Саврасова Надежда
Педагогический проект «Играем и речь развиваем» по развитию речи в старшей-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Старомайнский детский сад № 5
Педагогический проект
по развитию речи
в старшей- подготовительной группе
на тему: «Играем и речь развиваем».
Выполнила:
Воспитатель:
Саврасова Н. В.
2024г.
Паспорт проекта:
Проект по развитию речи.
Тема проекта: «Играем и речь развиваем»
Тип проекта: творческий
Сроки реализации проекта: среднесрочный (ноябрь – декабрь)
База реализации проекта:
разновозрастная старшая – подготовительная группа ДОУ
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Содержание проекта:
1. Актуальность проекта.
2. Цель и задачи проекта.
3. Формы реализации проекта.
4. Краткое описание проекта по этапам.
5. План реализации проекта.
6. Ожидаемые конечные результаты проекта.
Актуальность проекта:
Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Поэтому мы решили обратить свое внимание к проблеме развития речи ребенка?
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Задача педагога – помочь детям развить речь. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, то и обучающий материал должен преподноситься в игровой форме. Он усваивается более быстрее и дает более высокие результаты. Для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.
По наблюдениям педагогов начальных классов, одна из основных проблем начинающих первоклассников — неумение говорить связно.
По данным российских учёных, у дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Чаще всего у детей дошкольного возраста:
Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
Бедная речь - недостаточный словарный запас
Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов», а это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос.
Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
Что можно предложить для спасения положения? Игру.
Игру в разном её проявлении: в куклы и в настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле, на природе — везде, где только можно.
Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, усваивает новые речевые конструкции.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка - невозможна!
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.
Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, придумывают новые сюжеты, обсуждая их, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета.
Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов речью и оригинальными событиями.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутверждаться, самовыражаться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Цель проекта:
Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми через игровую деятельность.
Задачи проекта:
1. Создать условия для игровой деятельности в группе и на участке;
2. Развивать все компоненты устной речи;
3. Формировать грамматический строй речи;
4. Обогащать активный, пассивный и потенциальный словарь детей;
5. Развивать связную речь, опираясь на речевой опыт детей, приобретенный во время игровой деятельности; умение вести диалог;
6. Развивать умения задавать вопросы;
7. Продолжать воспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь;
8. Воспитывать желания и умения слушать литературные произведения, следить за развитием действия.
Формы реализации проекта:
* Занятия
* С/р игры.
* Д/игры.
* Чтение художественной литературы.
* Пересказ и драматизация сказок.
* Рассматривание предметных и сюжетных картинок.
* Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен.
* Работа с родителями.
Этапы проекта:
1-й- подготовительный: постановка цели и задач. Определение направлений.
2-й- основной: : выполнение подробного плана работы с детьми; совместная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка разнообразных игр, упражнений, занятий, художественных произведений.
3-й- заключительный: подведение итогов работы над проектом.
План реализации проекта:
Ноябрь:
1-я неделя.
(4.11.- 8.11.24г.)
1. Развивающая игра «Опиши предмет».
2. Д/игра «Назови одним словом».
3. Игра – потешка «По грибы».
4. Мнемологическая таблица – схема «Описание животных: лиса и заяц».
5. Драматизация сказки «Маша и медведь».
6. Занятие: Дидактические игры со словами.
7. Артикуляционная гимнастика «Кто летит в самолете».
8. Консультация для родителей «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка».
2-я неделя.
(11.11.-15.11 24г.)
1. Словесная игра «Закончи предложение».
2. Составление описательного рассказа «Любимая игрушка».
3. Д/игра «Узнай по описанию».
4. С/р игра «Почта».
5. Игра «Подбери признак».
6. Занятие: Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».
7. Игра – драматизация сказки «Рукавичка».
8. Анкетирование родителей «Речь вашего ребенка».
3-я неделя.
(18.11. – 22.11.24г.)
1. Беседа с использованием иллюстраций по сказкам К. И. Чуковского.
2. Театрализованная игра «Три медведя».
3. Д/игра «Горячо – холодно».
4. Игра «Путешествие в страну загадок».
5. С / р игра «Автобус».
6. Проблемная ситуация «Рассказы для Степашки».
7. Описание игрушки по схеме.
8. Консультация для родителей: «Речевые игры в кругу семьи».
4-я неделя.
(25.11.- 29.11.24г.)
1. Разучивание чистоговорок по плану звуковой культуры речи.
2. Познавательная игра «Я и моя речь».
3. Отгадывание и составление загадок.
4. Д/игра «Найди лишний предмет».
5. Драматизация сказки «Колосок».
6. Занятие: Рассказывание по картине «Осень в лесу».
7. С/р игра «Моряки».
8. Выставка книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Декабрь:
1-я неделя.
(2.12.- 6.12.24г.)
1. Игра «Найди на рисунках отличительные признаки».
2. Д/игра «Выбери картинку».
3. Разучивание стихов о зиме.
4. Театрализованная игра «Кто сказал мяу?»
5. Занятие: Пересказ «загадочных истрий».
6. Пальчиковая игра «Зимние забавы».
7. Игра «Что из чего?».
2-я неделя.
(9.12.- 13.12.24г.)
1. Настольная игра «Когда это бывает?»
2. Д/игра «Чья одежда- мамина или Танина?»
3. С/р игра «Салон красоты».
4. Игра «Назови ласково».
5. Пальчиковая игра «Семья».
6. Занятие: Пересказ сказки «Заюшкина избушка».
7. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей».
3-я неделя.
(16.12.- 20.12.24г.)
1. Разыгрывание и решение трудных ситуаций через с/р игры.
2. Занятие: «Давайте поиграем».
3. Словесная игра «Наше путешествие»
4. Разучивание чистоговорок по плану звуковой культуры речи
5. Д/игра «Буква моего имени».
6. Работа с мнемосхемамит по сказкам.
7. Рассказывание по картине «Зима в лесу».
8. Памятка для родителей по обучению связной речи.
4-я неделя.
(23.12.-27.12.24г.)
1. Беседа «Что я знаю о себе».
2. Заучивание стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает».
3. Составление рассказа «Зимние забавы».
4. Обсуждение рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить».
5. С/р игра «Семья».
6. Развлечение «Кто больше знает скороговорки и чистоговорки».
7. Беседа с родителями «Круг чтения детей семилетнего возраста».
Ожидаемые результаты:
Для детей 5-6 лет:
*Повышение интереса детей к родному языку;
*Обогащение активного и пассивного словаря детей;
*Улучшение звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи детей;
*Пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы;
*Изготовление творческих детско-родительских работ.
Для родителей:
*Получение консультаций по вопросам развития речи детей.
*Укрепление связей между детским садом и семьей.
Для воспитателей:
*Повышение знаний по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
*Улучшение отношений между детьми.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Презентация «Играем и речь развиваем».
Вывод:
Проект предусматривает - умение детей свободно общаться, значительно увеличив словарный запас, а также сопровождать свою деятельность речью. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.
Список литературы:
1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» М. Просвещение,1991г.
2. В. В. Гербова «Картинки по развитию речи» - М. ; Просвещение,1985г.
3. Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»- Москва. Просвещение, 1984г.
4. О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» - Москва ТС Сфера,2004г.
5. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» - М. Издательство Совершенство,2001г.
6. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения. конспекты»- Москва ТЦ Сфера, 2004г.
МДОУ Старомайнский детский сад № 5
Педагогический проект
по развитию речи
в старшей- подготовительной группе
на тему: «Играем и речь развиваем».
Выполнила:
Воспитатель:
Саврасова Н. В.
2024г.
Паспорт проекта:
Проект по развитию речи.
Тема проекта: «Играем и речь развиваем»
Тип проекта: творческий
Сроки реализации проекта: среднесрочный (ноябрь – декабрь)
База реализации проекта:
разновозрастная старшая – подготовительная группа ДОУ
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Содержание проекта:
1. Актуальность проекта.
2. Цель и задачи проекта.
3. Формы реализации проекта.
4. Краткое описание проекта по этапам.
5. План реализации проекта.
6. Ожидаемые конечные результаты проекта.
Актуальность проекта:
Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Поэтому мы решили обратить свое внимание к проблеме развития речи ребенка?
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Задача педагога – помочь детям развить речь. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, то и обучающий материал должен преподноситься в игровой форме. Он усваивается более быстрее и дает более высокие результаты. Для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.
По наблюдениям педагогов начальных классов, одна из основных проблем начинающих первоклассников — неумение говорить связно.
По данным российских учёных, у дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Чаще всего у детей дошкольного возраста:
Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
Бедная речь - недостаточный словарный запас
Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов», а это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос.
Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
Что можно предложить для спасения положения? Игру.
Игру в разном её проявлении: в куклы и в настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле, на природе — везде, где только можно.
Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, усваивает новые речевые конструкции.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка - невозможна!
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.
Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, придумывают новые сюжеты, обсуждая их, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета.
Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов речью и оригинальными событиями.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутверждаться, самовыражаться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Цель проекта:
Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми через игровую деятельность.
Задачи проекта:
1. Создать условия для игровой деятельности в группе и на участке;
2. Развивать все компоненты устной речи;
3. Формировать грамматический строй речи;
4. Обогащать активный, пассивный и потенциальный словарь детей;
5. Развивать связную речь, опираясь на речевой опыт детей, приобретенный во время игровой деятельности; умение вести диалог;
6. Развивать умения задавать вопросы;
7. Продолжать воспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь;
8. Воспитывать желания и умения слушать литературные произведения, следить за развитием действия.
Формы реализации проекта:
* Занятия
* С/р игры.
* Д/игры.
* Чтение художественной литературы.
* Пересказ и драматизация сказок.
* Рассматривание предметных и сюжетных картинок.
* Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен.
* Работа с родителями.
Этапы проекта:
1-й- подготовительный: постановка цели и задач. Определение направлений.
2-й- основной: : выполнение подробного плана работы с детьми; совместная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка разнообразных игр, упражнений, занятий, художественных произведений.
3-й- заключительный: подведение итогов работы над проектом.
План реализации проекта:
Ноябрь:
1-я неделя.
(4.11.- 8.11.24г.)
1. Развивающая игра «Опиши предмет».
2. Д/игра «Назови одним словом».
3. Игра – потешка «По грибы».
4. Мнемологическая таблица – схема «Описание животных: лиса и заяц».
5. Драматизация сказки «Маша и медведь».
6. Занятие: Дидактические игры со словами.
7. Артикуляционная гимнастика «Кто летит в самолете».
8. Консультация для родителей «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка».
2-я неделя.
(11.11.-15.11 24г.)
1. Словесная игра «Закончи предложение».
2. Составление описательного рассказа «Любимая игрушка».
3. Д/игра «Узнай по описанию».
4. С/р игра «Почта».
5. Игра «Подбери признак».
6. Занятие: Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».
7. Игра – драматизация сказки «Рукавичка».
8. Анкетирование родителей «Речь вашего ребенка».
3-я неделя.
(18.11. – 22.11.24г.)
1. Беседа с использованием иллюстраций по сказкам К. И. Чуковского.
2. Театрализованная игра «Три медведя».
3. Д/игра «Горячо – холодно».
4. Игра «Путешествие в страну загадок».
5. С / р игра «Автобус».
6. Проблемная ситуация «Рассказы для Степашки».
7. Описание игрушки по схеме.
8. Консультация для родителей: «Речевые игры в кругу семьи».
4-я неделя.
(25.11.- 29.11.24г.)
1. Разучивание чистоговорок по плану звуковой культуры речи.
2. Познавательная игра «Я и моя речь».
3. Отгадывание и составление загадок.
4. Д/игра «Найди лишний предмет».
5. Драматизация сказки «Колосок».
6. Занятие: Рассказывание по картине «Осень в лесу».
7. С/р игра «Моряки».
8. Выставка книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Декабрь:
1-я неделя.
(2.12.- 6.12.24г.)
1. Игра «Найди на рисунках отличительные признаки».
2. Д/игра «Выбери картинку».
3. Разучивание стихов о зиме.
4. Театрализованная игра «Кто сказал мяу?»
5. Занятие: Пересказ «загадочных истрий».
6. Пальчиковая игра «Зимние забавы».
7. Игра «Что из чего?».
2-я неделя.
(9.12.- 13.12.24г.)
1. Настольная игра «Когда это бывает?»
2. Д/игра «Чья одежда- мамина или Танина?»
3. С/р игра «Салон красоты».
4. Игра «Назови ласково».
5. Пальчиковая игра «Семья».
6. Занятие: Пересказ сказки «Заюшкина избушка».
7. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей».
3-я неделя.
(16.12.- 20.12.24г.)
1. Разыгрывание и решение трудных ситуаций через с/р игры.
2. Занятие: «Давайте поиграем».
3. Словесная игра «Наше путешествие»
4. Разучивание чистоговорок по плану звуковой культуры речи
5. Д/игра «Буква моего имени».
6. Работа с мнемосхемамит по сказкам.
7. Рассказывание по картине «Зима в лесу».
8. Памятка для родителей по обучению связной речи.
4-я неделя.
(23.12.-27.12.24г.)
1. Беседа «Что я знаю о себе».
2. Заучивание стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает».
3. Составление рассказа «Зимние забавы».
4. Обсуждение рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить».
5. С/р игра «Семья».
6. Развлечение «Кто больше знает скороговорки и чистоговорки».
7. Беседа с родителями «Круг чтения детей семилетнего возраста».
Ожидаемые результаты:
Для детей 5-6 лет:
*Повышение интереса детей к родному языку;
*Обогащение активного и пассивного словаря детей;
*Улучшение звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи детей;
*Пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы;
*Изготовление творческих детско-родительских работ.
Для родителей:
*Получение консультаций по вопросам развития речи детей.
*Укрепление связей между детским садом и семьей.
Для воспитателей:
*Повышение знаний по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
*Улучшение отношений между детьми.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Презентация «Играем и речь развиваем».
Вывод:
Проект предусматривает - умение детей свободно общаться, значительно увеличив словарный запас, а также сопровождать свою деятельность речью. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.
Список литературы:
1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» М. Просвещение,1991г.
2. В. В. Гербова «Картинки по развитию речи» - М. ; Просвещение,1985г.
3. Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»- Москва. Просвещение, 1984г.
4. О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» - Москва ТС Сфера,2004г.
5. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» - М. Издательство Совершенство,2001г.
6. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения. конспекты»- Москва ТЦ Сфера, 2004г.