Наталья Воробьева
Педагогический проект «В гостях у сказки» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему: «В гостях у сказки» (пятая неделя июня)
Автор: Н. В. Воробьева
воспитатель I кв. категории
МАДОУ «Детский сад № 45 «Улыбка»
Актуальность проекта Сказка – это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражающие глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления, рано входит в жизнь ребенка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Из сказок дети черпают множество познаний. Первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, правильный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Публикация «Педагогический проект „В гостях у сказки“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Цель проекта расширение представлений о народных сказках, устном народном творчестве, обогащение личного опыта детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем мире, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста, повышение интереса к чтению художественной литературы – сказок, создание условий для реализации творческого потенциала детей
Образовательная область Задачи Формы, методы, приемы реализации проекта Совместная деятельность с детьми
Речевое развитие
Активизация активного словаря. Обогащение пассивного словаря -активизировать словарь, обогащать образными словами и выражениями
-беседа о русских и литературных сказках «Какие бывают сказки»
-словесная игра: «Из какой сказки» - обогащение словаря (правильное называние героев, действий)
-дидактические игры «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Цепочка слов»
-словесное упражнение «Из какой сказки слова?»
-речевое упражнение «Кто, что умеет делать»- расширение глагольного словаря
-коммуникативная: игра «Кто доброе слово о сказке назовет, тот ручей смело перейдет»
Развитие фонетико-фонематического восприятия, грамматического строя речи-совершенствование звукоподражаний, выразительности и связной речи детей
-дид игра «Что сначала, что потом»
-д/у «Я скажу, а ты закончи»
-д/у «Услышь неверное слово»
-д/и «Начни с того же звука»
Развитие произносительной стороны речи
-учить строить диалоги между героями разных сказок, умение использовать «сказочные» языковые средства, пользоваться интонациями, выражениями разнообразного эмоционального состояния
-речевое дыхание «Понюхай цветочек», «Надуй шарик»
-упражнение на развитие темпа речи «Повтори за мной» (хлопки)
-ритмическое упражнение «Эхо», «Тише – громче»
-развитие фонематического слуха «Где звонили», «Угадай звук», «Что звучит», «Кто позвал», «Узнай по голосу»
-артикуляционная гимнастика «Путешествие с язычком»
-речевая ситуация «Скажи грустно, весело» - развитие интонационной выразительности
Обеспечение коммуникативного развития, совершенствуя диалогическую речь как средство общения -поощрять стремления детей описывать понравившиеся сказочные персонажи и предметы, пересказывать понравившиеся сказки, умение передавать интонацией голоса и характер персонажей
-образовательная ситуация «Что такое сказка» - познакомить детей с народными и авторскими сказками
-игра «Расскажи сказку на новый лад»
-составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку»
-словесная игра «Что было дальше в сказке»
-дид игра «Я знаю пять героев сказки»
Ознакомление с книжной культурой, детской литературой, введение в мир художественного слова -формировать представления у детей о жанре художественной литературы «сказка», продолжать знакомство с авторскими и народными сказками,приучать детей слушать сказки, запоминать небольшие и простые по содержанию сказки
-создание групповой библиотечки «В гостях у сказки»
-чтение русских народных сказок по желанию детей
-рассматривание иллюстраций к книгам «Про Иванушку-дурачка», «Жихарка», «Зимовье», «Лиса и козел», «Лиса-лапотница», «Петушок и бобовое зернышко», «Три поросенка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка», К Чуковский «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» и др.
-разбор пословиц: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»
-заучивание отрывка из произведения «Муха-Цокотуха»
Социально коммуникативное развитие
Формирование основ безопасного поведения:
в быту -с помощью художественных произведений продолжать формировать навыки безопасного поведения в разных ситуациях
-важный разговор о правилах поведения дома и на улице.
-Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам: «Гуси - лебеди», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь»
-игровая ситуация «Сказочная тропа…» - учить находить выход из опасной ситуации,
закреплять умение называть свою фамилию, имя, имя и отчество родителей, домашний адрес, телефон;
социуме (ПДД) -закреплять у детей знания ПДД, довести до их сознания, к чему может привести нарушение правил дорожного движения, воспитывать внимание, отзывчивость, сосредоточенность, дать возможность проявлять самостоятельность мышления
-беседа «Незнайка на проезжей части»
-рассматривание иллюстраций по ПДД
-чтение стихотворения «Эти правила всем знать…»
-настольная игра «Школа пешеходных наук»
природе -дать понятие детям о пользе и вреде воды, познакомить с опасными ситуациями, возникающими около воды и на воде
-ситуативный разговор «0 пользе и вреде воды» (в сказках вода живая и мертвая)
-беседа «Чудеса и превращения в сказках»
Нравственное воспитание -вызвать у детей желание изображать образ сказочного героя, воспитывать чуткость, эмоциональную отзывчивость, умение оказывать помощь друг другу
-круговой сбор «Сказка – ложь, да в ней намёк»
-важный разговор «Я хочу быть похожим на …»
-игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку…»
-дид. упражнение «Кто самый лучший» - дать характеристику сказочному герою
Трудовое воспитание
труд в природе -продолжать формировать внимательное и бережное отношение к зеленым насаждениям, настроить детей на совместную с педагогом деятельность по пересадке растений
-уход за огородом на окне в группе
-рассматривание иллюстраций
-трудовые поручения «Все умеем делать сами» (полив, опрыскивание, рыхление земли)
дежурство -формировать умение добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, полностью сервировать столы
- упражнения в правильной сервировке стола
- разговоры о правилах поведения за столом (пользоваться салфеткой, правильно держать столовые приборы)
коллективный труд -добиваться выполнения задания общими усилиями, воспитывать взаимопомощь,вызывать желание привести в порядок любимые книги, умение самостоятельно замечать неполадки в состоянии книг
– помочь детям распределить обязанности-«Книжкина больница» (ремонт книг)
-беседа «Правила обращения с книгой»
-обсуждение и понимание значения пословиц «Нету скуки, коли заняты руки», «Долог день до вечера, коли делать нечего»
Патриотическое воспитание -подвести к пониманию того, что сказки пробуждают желание творить прекрасное
-организация выставки портретов героев книг, олицетворяющих добро;
-сочинение своей сказки «Сказка на новый лад»
-домино «Персонажи сказок»
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей -формировать умение объединяться в небольшие группы для общей игры, стремиться к согласованным действиям,развивать воображение, поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители, роль воспитателя: подсказать сюжет, формировать у детей дружеские отношения
-сюжетно- ролевая игра «В сказочной стране» - игровые ситуации: «Семья идет в кукольный театр на представление», «Мама читает сказки»
-лото «Сказочные персонажи»
-сочинение загадок о героях из сказок
-настольные игры «По дорогам сказок»
-кубики по мотивам русских народных сказок, «Угадай из какой сказки»
-настольный театр, театр Би-ба-бо – мини-постановки
Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений-формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, закрепить знание цифр, упражнять в присчитывании и отсчитывании единиц, развивать зрительное восприятие, развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве -настольные игры с математическим содержанием «Рассели фигуры», «Закрой окошки в домиках»
-викторина «Герои сказок в цифрах»
-познавательно-исследовательская: «Расставь героев сказки по порядку».
-Игра «Кому принадлежат эти предметы?»
-дидактические игры «Составь целое», «Собери сказку»
-дид /упражнение «Сосчитай героев в сказке»
Детское экспериментирование (исследовательская деятельность)-обогащать знания детей о неживой природе, развивать наблюдательность, внимание, любознательность; помочь почувствовать солнечное тепло: погреть ладошки, найти предметы на участке, которые нагрелись от солнечного тепла
-наблюдение-эксперимент за солнцем (через цветные стеклышки, солнечные очки, цветную слюду)
-вспомнить сказки про солнце («Краденое солнце», «Солнце и луна» и др)
-словесное творчество «Придумай сказку про солнышко, про лето»
-проговаривание чистоговорки: «Лето, лето к нам пришло, смех и радость принесло»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора-подвести к пониманию жанровых особенностей сказки, прививать интерес к русскому народному фольклору, оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
-круговой сбор
- рассказ воспитателя об истории появления сказок
-выставки книг «Русские народные сказки», «Сказки о животных»
-беседа «Что такое сказка?»
-настольные игры: «Сказочное лото», «Русские сказки»
-образовательная ситуация «Как создаётся книга»- познакомить детей с понятием «художник детской книги», «иллюстрация» (компьютерная презентация)
Художественно-эстетическое развитие
Развитие продуктивной деятельности:
лепка -развивать умения лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приёмы
-лепка «Мой любимый сказочный герой»
-свободная деятельность «Угощение для принцессы»
-полочка красоты – рассматривание сказочных фигурок (народные игрушки)
аппликация -развивать умение задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца, вызвать желание дополнять созданное изображение соответствующими деталями, напоминать об осторожном обращении с ножницами, воспитывать усидчивость, самостоятельность
-коллективное изготовление дидактической игры «Что за чем?»
-аппликация «В мире сказок»
-дидактическая игра «Забавные картинки»
-дид /упражнение «Сосчитай лучики у солнышка»
рисование-вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно – выразительными средствами, показать, как лучше располагать сюжет на листе бумаги, развивать творчество, воображение, самостоятельность, постараться раскрыть характер и настроение героя сказки
-рассматривание иллюстраций разных художников к русским народным сказкам
-дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрациям»
-рисование «Моя любимая сказка»
-рисование мелками на асфальте «Солнышко из сказки»
-подбор раскрасок на тему «русские народные сказки»
-выставка рисунков «Животные из сказок»
конструирование-развивать умения изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту или длину, использовать в постройках детали разного цвета; стимулировать обыгрывание постройки и включение ее в игру
-подготовить алгоритмы постройки домиков для зверей
-конструктивная игра «Танграмм»: «Фигуры сказочных животных»
-конструирование по сказке «Теремок»
ручной труд-закреплять умение у детей складывать лист пополам, проглаживать его по сгибу, научить делать из нескольких листов книжку, подбирать обложку по размеру, развивать глазомер, проявлять фантазию в создании творческих работ
-рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий
-изготовление самодельной книги «В мире сказок»
-настольные игры «Собери и угадай», «Исправь ошибку»
-пазлы «Русские народные сказки»
Развитие музыкально- художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству-формировать устойчивый интерес к слушанию музыки, способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых образов, развивать эмоциональную отзывчивость
-песенное творчество: вспомнить песни героев сказок: песня колобка, песенка мамы Козы, трех поросят, львенка и черепахи и т. д.
-музыкальная минутка: прослушивание песен, небольших пьес из мультфильмов по русским народным сказкам
-игры-превращения «Угадай, кто это?»
-упражнение на выработку мимики и развитие пантомимики «Идет медведь по лесу», «Хитрая лиса», и др.
-муз викторина «Угадай, кто поет»
-муз игра «Сказочный оркестр»
Физическое развитие
Физическая культура-упражнять в ходьбе по кругу, с изменением направления; беге с высоким подниманием бедра; в метании в вертикальную цель; ходьбе и беге в колонне по одному с остановкой по сигналу; учить прыгать через короткую скакалку, развивать быстроту движений, ловкость, воспитывать дружелюбие к сверстникам
-подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Поймай и назови»,«Медведи», «Волк во рву»
-повторить разные виды ходьбы: змейкой, через препятствие, из обруча в обруч
-игры малой подвижности «Что мы делали - не скажем, а что делали - покажем», «Зеркало»
-разучивание пальч. гимн. «Раз, два, три, четыре, пять, будем сказки называть…», физминутки «Дождь прошел»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни-формировать у детей представление о пользе и разнообразии блюд
-познавательный разговор «Что такое запеканка»
-рассматривание иллюстрации на тему: «Маша обедает»
-дид игра «Кто что ест» (герои сказок)
-психогимнастика «Сказочные зверушки»- уравновесить эмоции детей
Работа с родителями
-подготовить информационно-познавательный материал для родителей по теме «Сказка в гости к нам пришла»
-рекомендовать родителям посмотреть с ребенком мультфильмы по русским народным сказкам, посетить театральное представление любого детского театра города
-поместить в уголок для родителей мини-рекомендацию для родителей «Значение сказок в жизни ребенка»
-подготовить памятку «Почитай мне сказку, мама»
-оформить папку-передвижку «Знакомство со сказкой»
-провести акцию «Подари группе книгу – сказку»
Ожидаемый результат по данному проекту: в процессе ознакомления со сказками у детей активизируется словарь, развивается связная речь, появляется интерес к играм-драматизациям, обогащается уровень знаний сказок, интерес к чтению художественной литературы, а так же ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности
Итог проекта: Изготовление альбома «Загадки про сказочных героев», проведение викторины «Сказка за сказкой»
Приложение
физминутка
Дождь прошел
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом.
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы…
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы.
Солнце светит, солнце греет гриб стоит как великан
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там…
пальчиковая игра
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Три медведя, Теремок,
Колобок- румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят
- Этим сказкам каждый рад!