Лариса Рыбнова
Педагогический проект «Правила движения — достойны уважения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования.
Безопасность взрослых пешеходов зависит от них самих, безопасность детей пешеходов во многом зависит именно от них же. А значит, что на дорогах дети страдают в основном по вине взрослых. Либо по вине взрослых участников движения, либо по вине взрослых, не научивших соблюдать элементарные правила дорожного движения. Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность взрослых.
Публикация «Педагогический проект „Правила движения — достойны уважения“» размещена в разделах
Как говорил Я. Коменский: «Тот, кто мало знает, малому может и учить». Целью создания нашего проекта является стремление дать знания тому, кто может и должен научить наших маленьких воспитанников правилам дорожного движения. И это тот, кто окружает ребенка – взрослые люди: родители и педагоги. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача. И вся работа со взрослыми будет направлена на то, чтобы сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
В каждом дошкольном учреждении проходит месячник по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Это, конечно, не означает, что в другие месяца не нужно заниматься этой серьезной проблемой. Нужно обязательно. Планомерная работа по обучению педагогов, воспитанников и родителей с правилами дорожного движения должна проводиться систематически в течение учебного года. Мы решили обобщить свой опыт работы именно с педагогами в рамках проекта «Правила движения достойны уважения». Данный материал можно использовать в течение учебного года в любое время. Воспитатели, которые находятся в группе с детьми и каждодневно встречающиеся с родителями, имеют огромную возможность сделать значительный шаг в профилактике дорожно-транспортных происшествий. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
То, что знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности, знают все воспитатели всех возрастных групп. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений и т. д., в режимных моментах, в создании предметно-развивающей среды, в ходе игровой деятельности. Но иногда, увлекшись благим делом обучить воспитанников соблюдению правил дорожного движения, воспитатель, особенно если он молодой специалист, использует весь имеющийся арсенал педагогических методов и приемов, не учитывая при этом возрастные возможности младших и старших дошкольников. Услышала такую фразу: «Важнее понимать то, что знаешь, а не знать то, чего не догоняешь». Суть, по-моему мнению, очень верная в отношении детей. Если возрастные особенности детей не учитывать, то они долго будут «не догонять» о чем твердит воспитатель. Работа воспитателя в этом вопросе сложная, он очень много должен знать:
1) физиологические и психические качества, имеющие первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге;
2) факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;
3) наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей, связанные с незнанием собственных возможностей;
4) понятие «риск» и связанные с ним особенности поведения детей на дороге;
5) психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге;
6) психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге;
7) особенности поведения детей дошкольного возраста во дворах, на дорогах и за городом;
8) наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с незнанием психологии водителей;
9) методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
10) факторы, влияющие на результативность занятий по ПДД;
11) методические приемы, используемые на занятиях по ПДД и их специфику;
12) учебные, наглядные и методические пособия,
13) ситуационные и другие практико-ориентированные методы обучения;
14) основные причины нарушения ПДД детьми;
15) типичные ошибки детей на дороге,
16) основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми;
17) особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.
На плечи воспитателя при работе по данной теме ложится огромная задача – научить воспитанников понимать важность соблюдения правил дорожного движения и научить родителей тому же. Если правила не поддерживаются родителями, то можно с уверенностью утверждать, что ребенок не будет их выполнять, находясь вне поля зрения воспитателя. И встает перед воспитателями еще один вопрос: Как построить работу с семьей, чтобы она ощутила важность проблемы? И системная работа старшего воспитателя ДОУ поможет воспитателю ответить на стоящие перед ним вопросы. Интереснее будет проходить обучение и анализ имеющихся знаний по теме, если это не будет сухим чтением лекций с испытующими вопросами, как на экзамене, а интересной деловой игрой или другим нестандартным способом. Да и пользы будет, несомненно, больше. Игровые задания практического характера помогают лучше усвоить новые знания, обобщить уже имеющиеся, исправить ошибки.
Гипотеза исследования: реализация нестандартного подхода к работе с педагогическим коллективом развивает мотивацию воспитателей к использованию творческого подхода при работе с воспитанниками при ознакомлении с правилами дорожного движения и позитивно влияет на формирования грамотного участника движения.
Задачи:
Поиск и разработка инновационных работы с педагогами профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
Вовлечение педагогов в разрешение проблемы детского дорожно-транспортного травматизма;
Апосредованное формирование у детей, навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Результат:
Повышение заинтересованности педагогов в профилактике детского дорожно - транспортного травматизма;
План работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Дата
Мероприятие
Примечание
Сентябрь
Оформление информационных уголков и информационных стендов для детей и родителей по пропаганде ПДД
Ноябрь
Консультация для педагогов «Что должен знать воспитатель о ПДД
Январь
Семинар-практикум «Использование дидактических игр
по ознакомлению дошкольников
с правилами дорожного движения»
Февраль
Игра «Поле чудес»
Март
Конкурс творческих работ «Макет по ПДД»
Апрель
Дорожно-транспортная викторина для педагогов
«И взрослым знать положено правила дорожные»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников
с правилами дорожного движения»
Цель: способствовать расширению практических приемов работы воспитателя в процессе обучения воспитанников с правилами дорожного движения.
1. Вступительное слово ведущего.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в ДОУ.
Сегодня мы, уважаемые педагоги, немного поиграем в игры, которыми Вы можете использовать для обучения дошкольников ПДД.
1. Игра «Составь дорожный знак».
- Для того, чтобы у воспитанников ДОУ формировались знания и понимания дорожной ситуации, необходимо элементарное знание дорожных знаков. Дети любят собирать разрезные картинки, пазлы. Попробуем и мы сейчас собрать знаки из частей (воспитателям предлагаются несколько частей, из которых нужно составить знак дорожный).
3. Игра «Пешеход»
-Перед Вами макет квартала города (на макете расставлены дома, здания, обозначена дорога, светофоры с разными сигналами). Пешеходов нужно расставить на дороге там, где, по-вашему мнению, они могут перейти дорогу.
4. Дети интересуются и улицей, и дорогой, и, конечно же, транспортом, особенно мальчишки. На улице не «дорожки», а «дороги», и по ним мчатся «не машинки», а «машины», и у них не «колесики», а «колеса», под которыми каждый год гибнут сотни детей. Работа с раскрасками «Транспорт», вырезывание транспорта из журналов и составление коллажей и плакатов, листовок и т. д. поможет ребенку осознать всю серьезность движущегося потока тяжелых грузовиков, скоростных автомобилей, трамваев, не умеющих объезжать пешеходов. Вспомните и назовите, пожалуйста, приемы, методы работы по ознакомлению дошкольников разного возраста с транспортом. (Ответы).
Игра «Автолото»
Перед каждым воспитателем лежит на столе карточка (лист формата А4, на котором расчерчены 8 клеток, в каждой из которых картинка какого-либо транспортного средства). Ведущий загадывает загадку про транспортное средство. Тот, кто отгадал загадку, получает картинку с соответствующим транспортным средством и закрывает свою картинку. Тот, кто больше картинок закрыл, выиграл. (Для детей карточки с картинками и загадки меняются со временем).
5. Физминутка «По сигналу светофора»
Ведущий предлагает воспитателем встать, немного размяться. На полу размещены обручи красного, желтого и зеленого цвета. Ведущий загадывает загадки про сигналы светофора. Нужно быстро сориентироваться и встать в обруч нужного цвета.
- Какой цвет нам говорит: «Проходите, путь открыт!»?
- Но смотри-ка, кто такой
Нам велит: «Шагать постой!»?
И сигнал: «Путь опасный!»
Стой и жди, пока я?
- Будь, малыш, всегда смышленый и шагай на свет?
- Не спеши скорей бежать, предлагаю подождать…
6. У старших дошкольников уже достаточный уровень воображения и словарного запаса для того, чтобы составить историю дорожную или рассказ. Нужно только немного помочь им по необходимости. Я приведу пример на основе игры.
«Баба Яга в городе»
Ведущий берет игрушку Бабы Яги в ступе на колесиках и рассказывает о том, что старушка мчится по улице и с ней происходят разные ситуации. Ставит ступу на ленту, которая изображает дорогу. Итак, мчится Баба Яга и вдруг … (Ответы, например, Захотелось ей пообедать. И на пути у неё появился знак, который указал место, где можно покушать. Или на пути ремонт дороги (ставится знак, или объезд (ставится знак) и т. д.). Воспитатели придумывают ситуации и выставляют дорожные знаки.
7. Творческое задание «Создай свой знак»
Ведущий делит воспитателей на две команды (можно по парам или тройкам). Задание: придумать знак дорожный (можно сказочный или к сказке, к сказочной ситуации) и представить его
- Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будьте осторожны на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте доступные игровые и практические ситуации. И учите не только детей, но и родителей. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен. И в ваших группах появятся новые интересные игры и игровые ситуации по обучению детей правилам дорожного движения.
ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«ПОЛЕ ЧУДЕС»
Цель: Стимулировать творческое отношение педагогов к работе, к поиску новых форм работы с родителями и детьми; закреплять и совершенствовать знания в области профилактики безопасности дорожного движения; сближать педагогов, объединив их в едином ритме и направлении работы
Описание игры: данная игра проводится также, как и всем известная телевизионная игра. Выбираются три тройки игроков, им предлагается угадать слово. Затем играют победители каждой тройки. Победитель играет в супер-игру (приз должен отвечать теме игры). Приз для победителя последней тройки игроков (в случае, если он откажется играть в супер-игру) определяет удача: на магнитной доске 6 секторов. Победитель кидает кубик. Число, которое выпадет соответствует номеру карточки, на которой написан приз-выигрыш. Поэтому на поле могут быть сектора «Приз», «Шанс», «Плюс», а остальные сектора просто разноцветные. В любой момент (но только во время своего хода) игрок может рискнуть и назвать слово целиком. Игрок выбывает из игры, если взял Приз (или деньги за него, либо назвал неверное слово.
В черный ящик (приз) можно положить дидактические игры по ПДД, наборы детских машинок, познавательную литературу для детей и воспитателей. В одну шкатулку (когда игрок угадал три буквы подряд) можно положить подарочную карту магазина игрушек, другая – пустая.
Ход игры:
- Ведущий:
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!
Итак, мы начинаем игру «Поле чудес» и тема игры «Дорожная азбука»
Вопрос для первой тройки игроков:
Как в старину на Руси называли большую грунтовую дорогу (в отличие от просёлочной? (Большак.)
Вопрос для 2 тройки игроков:
Каким заграничным словом называется усовершенствование внешнего вида автомобиля и модернизация его технических характеристик? (Тюнинг.)
Вопрос для третьей тройки игроков:
Как называется гостиница для автотуристов? (Кемпинг.)
Вопрос для победителей:
Как в США называют скоростную автостраду? (Хайвей.)
Вопрос для супер-игры
Как называется счётчик пробега автомобиля? (Одометр.)Дорожно-транспортная викторина для педагогов
«И взрослым знать положено правила дорожные»
Цели: повышение уровня педагогического мастерства по теме ПДД.
Участники викторины: воспитатели и специалисты ДОУ
План проведения:
Предварительная работа:
Старший воспитатель готовит задания и является ведущим.
Заранее выбираются члены жюри.
Намечаются время, место проведения викторины и ответственные.
Примечание:
Задания оцениваются в бальной системе. Скорость выполнения – 1 балл (получает первый выполнивший задание). Правильность ответа – 2 балла.
Можно викторину проводить командной игрой, поделив состав участников на команды. В этом случае можно предложить командам придумать название и девиз по теме викторины
Ход викторины:
Задание 1. Разгадай ребус.
Каждый педагог получает конверт с ребусом, в котором зашифровано слово, связанное с дорожными понятиями (Приложение 1). Оценивается точность и скорость разгадки ребуса.
Задание 2. Заморочки из бочки.
Участники вынимают из мешочка бочонки с номерами. Ведущий зачитывает вопрос, соответствующий номеру бочонка (Приложение 2). Оценивается точность ответа.
Задание 3. Сложи фигуру.
Каждый воспитатель получает конверт с фигурой, разрезанной на части. Сложив фигуру из частей нужно прочитать правило, которое должны соблюдать взрослые и дети, чтобы избежать беды на дорогах и улицах. Оценивается скорость.
Музыкальная динамическая пауза. (Жюри подводит первые итоги)
У ведущего в руках 2 светофора картонажных с зеленым и красным пешеходом. Когда ведущий показывает красного пешехода, педагоги, у которых в руках руль, бегают по залу, а у которых руля нет, замирают возле расстеленных на полу, пешеходных дорожек. Когда ведущий меняет светофор с красным пешеходом на светофор с зеленым пешеходом, замирают «водители», а пешеходы активно двигаются по пешеходным дорожкам. Игра проводится под музыку.
Задание 4. «Дорожный поэт»
Участникам игры предлагается к началу стихотворной строчки придумать окончание:
Чтоб ребенок знал правило дорожное,
Воспитателю группы положено….
Время на обдумывание 2-3 минуты. Оценивается оригинальность.
Задание 5. «Знаток дорог»
Ведущий предлагает участникам вопросы. Тот участник, кто быстрее ответил и при этом правильно получает один балл.
Какие дороги в старину называли столбовыми?
(Главные дороги, на которых ставили столбы. На второстепенных дорогах столбов не было.)
Каким французским словом называются водоотводные каналы вдоль дороги?
(Кювет.)
Как называется подземное сооружение для движения автомобильного транспорта?
(Тоннель.)
Как в Германии называют скоростную автомагистраль?
(Автобан.)
Назовите синоним «дорожной пробки».
(Затор.)
Какую линию горизонтальной дорожной разметки нельзя пересекать: сплошную или прерывистую?
(Сплошную. Пересекать сплошные линии или двигаться по ним нельзя.)
Разрешается ли пересекать сплошную линию горизонтальной разметки, если она обозначает край проезжей части дороги?
(Разрешается, чтобы съехать на обочину.)
Как расшифровывается аббревиатура МКАД?
(Московская кольцевая автодорога.)
Задание 6. «Слово не воробей…»
Участники соревнуются на знание пословиц, поговорок, афоризмов о правилах дорожного движения. За каждый ответ участник получает балл.
Динамическая пауза «Ралли»
Пока жюри подводит итоги, участники демонстрируют свою быстроту и ловкость. Участники стоят на одном конце зала, в руках у них палочка с привязанной веревочкой. Другой конец веревочки привязан к машинке, стоящей на другом конце зала. По команде педагоги начинают накручивать веревочку на палочку. Победитель тот, чья машинка первой пересекла финишную черту.
Итог игры.
Жюри объявляет результаты. Победитель получает приз. Остальные участники – памятные медали, Благодарственные письма.
Правила дорожного движения в детском саду
Консультация для педагогов : Что должен знать воспитатель о ПДД
3-4 года
Содержание работы:
Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
Части автомашины, грузовой машины.
Правила дорожного движения :
Поведение на улице
Поведение в общественном транспорте
Сигналы светофора
Развивающая среда:
Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
Рули
Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература:
С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
«Улица шумит»
4-5 лет
Содержание работы:
Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
Правила дорожного движения : переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда:
Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
Крупные и мелкие дорожные знаки.
Картинки на классификацию видов транспорта
Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения
Фланелеграф: машины, дорожные знаки
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»
5-6 лет
Содержание работы:
Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
Изучение работы регулировщика
Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Развивающая среда:
Макет: разные виды перекрёстков
Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
Атрибуты к с/ р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»
Художественная литература:
Н. Носов «Кирюша попадает в переплёт»
6-7 лет
Содержание работы:
Учить детей соблюдать правила дорожного движения
Закрепить правила поведения на улице :
Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги
Развивающая среда:
Макет, имеющий разные виды перекрёстков
Альбомы «Разные виды транспорта»
Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Юрлеин «Любопытный мышонок»
3. Кончаловская Н «Самокат»
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара
Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети»
Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города
Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.
Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила :
На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.
Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
в случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.