Марина Афанасьева
Педагогический проект «В детский сад хожу без слез»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«В детский сад хожу без слез»
Взрослому человеку, с положительным набором ценностей,
при воспитании ребенка - важно не только научить…
а со всем набором полученных знаний и навыков –
адаптировать его к жизненным реалиям…
Серж Гудман
Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс. Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе. Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.
Публикация «Педагогический проект „В детский сад хожу без слез“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
В педагогической литературе адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина, А. И. Мышкис).
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М. Р. Битянова, Я. Л. Коломинский, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, А. А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, Е. А. Ямбург и др.).
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э. В. Ильенков, А. В. Петровский, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней. Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации и ребёнка при поступлении в д/с. От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а так же дальнейшее благополучие, существование в д/с и семье.
Главное направление проекта – это помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Существует 3 степени адаптации:
- с 1 до 15 дней – лёгкая степень;
- от 15 до 25 дней – средняя степень тяжести;
- более 25 дней – тяжелая степень.
Степень адаптации учитывается по таким параметрам:
1. Эмоциональное состояние ребёнка.
2. Социальные контакты ребёнка.
3. Сон ребёнка.
4. Аппетит ребёнка.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям используем следующие формы и способы:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- засыпание с любимой игрушкой;
- релаксационные игры (песок, вода, сухой бассейн);
- сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий;
- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
- культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к МБДОУ:
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы детского сада;
2. постепенное заполнение группы;
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (термометрия, кожные покровы, зев, стул);
6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье).
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Вид проекта: краткосрочный, информационно-практико-ориентированный
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста 3-4 года, родители детей, воспитатели.
Время реализации проекта: 2 месяца - август, сентябрь.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «День начинается с улыбки»;
- подбор анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
- реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям МБДОУ;
- презентация проекта для родителей;
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- безболезненная адаптация ребенка к условиям детского сада, сохранение чувства защищенности и доверия;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- повышение компетентности родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
- снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность МБДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников
- активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
- формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с МБДОУ.
План образовательной работы с детьми и родителями
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
август
- знакомство детей с детским садом, друг с другом;
- сенсорные игры - игры – занятия «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»;
- слушание спокойной музыки, весёлых детских песенок;
- диагностика вновь прибывших детей;
- осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку;
- подвижные игры «Зайка серенький сидит» «Солнышко и дождик» «Ровным кругом»;
- пальчиковые игры - кукольный спектакль «Колобок». - экскурсия родителей по МБДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями.
- организация родительского собрания «Будем знакомы!»
- папка для родителей «В детский сад без слёз»
- памятка для родителей «Как вести себя родителям с ребёнком впервые дни посещения детского сада»
- памятка для родителей «Идём в детский сад»
сентябрь
- чтение потешек, прибауток, скороговорок;
- кукольный спектакль «Теремок»; - игры с песком и водой;
- подвижные игры «По ровненькой дорожке», «Ровным кругом»;
- гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры (хождение по массажной дорожке, по мешочкам с разными наполнителями);
- игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок»;
- дидактические игры «Чудесный мешочек», «Разложи по цвету». - творческие конкурсы.
- презентация «Мой ребёнок»
- консультация «Безопасная дорога»
- памятка для родителей «И ещё несколько советов»
- памятка для родителей «Что нужно знать об адаптации детей»;
- памятка для родителей «В детский сад с радостью»;
Результаты адаптации.
На период адаптации с 13.08.2018г. по 28.09.2018 года в группу поступило 25 ребенка из 27 человек списочного состава.
С момента поступления детей в группу, осуществлялось наблюдение за протеканием периода адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы.
Параметры наблюдения:
- эмоциональное состояние (настроение);
- аппетит во время завтрака, обеда, полдника;
- характер сна и длительность засыпания;
- проявления активности в игре, на занятиях, в речи;
- взаимоотношения с детьми;
- взаимоотношения со взрослыми.
На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, организованная игровая деятельность.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод: 20 детей (87%) адаптировались в легкой форме, т. е. эти дети почти не болели, быстро приспособились к коллективу, режиму дня и порядку детского сада. У детей преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, они активно контактирует со взрослыми и детьми.
5 детей (13%) адаптировались в степени средней тяжести. У них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 1 месяца поведение у детей нормализовалось и самочувствие улучшилось. Эмоциональное состояние детей нестабильно, но при поддержке взрослого дети стали легко отвлекаться и проявлять познавательную активность.
2 ребенка на период адаптации с 13.08.2018г. по 28.09.2018 г. в группе не присутствовали.
Вывод: в ходе реализации проекта адаптация детей к условиям детского сада прошла без осложнений с высоким процентом легкой степени адаптации; эмоциональное состояние детей нормализовалось в короткие сроки.
В период адаптации педагогами было приложено максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. Для того чтобы дети легче прошли адаптацию, дети посещают группу со своими любимыми игрушками, педагогами используются занимательные дидактические игры, шумовые игрушки, нетрадиционные приемы (мыльные пузыри, игры с водой, кукольный театр).
Установлен эмоциональный контакт между сотрудниками, детьми и родителями. Внедряя эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, воспитатели способствовали повышению информационной культуры родителей по вопросам воспитания и образования малышей, возросла активность родителей, включенность их в единое образовательное пространство детского сада.