Елена Чупина
Педагогический анализ проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит, но в современной науке нет однозначной трактовки данного понятия.
В философии под познанием понимается процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии [14].
Темочки:
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В психологии под познанием (когнитивностью) понимается способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к психическим состояниям (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием (Л. С. Выготский). Процесс познания обеспечивают познавательные (когнитивные) процессы личности : восприятие, память, внимание, мышление, воображение.
В педагогике познание рассматривается как одно из направлений развития детей в процессе обучения и воспитания. Познавательное развитие выступает как одно из направлений образовательного процесса, направленного на сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [28].
Проблемой познавательного развития детей интересовались многие зарубежные и отечественные ученые: Ж. Пиаже, Д. Брунер, А. В., Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. С. Микерина и другие.
Согласно Л. А. Венгер, дошкольный возраст – это возраст развития тех, психологических качеств, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка к школьной жизни. В аспекте изучаемой проблемы дошкольный возраст – это период интенсивного развития воображения и образных форм мышления, а также любознательности, активной ориентировки в окружающем пространстве и познавательной направленности.
А. С. Микерина отмечает, что познавательное развитие – это процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой [13]. К стадиям познавательного развития мы относим : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
К первой стадии относится любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности [5].
В основе любопытства лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Чувственный, сенсорный опыт играет значительную роль и в последующем развитии ребенка.
Вторая стадия познавательного развития детей дошкольного возраста – любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г. И. Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске» [19].
А. И. Сорокина определяет любознательность как общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений.
Н. Ф. Добрынин подчеркивает, что любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.
В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.
Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира [13].
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют : внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета; постоянное притяжение к этому объекту [29].
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения А. С. Микериной, которая под познавательным развитием детей дошкольного возраста понимает процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Рассмотрим, как раскрывается содержание работы ДОУ по познавательному развитию детей дошкольного возраста в различных программах.
Наиболее полно и достаточно подробно задачи познавательного и интеллектуального развития ребёнка представлены в программе под редакцией М. А. Васильевой в разделе «Умственное воспитание». Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода. В программе представлены самостоятельные разделы: «Сенсорное воспитание», «Конструирование», «ФЭМП». В каждом из них подробно прописано содержание деятельности по формированию знаний, умений и навыков детей, даны общие показатели развития по итогам года. Большое значение имеет тот факт, что программа обеспечена методическими и дидактическими материалами.
Программа «Детство» включает задачи развития познавательного интереса и интеллектуального развития детей в разделы : «Предметный мир», «Первые шаги в математику», «Ребёнок открывает мир природы». Каждый раздел обеспечен подробной характеристикой представлений и умений детей. В программе познавательные умения интегрированы с речевыми: действия познавательного характера необходимо сопровождать объяснениями и комментариями. Программа также имеет методическое и дидактическое сопровождение, представленное комплексом творческих и дидактических игр, экспериментированием с разными материалами.
В программе «Радуга» поставлена общая задача: «способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей», в рамках решения которой предлагается: способствовать познавательному развитию детей; формировать ЭМП; способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребёнка. По материалам программы сложно выделить конкретное содержание образовательной деятельности по познавательному развитию детей, отсутствует детализация образовательных задач. Реализация сложного математического содержания, заимствованного из школьной программы при методической и технологической неразработанности, как показывает практика, вызывает трудности у педагогов ДОУ, т. к. не соответствует их профессиональным возможностям. Отсутствуют показатели и критерии познавательного развития ребёнка.
Таким образом, под познавательным развитием детей дошкольного возраста понимается процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.