Наталья Бармина
Педагогический проект «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта: Учимся ориентироваться в пространстве
Тип проекта: Практико-ориентированный
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Долгосрочный
Сроки реализации проекта: С сентября 2015г. по май 2016г.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (13 человек).
Публикация «Педагогический проект „Учимся ориентироваться в пространстве“ для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Ориентировка в пространстве
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Цель проекта: Создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Этапы и сроки реализации:
1 этап: Подготовительный (сентябрь 2015 г.)
2 этап: Основной (октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.)
3 этап: Заключительный (май 2016 г.)
Ожидаемый конечный результат: Сформированы умения ориентироваться в пространстве у дошкольников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Автор проекта: Учитель-дефектолог Бармина Н. В.
Аннотация проекта.
Проект «Учимся ориентироваться в пространстве» направлен на создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В проекте обоснована актуальность, раскрыты основные задачи формирования пространственных представлений, описаны ожидаемые результаты, представлены этапы проведения проекта.
Актуальность.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с задержкой психического развития к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия.
Практика работы показывает, что у детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в овладении пространственными представлениями. Эти дошкольники плохо ориентируются в схеме тела, испытывают затруднения при анализе структуры предмета, восприятии графических образов, понимании и воспроизведении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения. Поэтому, детям с задержкой психического развития необходима своевременная коррекционная помощь по устранению недостатков пространственного ориентирования.
В связи с этим, формирование пространственных представлений рассматривается как приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам процесс формирования пространственных представлений понимается как универсальная способность, активизирующая познавательную деятельность в процессе восприятия.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Отсутствует научно обоснованная методика, которая обеспечила бы формирование у детей с ЗПР способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию и оречевлению категорий пространства в наиболее сензитивный дошкольный период. В тоже время владение пространственными представлениями играет исключительную роль в построении ребенком целостной картины мира и осознании своего места в нем.
Учитывая это, возникает потребность в создании модели формирования пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, исходя из их индивидуальных особенностей и адаптационных возможностей.
Таким образом, значимость проблемы, недостаточная разработанность научно обоснованных методических рекомендаций по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, позволяет считать тему актуальной.
Цель проекта: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных представлений: вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, слева – справа, между, рядом, с, около.
2. Формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения: вперед, назад, налево, направо.
3. Формировать умение определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.
4. Формировать умение обозначать в речи взаимное расположение предметов.
5. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку.
2. Развивать внимание и память.
3. Развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (13 человек).
Сроки реализации проекта: с сентября 2015 года по май 2016 года.
Этапы проведения проекта:
1 этап: Подготовительный (сентябрь 2015 г.)
• Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
• Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
• Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию пространственных представлений, картотек дидактических, развивающих, подвижных игр с детьми.
• Обновление развивающей среды согласно возрасту детей.
2 этап: Основной (октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.)
• Реализация перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
3 этап: Заключительный (май 2016 г.)
• Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов.
• Проведение открытого занятия: «Волшебное путешествие».
Ожидаемые результаты:
- сформировано умение ориентироваться в окружающем пространстве, умение двигаться в заданном направлении;
- правильно определяет правую – левую руку;
- правильно обозначает словом свое местонахождение среди людей и предметов, а также положение одного предмета по отношению к другому;
- ориентируется на листе бумаги;
- умеет переносить полученные знания и умения в другие виды деятельности.
Социальный эффект проекта:
- дети умеют в повседневной жизни самостоятельно ориентироваться как в пространстве (повороты налево, направо, кругом; при переходе проезжей части дороги посмотреть сначала налево, затем направо и т. д., так и на плоскости (при сервировке стола расположение столовых приборов относительно тарелки и т. д.);
- сформирован интерес к играм, развивающим пространственные представления детей;
- сформированы представления о пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Литература:
1. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ Под общей ред. С. Г. Шевченко. — М. : Школьная Пресса, 2003. — 96 с.
3. Градова Г. Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд. пед. наук: Г. Н. Градова. – СПб., 2010.
4. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.- 368с.
5. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина - Брест: Издательство БрГУ, 2006.
6. Помораева И. А, Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.