Олеся Черникова
Педагогический проект «Село моё старинное» по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Публикация «Педагогический проект „Село моё старинное“ по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком. Поэтому и был разработан проект «Село моё старинное», который помогает нам в решении данной проблемы. Реализация проекта предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с родителями и социумом. Ведь важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории поселка, воспоминания старожилов, материал для макета и др., укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.
В прошлые годы складывалась ситуация, в которой ребенок проявлял свои личностные позиции субъекта деятельности в основном только в труде. Тогда как другие виды деятельности, такие как, поход в библиотеку или в школьный музей, общение с близкими людьми и различные виды художественной деятельности, не в меньшей степени развивают нравственно-патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, поселку, природе, обществу, краю.
Цель проекта
- развитие нравственно - патриотической культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.
Задачи:
Развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.
Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
Способствовать повышению активности родителей, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
Этапы и содержание проекта
Концептуальный (сентябрь 2015г.) - Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта.
Исходно-диагностический (октябрь 2015г.) - Разработка диагностического инструментария.
Формирующий (ноябрь 2015г. - апрель 2017г.) - Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Итогово-диагностичекий (май 2017г.) - Оценка уровня
сформированности нравственно-патриотических и гражданских качеств, общественных отношений.
В ходе реализации проекта будет создана развивающая предметно – пространственная среда, которая поможет осуществить основные направления музейной педагогики. В центре «Русская изба» будет создан мини – музей «Бабушкин сундук». При непосредственном участии родителей и социума, дети получат представление о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта, узнают о народных промыслах, познакомятся с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т. д, песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству, организуемые в центре «Русская изба» («Наше село – прошлое и настоящее», «То что любишь – надо беречь!», «Как жили наши предки» -познавательная экскурсия в краеведческий музей, проведение театрализованного представления «Где твое счастье?», творческого дня «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину» приобщат детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки, семейным обычаям и традициям, а также налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Ожидаемый результат реализации проекта
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.