях, проблема экологического воспитания детей приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного возраста происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Тема проекта была выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося нам пользу и радость. В свою очередь, мы должны заботиться о своих крылатых «соседях», особенно в холодное время года, когда доступной пищи для них становится значительно меньше.
Наша задача состоит в том, чтобы научить детей видеть эти проблемы, вызвать желание малышей заботиться о птицах в зимний период.
Актуальность проекта.
Птицы- это наиболее яркие представители живого мира. Мы радуемся появлению птиц, с интересом наблюдаем за ними, но с приходом зимы птицы часто становятся беспомощными. Чем же привлекают нас птицы? Почему нуждаются в нашей помощи? Как мы можем помочь птицам перезимовать?
С приходом зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с ребятами решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды с приходом холодов или потребность в ней возрастает.
Проблема проекта : можем ли мы помочь птицам в зимнее время года?
Гипотеза проекта.
Если мы реализуем данный проект, то у детей повысится уровень знаний о зимующих птицах родного края, а также будут сформированы первоначальные представления об экологической культуре.
Цель проекта : сформировать у детей общие представления о зимующих птицах родного края, об их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц в зимнее время года.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в зимнее время года.
• Дать знания о том, чем кормить птиц зимой.
• Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
• Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц.
• Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
• Развивать коммуникативные особенности.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к птицам, заботливое отношение к ним.
• Вызвать желание у детей изучать образ жизни и поведения птиц зимой.
• Вызвать желание помогать нашим пернатым друзьям в трудных зимних условиях.
• Привлечь внимание детей и родителей к помощи зимующим птицам.
Сфера использования проекта : «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Практическая значимость проекта.
Рассчитываю на то, что в ходе реализации проекта у детей младшего дошкольного возраста будут активно развиваться познавательные способности, дети получат необходимые знания о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни в зимний период.
Ожидаемые результаты:
• расширятся знания детей о жизни птиц зимой, их повадках, питании;
• сформируется бережное отношение к птицам;
• у детей появится желание наблюдать за птицами;
• родители и дети будут заинтересованы заботой о птицах в зимний период.
Педагогические принципы проекта :
• Доступность – учет возрастных особенностей детей.
• Систематичность и последовательность.
• Постепенная подача материала от простого к сложному.
• Динамичность (интеграция образовательных областей).
• Принцип развивающего обучения.
Основные методы реализации проекта :
• Словесные (беседа, рассказ, объяснение);
• Наглядные (рассматривание картин, иллюстраций);
• Практические (наблюдения, подвижные игры, ОД).
Материально – технические ресурсы: картины и иллюстрации с изображениями птиц, дидактические игры по теме).
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
Содержание Ответственный
1. Составление плана деятельности. Воспитатель
2. Подбор методической литературы.
Воспитатель
3. Выявление первоначальных знаний детей о зимующих птицах Воспитатель
4. Подготовка атрибутов, картин, игр для реализации практической деятельности. Воспитатель
2. Основной этап.
Содержание Ответственный
1. Беседа: «Что за птичка? Воробей? Синичка?» Воспитатель
2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением зимующих птиц. Воспитатель
3. Пальчиковая игра: «Зимние птицы».
Воспитатель
4. Наблюдение на прогулке: «На кормушке…» Воспитатель
5. П/ и на прогулке: «Воробушки и кот» Воспитатель
6. Дидактическая игра: «Зимующие птицы». Воспитатель
3. Заключительный этап.
Экологическая акция с детьми: «Покормим птиц зимой». Воспитатель, дети
Работа с родителями: «Мы построим птичий дом…» Воспитатель, родители, дети
Презентация для педагогов по теме проекта Воспитатель
Эффективность реализации проекта.
Разработанный краткосрочный проект работы с детьми младшего дошкольного возраста успешно выполнен, поставленные цели достигнуты:
• У детей сформированы знания о жизни птиц зимой, об их повадках, образе жизни, питании.
• Дети продолжают получать необходимые знания по теме.
• Дети знают о том, чем кормить птиц зимой, понимают, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
• Сформированы умения и навыки по уходу за птицами в зимний период.
Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
Гурец И. И. «Прогулки в детском саду»
Приложение № 1
1. Беседа: «Что за птичка? Воробей? Синичка?»
Цель: познакомить детей с зимующими птицами.
Задачи:
Обучающие:
- учить узнавать по внешнему виду зимующих птиц.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к зимующим птицам;
- развивать речевую активность, зрительную память, внимательность.
Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение к зимующим птицам
Ход беседы:
- Слышите, дети, к нам прилетели разные птички! У каждой птички своя песенка. Интересно! Кто к нам прилетел?
Воспитатель показывает картинки с изображением зимующих птиц (по одной)
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку, эта птица вам знакома? Кто это? (Ответы детей) Воспитатель начинает беседу, задает детям вопросы, подсказывает и поясняет ответы, рассказывает про каждую птицу.
1) Синица. Синица - шустрая и ловкая птица. А что вы знаете про синицу? Василиса, каким цветом у синички грудка? (Желтая грудка) Как ласково можно назвать синицу? (Синичка) Кто знает, какую песенку поет синичка? (Синь-синь-синь)
Пусть снег вокруг искрится, а зимний ветер злится –
Поет, не уставая, синица расписная.
2) Воробей. Воробей – веселая и бойкая птица. Скажите, воробей большой или маленький? (Маленький) Живут воробьи рядом с человеком. Летают небольшой стайкой. А кто знает, что значит стайкой? Стайка - это когда много птичек. Что кушает воробей? Воробей любит ловить мошек, комаров, клюет зернышки. Воробьи громко чирикают. А как они чирикают? (Чик-чирик, чик-чирик)
По тропинкам, по дорожкам скачет серый воробей.
Что он ищет? Ищет крошки для себя и для детей.
3) Сорока. Сорока-белобока. Кто мне скажет, почему сороку зовут белобока? У нее сбоку белые перышки. А еще сороку называют сорока-стрекотуха. Почему? Да потому, что она громко стрекочет. Как стрекочет сорока? (Ча-ча-ча). Повторим все вместе: ча-ча-ча. Зимой сорока прилетает в город, рядом с человеком ей теплее и сытнее.
Не сидит она на месте, на хвосте приносит вести.
Может в них и мало прока. Но горда собой сорока.
4) Ворона. Ворона – большая или маленькая птица? (Большая) Это очень важная птица. Ходит вперевалочку. А еще она хитрая и горластая. Ворона выполняет роль сторожа, она предупреждает всех об опасности. Кто знает, как кричит ворона? (Карр-карр-карр).
5) Голубь. Голубь – очень доверчивая птица. Люди смогли их приручить очень давно. И даже отправляли с голубями письма. Таких голубей называли почтовыми. Голуби часто разгуливают по дорожкам наших парков, клюют семена трав, зернышки и крошки хлеба, которыми их угощают люди. А вы знаете, как голубь разговаривает? Он воркует: уур-уур, уур-уур. Как ласково, можно назвать голубя? (Гуля, гуленька)
- Когда идешь ты на прогулку, возьми с собой кусочек булки.
Будь добрым, корма не жалей, любите дети голубей.
- Дети, все эти птицы не боятся мороза и проводят с нами всю зиму. Поэтому их называют зимующие птицы. Как называют этих птиц? (Зимующие)
- Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они тоже готовятся к зиме. У птиц под перышками вырастает густой и теплый пух. В сильный мороз птицы не летают, а сидят на веточках. Распушатся, нахохлятся, приумолкнут. Что значит нахохлятся? Становятся похожими на пушистые шарики. А еще зимой можно увидеть, как птица стоит на одной лапке. Покажите, как это делает птица? (Дети показывают) Зачем птица стоит на одной лапке? Она обогревает свою лапку в перышках, то одну, то другую. Так птица греется. Зима – очень трудное время года для птиц. Ребятки, а как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Подкармливать) Что для этого нужно сделать? (Кормушки)
- Молодцы, дети! А сейчас мы с вами поиграем!
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
Дети-птички размещаются в гнездышках (обручи). Воспитатель говорит: «Где же, вы птички, воробьи, синички? Из гнезд скорее вылетайте, свои крылья расправляйте! Дети разбегаются по группе, прыгают, «летают», приседают, «клюют зерна». По сигналу воспитателя: «Милые птички, воробьи, синички! В гнездышки летите, свои крылья опустите!» Дети-птички возвращаются в гнезда (обручи). Игра проводится 2 раза.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребятки, птичкам очень у нас понравилось, но им действительно пора улетать в свои гнездышки.
Итог беседы: Сколько на свете удивительных птиц! Важно помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь. Они наши соседи, наши пернатые друзья!
- Пришла холодная зима. Метель и вьюга воет.
И бьются птицы к нам с утра, и ждут, кто им откроет.
Вот с красной грудкой снегирек сидит на ветке – зябнет.
Ворона каркает с утра, а воробей все зерна тянет.
Синица, дятел, голубь, клест, ворона и сорока.
Ждут помощи зимой от нас, ты посмотри, их сколько!
2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением зимующих птиц.
3. Пальчиковая игра: «Зимние птицы».
Я зимой кормлю всех птиц :
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
4. Наблюдение на прогулке: «На кормушке…»
Задачи:
- познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке;
- закреплять знания о внешнем виде птиц;
- привлекать к подкормке зимующих птиц.
Ход наблюдения
Беседа: Ребята, а мы сделали кормушки птицам? Для чего нужны кормушки? Кого же мы будем кормить? Давайте насыплем зернышки и отойдем. Посмотрим: что будет: Кто прилетел к кормушке? Почему мы подкармливаем птиц? Правильно, сейчас зима, на улице холодно и у птиц мало еды. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Как думаете, нравится ли птицам наши угощения?
Мы с вами молодцы! Давайте не будем забывать подкармливать птиц каждый день.
5. П/ и на прогулке: «Воробушки и кот».
Цель: развивать умение детей действовать согласованно, убегать в прямом направлении одновременно всей группой только после словесного сигнала. Ход игры:
Ребенок- «Кот» располагается на одной стороне площадки, а дети- «Воробышки» сидят в «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на другой стороне площадки. Воспитатель произносит слова:
Котя, котенька, коток,
Котя- черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
В это время «Воробышки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на
место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют.) Но, вот просыпается «Кот», мяукает и бежит за
«воробышками», кого поймал выбывает из игры.
6. Дидактическая игра: «Зимующие птицы».
Цель: формировать знания о птицах, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.
Содержание:
1 й вариант. Раздаются карточки с тенями птиц. Ведущий показывает одну из карточек с изображением какой - то птицы, дети называют её и находят среди своих карточек нужную тень. Кто правильно нашёл карточку получает цветное изображение.
2 й вариант. Раскладываем карточки изображением вверх. Предлагается ребёнку найти тень птицы и положить на них цветные карточки. Или наоборот. Разложить изображения птиц и найти их тень.
3 вариант. Использовать карточки с силуэтами и тенью по типу игры "Найди пару". Можно использовать все карточки. Играть индивидуально и с подгруппой.