Маркевич Надежда
Педагогический проект по валеологическому воспитанию «Растим здоровяков».
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. Проблема воспитания валеологической культуры у дошкольников - одна из актуальных на сегодняшний день. Актуальность объясняется снижением психического и физического здоровья современных детей.
В дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Публикация «Педагогический проект по валеологическому воспитанию „Растим здоровяков“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Возраст от 5 до 7 лет — наиболее благоприятный период формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой выработки у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью, является наличие у него потребности в здоровом образе жизни.
Становление валеологической культуры ребенка обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни.
Задачи:
- регулирование двигательной активности;
- овладение основами гигиенической культуры;
- формирование элементарных знаний о человеческом организме;
- развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, обогащать словарь.
Продолжительность проекта : январь - май 2014года.
Участники проекта : воспитанники 2 старшей группы МБ ДОУ № 10 «Звездочка», воспитатели.
Список литературы:
Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. – Волгоград: Учитель. – 2010. – 170с.
Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство ДОУ : проектирование, тренинги, занятия. – Волгоград: Учитель. – 2009. – 218 с.
Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщаем дошколиников к здоровому образу жизни. – М. : ТЦ Сфера. – 2013. – 128 с.
Технология проекта.
Работу с детьми по валеологическому воспитанию необходимо строить на основе перспективного планирования, что позволяет отслеживать системную и комплексную работу. Мероприятия по валеологической направленности органично вплетаются в режимные моменты и деятельность детей.
Валеологические знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
Организация работы с детьми в рамках непосредственно – образовательной деятельности строится с учетом следующих методических требований:
1. Структура занятий:
Организационный момент.
Гимнастика.
Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее.
Познавательный блок.
Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.
Дидактическая или подвижная игра на закрепление.
Продолжительность каждого блока занятия может варьироваться в зависимости от психо-физиологического и эмоционального состояния детей на данный момент.
2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:
Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении.
Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения.
Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям детей.
Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется мед. Работниками.
3. Учет психо-физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.
Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста.
Соответствие упражнений двигательным возможностям детей.
Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др.).
Учет социального анамнеза и опыта ребенка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка.
Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.
Программа оздоровительно-педагогических занятий с дошкольниками состоит из 6 блоков:
Знай свое тело:
На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
Соблюдай правила гигиены:
Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
Скажи “НЕТ” вредным привычкам:
В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.
Занимайся физкультурой:
Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
Соблюдай режим дня:
Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.
Следи за датчиком настроения:
Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.
Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста.
Январь.
НОД «Сохрани свое здоровье сам!»
Цель: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем.
Задачи: формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья («Здоровье»); формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения («Безопасность»).
Д/и «Если ты заболел», «Чтобы не заболеть».
Февраль.
НОД «Познакомимся со своей кожей»
Цель: изучить внешний вид и строение кожи, уточнить представления о значении кожи.
Задачи: способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек («Здоровье).
Д/и «Хвастунишка», «Лови, бросай, правила гигиены называй».
Март.
НОД «Смотри во все глаза!»
Цель: формировать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
Задачи: способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек («Здоровье»); развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе («Безопасность»).
Д/и «Чтобы глазки не болели», «Видим, слышим, ощущаем».
Апрель.
НОД «Осанка - красивая спина!»
Цель: формировать элементарные представления о скелете человека
Задачи: способствовать становлению устойчивого интереса к здоровому образу жизни, развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения («Здоровье»).
Д/и «Азбука настроения», «Кто что делает?»
Май.
НОД «Спорт - это здоровье!»
Цель: формировать представление о том, что спорт играет немаловажную роль для здоровья организма человека.
Задачи: формировать представления детей об основных источниках и видах опасности и способах безопасного поведения («Безопасность»); развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям («Социализация»).
Д/и «Витаминные перчатки», «Какие продукты здоровье сохраняют?»