Белишко Оксана Александровна
Педагогический проект «Театралы»
Введение
«Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве»
(К. С. Станиславский)
Театры Омска имеют богатую историю. Первый театр здесь появился в 70-х годах XIX века. С тех пор театральный Омск очень изменился. Сегодня Омск по праву считается театральной столицей Сибири. Сейчас в Омске насчитывается более 10 театров.
Публикация «Педагогический проект „Театралы“» размещена в разделах
Театры города Омска имеют немало друзей – коллег в Японии, Франции, Германии, которые приезжают в Омск не только на гастроли, но и для совместной работы над спектаклями.
Некоторые театры Омска стремятся наряду с постановкой произведений отечественной и зарубежной классической драматургии открывать новые имена, обращаясь к творчеству молодых авторов и пьесам, не имевшим сценической судьбы.
Проект направлен на решение задач успешной социализации и самореализации дошкольников, приобщение детей к русской народной культуре посредством знакомства со сказкой. Организация театрального семейного клуба «Театралы», объединяющего всех участников образовательного процесса: детей, их родителей и педагогов а также культпоходы в театры города.
О театрах города
«Омский государственный театр куклы, актера, маски Арлекин»
Омский театр кукол основан в 1936 году. Его первые руководители: Е. Аша–Парфеньев и Н. Кузьменко. Артистов было всего шестеро. Организован театр в апреле, а уже в июле маленьким омичам был показан первый спектакль – чеховская «Каштанка». Арлекин - один из самых посещаемых театров города. Для многих маленьких омичей общение с театром началось именно с театра кукол. Коллектив театра прекрасно понимает, что от того, насколько плодотворной будет первая встреча, насколько театр заденет за живое юную душу, во многом зависят будущие отношения между человеком и театром. Именно поэтому в театре уделяется большое внимание работе с юным зрителем. На базе театра регулярно проводятся выставки детского творчества, фестивали, направленные на популяризацию искусства театра кукол, стимулирование интереса к новым явлениям культуры, искусства, а также качественное и масштабное изучение публики, ее вкусов, культурных потребностей и поведения.
«Омский государственный драматический театр Галерка»
Омский театр "Галёрка" создан в 1990 году по инициативе Владимира Витько при поддержке управления культуры администрации города.
Творческим кредо коллектива "Галерки" с момента основания остается приверженность традициям отечественного психологического театра. В его репертуаре сделан упор на классическую русскую драматургию и произведения наших выдающихся современников.
Согласно принятому решению Правительства Омской области в 2008 году начинается строительство нового помещения театра. В настоящее время театр работает.
«Городской драматический театр "Студия" Л. Ермолаевой»
В 1966 году во Дворце культуры нефтяников под руководством Любови Ермолаевой открылся любительский театр Поэзии. Время и события в стране оказали огромное влияние на формирование этого театра. Так называемая хрущевская оттепель пробудила интерес к поэтическому слову. Воздух был пронизан духом романтики и поэзии.
«Омская филармония»
История Омской филармонии началась с эстрадно-концертного бюро, и лишь 1940 г. по решению Управления по делам искусств при Совнаркоме СССР была организована официально. Первым местом расположения стало здание кинотеатра «Художественный», собравшее под своими сводами музыкальные коллективы города.
Омская филармония сегодня это: концертный зал – центральная сценическая площадка города; зал органной и камерной музыки, где установлен орган чешской фирмы «Ригер-Клосс»;
-Омский академический симфонический оркестр – основан в 1966 г. С. Коганом;
-Омский русский народный хор – основан в 1950 г. заслуженным деятелем искусств РСФСР Е. В. Калугиной;
-Омский камерный оркестр – образован в 1974 г. Г. Петренко и М. Кугелем; -Духовой оркестр – на базе филармонии с 1999 г., до этого являлся муниципальным коллективом;
- Ансамбль народных инструментов «Тарские ворота»;
- Вокальный квартет «Премьер»;
-Детская филармония – образована в 1984 г., не имеет штатного коллектива, главная задача – пропаганда детского творчества;
-Детская студия Омского хора – образцовый ансамбль танца «Солнышко».
«ТЮЗ»
Омский театр для детей и молодежи (ТЮЗ) создан в 1937 году по инициативе городских детских и молодежных организаций при поддержке учителей и деятелей искусства города.
Омский ТЮЗ сегодня может похвастаться собственным изданием альманаха «ТеатралЪ», выходящего ежегодно; в нем публикуются рецензии на спектакли театра, написанные его юными зрителями. Труппа театра насчитывает 33 человека, это уникальное единение людей творческих, ищущих, неугомонных и щедрых. Самый первый спектакль, поставленный в ТЮЗе в 1937 году, назывался «Продолжение следует» (пьеса А. Бруштейн). Это символическое название и ведет молодежный театр в будущее.
«Омский государственный драматический Пятый театр»
Омский государственный драматический "Пятый театр" - один из молодых творческих коллективов Омска - крупного сибирского города, известного не только развитой промышленностью, но и высокой театральной культурой.
Он был создан в 1990-м году -во многом благодаря таланту и энергии первого художественного руководителя театра Сергея Рудзинского. С первых своих шагов "Пятый театр" взял курс на создание оригинального репертуарного облика, отличающего его от других омских театров.
"Пятый театр" сегодня - это, прежде всего, открытость и диалог. Спектакли рождаются в атмосфере сотворчества с очень разными, интересными режиссерами. Труппа театра готова постоянно воспринимать новый опыт, это сплоченная актерская команда, способная работать с различными режиссерами, в различных жанрах.
«Омский государственный музыкальный театр»
Омский государственный музыкальный театр ведет свою историю с 1946 года, когда распоряжением Совета Народных Комиссаров РСФСР было принято решение об организации в городе областного театра музыкальной комедии.
Тематический диапазон творческого репертуара театра обширен. Большое место занимают спектакли, созданные на основе русской литературной классики – по произведениям А. С. Пушкина (5, среди которых два, впервые поставленных в Омске балета «Капитанская дочка» Т. Хренникова, 1999 и «Руслан и Людмила» на музыку М. Глинки, 2004, М. Ю. Лермонтова (балет В. Казенина «Песня про купца Калашникова», 1997, Ф. М. Достоевского (мюзикл В. Казенина «Забывчивый жених», 1985, И. С. Тургенева (опера-балет Е. Птичкина «Вешние воды», 1994, А. П. Чехова (балет В. Гаврилина «Анюта», 1993, Н. В. Гоголя (балет на музыку зарубежных и отечественных композиторов «Шинель», 2009).
Постановка задачи
Семья является одним из самых мощных, эффективных средств социализации ребенка, влияющих на формирование его личности, выступающих в качестве главного условия реализации его задатков и способностей, расширяющих простор для его самореализации. Она обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия и уникальностью методов воспитательного и психологического влияния.
Беря свое начало в семье, процесс социализации ребенка-дошкольника, т. е. «процесс врастания в человеческую культуру», продолжается в дошкольном учреждении. И на этапе посещения детского сада семья не должна уходить на второй план, передавая приоритеты социальной адаптации и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений нужна интеграция усилий детского сада и семьи в организации среды, способствующей самовыражению личности, ее социальному развитию.
Одним из мощнейших средств социализации и самореализации ребёнка дошкольного возраста является театрализованная игра. Это необыкновенно привлекательная деятельность для детей. Она приносит ребёнку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества. Она охватывает личность ребё нка и отвечает специфике развития его психических процессов: лёгкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, образного и логического мышления. Это позволяет рассматривать театрализованную игру как деятельность, моделирующую биосоциальные отношения, жизненный опыт людей, подчинённую сюжету и сценарию. Это мощный психотренинг, развивающий всех его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически; именно в условиях такой игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, учится делать выбор. А если рядом с ребёнком в театрализованной игре родители, то развивающий и социализирующий потенциал этого вида деятельности возрастает в несколько раз.
Театрализованная игра проходит почти через все образовательные области дошкольного образования, что удовлетворяет современные федеральные государственные требования.
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Через сказку ребенок входит в мир родной культуры, более легко постигает основные законы мироустройства, вырабатывает систему нравственного поведения.
Родители открыты для общения с педагогами группы, готовы к творческому взаимодействию, самостоятельности. Но для организации эффективного творческого сотрудничества специалистов с семьёй и создания условий для дальнейшей успешной социализации ребёнка, развития его творческого потенциала, необходимо разработать ряд совместных детско-родительских мероприятий, направленных на развитие интереса к народному театральному творчеству.
Нами определены проблемы:
-В детском саду созданы условия для успешной социализации и самореализации детей дошкольного возраста, но недооценивается роль театрализованной деятельности в образовательной практике ДОУ. Родители готовы к творческому сотрудничеству с педагогами группы, но не имеют достаточного опыта участия в театрализованной деятельности.
-Отсутствие выходных семейных культпоходов.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта :
-Организация семейного клуба «Театралы» для детей группы и их родителей, обеспечивающий последующее успешное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию, улучшение эмоционального комфорта в семье и повышение социального благополучия семьи.
Задачи проекта :
-Разработать систему мероприятий для организации театрализованной деятельности с привлечением родителей.
-Реализовать разработанную систему в образовательной практике ДОУ.
- установить тесные доверительные взаимоотношения между специалистами и семьями, с целью создания условий для успешной дальнейшей социализации и самореализации ребёнка;
- вовлечь родителей в театральный семейный клуб на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий и социальный потенциал, их педагогическую компетенцию;
- обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для организации с детьми театрализованных игр в домашних условиях.
- организовать выходные семейные культпоходы в театры города
-Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта в образовательное пространство района, города.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
1-й этап: Подготовительный
Сроки: Период проведения диагностики и составления перспективных планов для интенсивного образовательного процесса, решения материально - технических и финансовых вопросов, а также аналитической и творческой деятельности специалистов ДОУ.
1. Изучение семей воспитанников, условий их семейного воспитания.
2. Создание материально-технических условий для квалифицированной работы специалистов по организации театрализованной деятельности (приобретение костюмов, театрального реквизита; изготовление ширмы, декораций; создание фонотеки).
3. Разработка плана работы семейного клуба «Театралы».
4. Анализ предстоящих детских спектаклей города.
5. Составление плана выходных культпоходов (расписание домашних заданий для родителей)
2-й этап: Практический
Сроки: Период, когда будут проходить ключевые мероприятия проекта, время систематического посещения детьми ДОУ, когда возможно наиболее эффективное взаимодействие с семьёй ребёнка.
1. Взаимодействие специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель) по организации театрализованной деятельности.
1.1. Определение места совместных детски–родительских мероприятий запланированного проекта, в системе образовательной практики ДОУ;
1.2. Работа семейного клуба «Театралы» через разнообразные формы взаимодействия с детьми и родителями:
- индивидуальные и групповые консультации,
- психологические тренинги;
- знакомство с различными видами театра;
-совместное посещение театра, экскурсия за кулисы,
- совместные театрализованные игры;
- использование игр-миниатюр в организации занятий;
- кукольные постановки;
- спектакли с участием всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
2. Расширение связей с театрами Омска (выездные спектакли)
3. Проведение итогового мероприятия - театрализованное действие по мотивам русских народных сказок с участием детей, родителей, педагогов.
В ходе работы над проектом будет осуществляться видео и фотосъемка, проводиться анкетирование родителей, с целью накопления положительного опыта и распространения его в будущем. Достижения детей, как участников театрализованного действия будут оформляться в портфолио. На основе этих данных, можно сделать анализ работы специалистов и скорректировать процесс творческого развития каждого отдельного ребенка.
3 этап: Заключительный
1. Обобщение и анализ результатов реализации проекта.
2. Определение перспектив дальнейшего развития проекта.
Ресурсное обеспечение проекта.
Организационные: планирование деятельности: анализ ситуации, прогнозирование развития процессов; проектирование : разработка проекта по приобщению ребёнка к русской народной культуре через театрализованную деятельность; контроль: промежуточный анализ и корректировка планов.
Кадровые: привлечение специалистов ДОУ, имеющих опыт и желание работать с детьми и их семьями по направлению проекта.
Мотивационные: разработка мероприятий, повышающих заинтересованность родителей в участии в проекте.
Информационные: устная и письменная информация о деятельности других ДОУ по направлениям проекта; о сотрудничестве с родителями; электронный банк данных по направлению проекта; информация из интернета.
Научно – методические: определение концептуальных идей проекта; использование научно-теоретических основ психологии, дошкольной педагогики, теории организации и управления, физиологии.
Материально – технические: создание материальной базы для организации театрализованной деятельности, подготовка помещений для организации работы по проекту.
Нормативно – правовые и документационные: нормативно-справочная документация внутреннего и внешнего характера; документы, нормирующие деятельность педагогов в рамках проекта : методики отслеживания результатов и др.
Календарный график реализации проекта
№ Мероприятия Срок, периодичность Ответственные, исполнители
Подготовительный этап
1 Провести анкетирование родителей для изучения контингента семей, обработать 1 неделя проекта Воспитатели
2 Разработать комплексный план работы семейного театрального клуба 1 неделя проекта Координатор проекта
3 Продолжать оформлять портфолио ребенка 1 неделя проекта Воспитатели, родители
4 Составить план взаимодействия с родителями. 1 неделя проекта Воспитатель
5 Приобрести необходимое театральное оборудование и реквизит. 1 неделя проекта Воспитатели, родители
6 Анализ предстоящих спектаклей в городе 1 неделя проекта Воспитатель
7 Выбор и согласование жанров спектаклей 1 неделя проекта Воспитатель
Практический этап
8 Консультации для родителей 2 раза в месяц Участники проекта
9 Тренинги 1 раз в месяц Воспитатели
10 Совместные театрализованные игры 1 раз в месяц Воспитатели
11 Организация спектакля театров Омска на базе ДОУ октябрь Координатор проекта
12 Постановка сказки – драматизации «Репка» (дети) ноябрь Музыкальный руководитель, воспитатель
13 Постановка сказки – драматизации «Колобок» (дети, родители, педагоги). декабрь Музыкальный руководитель, воспитатель
14 Круглый стол «Театр – это жизнь» январь участники проекта
15 Выходной семейный культпоход. Посещение театра Арлекин февраль Воспитатели, родители
16 Организация спектакля театров Омска на базе ДОУ март Координатор проекта
17 Выходной семейный культпоход. Посещение ТЮЗа апрель Воспитатели, родители
Заключительный этап
18 Анкетирование родителей по результатам реализации проекта май Воспитатели, координатор проекта
Ожидаемые результаты.
В результате выполнения проекта предполагается получить следующие результаты:
1. Организована работа семейного театрального клуба.
2. Дети - увлечённые участники театрализованных игр, действий, кукольных спектаклей, будут успешно адаптироваться и творчески реализовывать свой потенциал в окружающем детском - взрослом сообществе.
3. Родители через участие в совместной детско-родительской театрализованной деятельности станут активными участниками воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого педагогами группы, повысится их педагогическая компетентность.
4. Будут установлены связи со многими театрами города, специализирующихся на постановках детских спектаклей.
Данный проект рассчитан на один год работы ДОУ. Оценка эффективности проводимой по проекту работы будет идти через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта.
Количественные показатели оценки эффективности проекта Качественные показатели оценки эффективности проекта
Какими способами, формами, инструментами будут подтверждены результаты
-Общее количество проведенных специалистами индивидуальных и групповых консультаций для родителей;
-Количество проведённых совместных детски – родительских мероприятий;
-Число родителей, посещающих клуб «Театралы».
-Повышение степени активности родителей в мероприятиях, проводимых ДОУ.
-Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников проекта.
-Улучшение результатов диагностики детей по развитию речи, средств выразительности и коммуникативных навыков.
-Стремление к сотрудничеству, как педагогов детского сада, так и родителей.
-Позитивные отзывы о работе ДОУ в данном направлении.
-Журнал учета проводимых консультаций специалистами.
-Протоколы заседаний Проектной группы, касающиеся выполнения проекта.
-Видео, фотоматериалы по занятиям специалистов, аналитический отчёт.
-Портфолио ребёнка.
-Книга отзывов и пожеланий родителей о работе ДОУ.