Матвеева Татьяна Владимировна
Педагогический проект «Так просто быть нужным!»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-взрослый проект
Полное название проекта : «Так просто быть нужным!».
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц).
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, духовно-нравственный.
Вид проекта : групповой.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Публикация «Педагогический проект „Так просто быть нужным!“» размещена в разделах
Проблема: у старших дошкольников посредством целевого педагогического наблюдения выявлено отсутствие желания помогать близким, не достаточно сформированы духовные ценности.
Цель проекта : создание условий для духовно-нравственного развития старших дошкольников.
Актуальность: согласно п. 4.1 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Дети – это наше будущее. Сегодня при воспитательно-образовательном взаимодействии мы закладываем в них качества, которыми будут обладать будущие доктора, учителя, депутаты и т. д. Духовно-нравственное воспитание выходит на передний план, так как именно оно способствует развитию человечности в детях.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
1. Формировать у детей представления о том, что нужно помогать людям;
2. Формировать у детей представления о справедливости;
3. Формировать у детей навыки анализа на тему «Чем я могу помочь тому или иному человеку»;
4. Закрепить у детей представления о рационально использовании природных ресурсов;
Развивающие:
1. Развивать в детях желание помогать людям и другим субъектам живого мира;
2. Развивать у детей потребность в совершении добрых поступков;
3. Развивать у детей отзывчивость.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские отношения между дошкольниками;
2. Воспитывать желание быть полезным;
Социальные:
1. Воспитывать уважительные чувства к солдатам российской армии, чувство патриотизма.
2. Воспитывать бережное отношение к природе
Для педагогов :
1. определить нравственно-духовные потребности дошкольников на данном этапе развития;
2. разработать детско-взрослую совместную деятельность, способствующую духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы;
3. создать условия для активности родителей, посредством вовлечения в образовательное пространство ДОУ.
4. развивать у детей желание оказывать посильную помощь, совершать добрые дела и поступки на безвозмездной основе.
Для родителей
1. принимать активное участие в совместной детско-взрослой деятельности в рамках проектной деятельности;
2. способствовать духовно-нравственному развитию детей посредством личного примера.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : Альбом добрых дел, «Календарь добрых дел», создание на территории ДОУ «Гостиницы для зимующих птиц», создание в группе приемника для использованных батареек с целью их рациональной утилизации, создание в группе приемника для макулатуры с целью отправки на вторичную переработку сырья.
Продукты проекта :
- для детей: продукты продуктивной детской и детско-родительской деятельности, альбом и календарь добрых дел, «Гостиница для зимующих птиц», приемники для макулатуры и батареек.
- для педагогов : портфолио проекта «Так просто быть нужным», авторские методические разработки.
Предполагаемые результаты:
1. Дети испытывают потребность в совершении добрых дел;
2. Дети повысили уровень духовно-нравственного развития;
3. Дети владеют навыком самоанализа на тему «Чем я могу помочь тому или иному человеку»;
4. Дети бережно относятся к природе;
5. У детей повысился уровень патриотизма;
6. Дети имеют представление о справедливости.
Взаимодействие с родителями:
1. Привлечение родительской общественности к совместной детско-взрослой деятельности (участие в акциях);
2. Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье».
Этапы проектной деятельности :
I.Подготовительный.
1. Формирование проектной группы.
2. Изучение методической литературы по данной теме, обобщение опыта коллег.
3. Разработка плана реализации проекта.
4. Сбор методического обеспечения проекта. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
5. Разработка наглядного, игрового и дидактического материала для реализации проекта.
II.Основной. Реализация проекта.
Недели Образовательная область Вид деятельности
1неделя Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие Совместная детско-родительская акция «Батарейки, сдавайтесь!».
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о правильной утилизации батареек и о том вреде, который они нанесут окружающей среде при условии неправильной утилизации; организация приемника батареек в группе с целью дальнейшей отправки в специализированный пункт приема использованных батареек.
Познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие Беседа «Что такое справедливость?»
Цель: сформировать у детей представление о том, что такое справедливость, развивать мышление, монологическую и диалогическую формы речи.
Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие НОД по развитию речи «Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Цель: ознакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями, формировать у детей навык понимания значений пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога», связывать значение пословицы с определенной ситуацией.
2 неделя Социально-коммуникативное, речевое развитие Беседа «Моя польза».
Цель: формировать у детей навык самоанализа на тему «Чем я могу помочь тому или иному человеку».
Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие Совместная детско-родительская акция по сбору макулатуры «Берегите лес!».
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о вторичной переработке сырья и о рациональном использовании природных ресурсов, воспитание бережного отношения к окружающей природе, повышение уровня экологического воспитания; создание в группе приемника макулатуры для дальнейшей отправки в специальные приемники для вторичной переработки.
Познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие Сюжетно-ролевая игра «Спасатели министерства чрезвычайных ситуаций».
Цель: сформировать у детей представление о профессии «спасатель МЧС», развивать желание помогать людям в сложных ситуациях, сформировать представление о том, какими качествами должен обладать человек данной профессии.
3 неделя Социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие Совместная детско-родительская акция «Поможем птицам перезимовать».
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о той посильной помощи, которую они совместно с родителями могут оказать зимующим птицам, развивать бережное отношение к природе, в частности к птицам. Изготовить «Гостиницу для зимующих птиц», представляющую собой комплекс наполненных кормом для птиц кормушек и скворечников.
Социально-коммуникативное развитие Игра «Тайный друг».
Цель: воспитывать у детей способность делать добрые дела, которые не будут публично поощрены.
Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие НОД Аппликация + Рисование Создание календаря с запланированными добрыми делами на будущее «Календарь добрых дел».
Цель: формировать у детей навык прогнозирования своей деятельности в будущем, анализа. Продолжать воспитывать желание помогать окружающим.
4 неделя Социально-коммуникативное, речевое развитие Совместная детско-родительская акция «Теплый привет из дома», привлечение к сбору посылки солдатам срочной службы.
Цель: развивать у детей желание помогать солдатам российской армии, желание порадовать незнакомых людей, повысить уровень патриотического воспитания старших дошкольников.
Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие НОД Развитие речи «Г. Скребицкий «Как галчонок есть научился» - пересказ произведения».
Цель: формировать навыки пересказа текста без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу;
- развивать выразительность речи;
- воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу.
Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие НОД Аппликация + Рисование «Создание альбома добрых дел».
Цель: обобщить представления детей о проделанной работе, стимулировать детей к дальнейшему духовно-нравственному развитию.
III.Заключительный. Рефлексия.
1. Создание альбома добрых дел.
2. Создание календаря с запланированными добрыми делами на будущее «Календарь добрых дел».
3. Организация на территории детского сада «Гостиницы для зимующих птиц», представляющей собой комплекс наполненных пищей для птиц кормушек и скворечников.
4. Создание в группе приемника для использованных батареек с целью их рациональной утилизации.
5. Создание в группе приемника для макулатуры с целью отправки на вторичную переработку сырья.