Ольга Фадеева
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Саранск-самый лучший город!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей „Саранск-самый лучший город!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – Республики Мордовия. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Саранску - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно – информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет).
Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
Воспитательные:
• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Развивающие:
• Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
• Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Образовательные:
• Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
• Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Формы организации проекта:
1. Анкетирование родителей и детей.
2. НОД.
3. Консультация для родителей по патриотическому воспитанию «Мой родной город Саранск».
4. Выставка детских рисунков «Мой любимый город».
5. Изготовление альбома «Достопримечательности моего города».
6. Оформление стенда «Саранск – вчера, сегодня, завтра».
7. Изготовление фотоальбома «Семейные традиции».
8. Экскурсия по городу Саранску.
9. Развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».
10. Выставка детского рисунка «Мы любим спорт».
11. Литературный досуг «Воспеваем в песнях и стихах любимый город».
12. КВН «Люби и знай свой край родной».
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
• Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей;
• Анкетирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
II этап – основной (практический)
• Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
• Совместные мероприятия с семьями воспитанников;
• Совместные мероприятия с детьми разного возраста;
• Экскурсии по городу;
• Пополнение развивающей среды;
• Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
III этап – итоговый
• Обработка результатов по реализации проекта
• КВН «Люби и знай свой край родной»;
• Презентация проекта «Саранск - самый лучший город».
Место проведения: МДОУ «Детский сад №64 комбинированного вида».
Сроки проведения: С сентября 2014 года по май 2015 года.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: обогащение и систематизация знаний детей об истории города и его культурных ценностях; повышение детской компетенции в вопросах истории, культуры города Саранска; воспитание бережного отношения к природе родного края; активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
Родители: повышение интереса к работе ДОУ, активное участие в конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок, повышение родительской и педагогической компетентности в вопросах истории, культуры города Саранска, формирование заботливого отношения к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Практическая значимость:
Данный проект поможет детям и родителям приобщиться к богатым традициям родного города и края, а так же не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края.
План реализации проекта
Дата Тема Содержание
Сентябрь 2014 «Моя малая Родина» Анкетирование родителей «Наш город».
Анкетирование детей «Что ты знаешь о своём городе?».
Беседа с детьми «Саранск – столица Республики Мордовия».
Октябрь 2014 «История возникновения города Саранска» Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов.
Чтение произведения Л. Филатов,
Е. Осовский «Рассказы из истории Мордовии».
Оформление стенда «Саранск – вчера, сегодня, завтра».
Ноябрь 2014 «Знакомство с гербом и флагом города» Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток книг о Республике Мордовия и о городе Саранске.
Занятие «Родина моя» образовательная область «Познание».
Занятие по аппликации «Флаг Мордовии».
Декабрь 2014 «Экскурсия по городу Саранску» Дидактические игры: «Путешествие по городу», “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку».
Выставка детского рисунка «Мой любимый город».
Литературный досуг «Воспеваем в песнях и стихах любимый город».
Январь 2015 «Достопримечательности города Саранска»
Консультация для родителей по патриотическому воспитанию «Мой родной город Саранск».
Дидактические игры по ознакомлению с родным краем.
Изготовление альбома «Достопримечательности моего города».
Февраль 2015 «Саранск - спортивный»
Познавательно - речевое занятие «Олимпийские медали начинаются с детства».
Развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».
Выставка детского рисунка «Мы любим спорт».
Март 2015 «Дружная семья»
Изготовление фотоальбома «Семейные традиции».
Посещение Краеведческого музея.
Привлечение родителей к пополнению мордовского уголка.
Апрель 2015 «Боевая слава города» Беседа с детьми о Великой Отечественной войне.
Встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей).
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Вспомним те дни».
Май 2015 «Люби и знай свой край родной»
КВН «Люби и знай свой край родной».
Подведение итогов в реализации проекта.
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ.