Татьяна Филиппова
Педагогический проект «Рыбачок» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Рыбачок» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет направлен на формирование представлений о морских обитателях рек, озер и морей в процессе наглядно - практического моделирования.
Использование и доступность моделирования в рамках проекта является для ребенка-дошкольника основным путем развития эмпирического обобщения, заключающегося в интеграции в единое целое полученной на основе чувственного опыта информации.
Публикация «Педагогический проект „Рыбачок“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
Отличительной особенностью настоящего проекта является участие каждого ребенка в деятельности, где он становится непосредственным автором зарождения идеи, и активным разработчиком конкретного социально значимого результата.
Адресован педагогическим работникам ДОО.
Наименование проекта: «Рыбачок»
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный
Цель: формирование представлений о морских обитателях рек, озер и морей в процессе наглядно - практического моделирования.
Задачи:
1. Расширять представления детей об обитателях речных, озерных и морских глубинах, их характерных особенностях строения: форма тела, плавники, жабры и т. д. в процессе работы с реальной моделью.
2. Формировать у детей познавательные способности, активизировать их самостоятельную творческо-поисковую деятельность.
3. Развивать мышление при установлении причинно- следственных связей различного характера, умение делать выводы и умозаключения.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к богатствам природы
1этап -Подготовительный этап; 2этап - Практический этап; 3этап - Обобщающий этап
Блоки: «Кто живет в реке»; «Водные жители озер»; «Морские обитатели»
Перечень основных мероприятий: 1. Проведение наблюдений, бесед, анкетирования детей группы
2. Тематические выставки детских работ:
«Кто живет в реке?», «Озерные жители», «Обитатели морских глубин»
3. Квест: «Путешествие в подводный мир»
4. НОД «Где живут рыбы»; «Кто живет в морских глубинах»
5. Изготовление макетов: «Река»; «Озеро»; «Море»
6. Анализ результатов проведённых мероприятий и достижений воспитанников.
Исполнители проекта в основных мероприятиях: Воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Дети старшего дошкольного возраста:
• расширят представления об обитателях речных, озерных и морских глубинах и характерных особенностях, и строении: форма тела, плавники, жабры и т. д.,
• активизируют свои познавательные способности при установлении причинно-следственных связей,
• научатся использовать наглядно- практические модели для формирования целостности восприятия,
будут бережнее относиться к окружающему миру, научаться видеть его красоту и взаимозависимости человека и природы.
Актуальность: Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Традиционные средства и методы обучения не позволяют это
сделать в полном объёме. Использование и доступность моделирования, доказанная в исследованиях Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Л. М. Маневцовой, Н. Н. Поддьякова, И. А. Хайдуровой и др., является для ребенка-дошкольника основным путем развития эмпирического обобщения, заключающегося в интеграции в единое целое полученной на основе чувственного опыта информации. Осуществляется такое обобщение с помощью наглядно-образных средств (сенсорных эталонов, символов, знаков, моделей). Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что использование наглядных практических моделей способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Использование разнообразных моделей об обитателях подводного мира даст возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Реализация перспективного плана осуществлялась:
Утром проводились:
• НОД по теме.
• Беседы по темам.
• Дидактические игры.
• Пальчиковая гимнастика.
- на прогулке:
• Подвижные игры и игры –упражнения.
• Перед обедом: просмотр мультфильмов, разгадывание загадок и чтение книг.
- вторая половина дня
• Составление рассказов и пересказ.
• Заполнение дневника-исследования «Удивительный мир рыб».
• Продуктивная деятельность по созданию элементов макета и пособий (рисование, аппликация).
С целью привлечения внимания родителей и укрепления детско-родительских отношений в семье была организована работа: проведение индивидуальных консультаций, презентаций, привлечение к созданию макетов подводного мира. Каждую неделю в родительском уголке размещались памятки и наглядный материал по теме.
Заключительный обобщающий этап проекта направлен на изучение результатов работы по достижению цели и задач данного проекта. В рамках третьего этапа проекта были использованы те же диагностические методики, что и на первом этапе.
Количественный анализ эффективности сформированных представлений у детей старшего дошкольного возраста интереса к познанию и личностного стремления к практическому изучению важнейших знаний по изучению подводного мира показал: 65% воспитанников достигли высокого уровня и 35% - среднего Таким образом, наблюдается значительная динамика роста показателей эффективности реализации проекта.
Итоговый качественный анализ действий и ответов испытуемых позволил сделать следующие выводы: у детей отмечается большой интерес к различным видам рыб, их среде обитания и особенностям. Детям хочется получить больше информации о взаимосвязях живой и неживой природы. Дошкольники с удовольствием, включаются в изучение данной темы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения, достигают результата и самостоятельно делают выводы. У них сформированы настойчивость, желание продолжать получать новые знания, потребность в деятельности, направленной на сохранение водных обитателей.
Таким образом, полученные результаты доказывают эффективность настоящей проектной деятельности.
Перспективный план работы по реализации проекта «Рыбачок»
1 неделя
1. НОД «Путешествие в рыбье царство»
2. Беседа «Где обитают рыбы»
3. Чтение «Первая рыбка» Е. Пермяк
4. Д/ и «Четвертый лишний»
5. Игры-эксперименты: «В какой воде живёт щука»
6. Консультация для родителей «Выходные на природе с детьми»
7. Привлечь родителей к изготовлению альбома «Обитатели рек, озер и морей»
8. Проведение презентации для детей «Обитатели водоемов»
9. Изготовление дневника -исследований «Удивительный мир рыб»
2 неделя
1. НОД «Обитатели воды – речные рыбы»
2. Беседа “Зачем рыбке плавники и хвост?»;
3. Пальчиковая игра «Рыбка».
4. Чтение авторского рассказа «Рыбалка»
5. Д/и «Подскажи словечко»
6. Подвижная игра «Караси и щука»
7. Чтение русской народной сказки «По щучьему веленью»
8. Просмотр видеофильма «Жизнь речных рыб»
9. Предложить родителям принять участие в фотовыставке «Ловим рыбу вместе с папой»
3 неделя
1. НОД «Рыбка плавает в пруду»
2. Загадывание тематических загадок.
3. Д/и «Узнай рыбу по описанию»
4. Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка»
5. Рассматривание иллюстраций с изображение реки, озера и их обитателей.
6. Видео рассказ «Рыбы»- энциклопедия для детей
7. Выставка картинок «Обитатели рек и озер»
8. Буклеты для родителей «Ловись, ловись рыбка»
4 неделя
1. НОД «Нарисуй свою любимую рыбку»
2. Игра-викторина «Что? Где? Когда? (рыбы)
3. Беседа: «Почему рыбы живут в разной воде?»
4. Подвижная игра «Море волнуется»
5. Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»
6. Чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
7. Раскрашивание картин «В глубинах моря»
8. Просмотр мультфильма «Подводная братва»
9. Подобрать для детей поговорки и пословицы о рыбах
10. Оформление информационной страничке в родительский уголок «Где спит рыбка?»
11. Предложить родителя изготовить с детьми рыбок из соленого теста
5 неделя
1. Квест «Путешествие в подводный мир»
2. Сл. /и «Кто, где живет»
3. Д/и «Веселый рыбачок», «Определи по контуру»
4. Малоподвижная игра «Ручеек»
5. Рассматривание картинок о рыбок в разной среде обитания
6. Предложить родителям записать рассказ ребенка о рыбке для групповой газеты «Наши подводные друзья»
7. Совместное посещение родителя с ребенком в зоомагазин
Оценка результатов
Наглядно-практическое моделирование обеспечивает «погружение» ребенка в интересную для него тему и делают активным участникам образовательного процесса, что позволяет достичь определенных результатов:
• У детей появился интерес к работе с различными моделями для получения знаний и представлений об объектах живой природы. В самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения и делиться ими со сверстниками.
• Педагоги реализовали поставленные цели и задачи по теме проекта, активизировали у детей познавательный интерес и навыки поисковой деятельности
• Родители улучшили детско-родительские отношения. Стали проводить больше времени вместе с детьми и беседовать об охране окружающей среды, совершать совместные поездки и экскурсии, и получили возможность узнать о том, чем дети занимаются в детском саду. Смогли реализовать свои творческие способности.
Достигнутые результаты позволят спрогнозировать дальнейшее развитие проекта.
Дальнейшее развитие проекта
Успешная апробация проекта «Рыбачок» в практике образовательного процесса старшей группы позволяет говорить о перспективности его дальнейшего развития.
Направления деятельности:
• продолжить накопление материала по проблеме;
• привлечь большее число коллег к решению задач экологической грамотности дошкольников;
• организовать творческую выставку дидактического пособия «Загадочный мир водоемов» для детей и родителей ДОУ;
• пропагандировать творческие идеи родителей группы, с помощью доступных им средств, среди коллег и родителей ДОУ.