Екатерина Уварова
Использование игрового пособия «Город профессий» для формирования основ ранней профориентации у дошкольников
Планируя свою работу, мы опираемся на образовательную программу дошкольного образования МБДОУ д/с №19 «Антошка» г. Белгорода. Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его самостоятельный профессиональный выбор в будущем. Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в РФ. Именно в стенах дошкольного учреждения начинается формирование у ребенка базовых знаний о многообразии и широком выборе видов деятельности.
Вместе с тем необходимо учитывать, что под ранней профориентацией в дошкольном периоде понимается ознакомление детей с многообразием профессий в процессе организации образовательной деятельности.
Ознакомление дошкольников с профессиями в нашем детском саду осуществляется с учётом:
Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №19 г. Белгорода
разработанного Управлением Образования г. Белгорода Профориентационного минимума для уровня дошкольного образования «Формирование у детей 3-7 лет представлений о мире профессий».
Из опыта работы нашей дошкольной организации мы отметили, что создание игрового пособия является эффективной работой по формированию основ ранней профориентации у младших дошкольников.
Вместе с тем необходимо учитывать, что под ранней профориентацией в дошкольном периоде понимается ознакомление детей с многообразием профессий в процессе организации образовательной деятельности, активизация познавательного интереса к специфике профессиональной деятельности взрослых и создание эмоционально-положительного отношения к трудовой деятельности.
В соответствии с профессиональным минимумом для воспитанников среднего дошкольного возраста рекомендован следующий перечень профессий:
Отрасли деятельности человека Название профессии
Медицина Врач - терапевт
Ветеринар
Фармацевт
Пищевая промышленность Пекарь
Сельское хозяйство Овощевод
Животновод
Строительство и архитектура Тракторист
Крановщик
Строитель - каменщик
Транспорт Водитель
Пилот
Торговля и общественное питание Продавец
Повар
Жилищно-коммунальное хозяйство Рабочий по уборке и благоустройству территории (дворник)
Бытовое обслуживание населения, предоставление юридических услуг Парикмахер
Образование и спорт Учитель физической культуры (тренер)
Гувернантка (няня по найму)
Фитнес - тренер
Культура и искусство Музыкант
Военные и правоохранительные профессии Полицейский
Инспектор ГИБДД
Система значимых отношений ребенка с социальной средой определяется возможностями познавательной сферы, наличием образного мышления, наличием самосознания и начальными формами произвольного поведения (действие по инструкции, действие по образцу). Социальная ситуация развития характеризуется выраженным интересом ребенка к системе социальных отношений между людьми (мама-дочка, врач-пациент, ребенок хочет подражать взрослому, быть «как взрослый». Противоречие между стремлением быть «как взрослый» и невозможностью непосредственного воплощения данного стремления приводит к формированию игровой деятельности, где ребенок в доступной для него форме отображает систему человеческих взаимоотношений, осваивает и применяет нормы и правила общения и взаимодействия человека в разных сферах жизни. Для детей среднего возраста рекомендовано осуществлять работу по профориентации, начиная с профессий мам и пап. Мы провели мониторинг и на его основании разработали наше пособие "Город профессий", основной целью которого является - знакомство с названиями профессий родителей, показ важности каждой из них.
Задачи, которые мы решаем через использование данного игрового пособия:
Образовательные: познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий, формирование первоначальных представлений о работе (швея, пожарный, полицейский, врач, кондитер, учитель, строитель, повар).
Развивающие: развитие связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии». Развитие мелкой моторики.
Воспитательные: воспитывать интерес к профессии родителей и уважение к их труду.
Игра «Город профессий»
Материалы и оборудование:
- игровые домики
- плоскостные куклы той или иной профессии
- орудие труда для каждой профессии. (от 3 до 4 шт и дополняется или изменяется с учётом возрастных или индивидуальных особенностей).
- рабочая одежда для каждой профессии. (1 шт на каждую плоскостную куклу).
Вариант игры:
Средний дошкольный возраст.
Цель: дать детям представления о профессиях, познакомить с профессией врач, повар, строитель, полицейский.
Подготовка игрового пространства: игровые домики, плоскостные куклы разных профессий.
Ход игры:
Педагог предлагает детям найти человечка нужной профессии и определить дом, где может работать представитель той или иной профессии.
Усложнение игры: педагог предлагает детям соотнести орудие труда с представителем той или иной профессии.
К 5м годам основными задачами в области социально-коммуникативного развития по ФОП ДО являются:
формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье;
Что напрямую связано с целью усложнения нашего пособия – формирование первичных представлений детей о труде людей разных профессий.
Пример усложнения:
Подготовка игрового пространства: игровые домики, плоскостные куклы разных профессией, орудия труда для каждой профессии.
Ход игры:
Педагог начинает игру с чтения стихотворений о профессиях, затем детям предлагают найти человека нужной профессии и определить дом, где может работать представитель той или иной профессии, и определить какое орудие труда нужно каждому для работы. Педагог рассказывает детям о том, что, куклы собираются на работу, и каждый должен надеть свою рабочую одежду. Дети смогут догадаться кем работает каждый человек, когда соберут их рабочие места (домики) из разных частей и подобрать ему рабочую одежду в соответствии с его профессией.
Усложнение игры: ребенок берет орудие труда, называет его, определяет кому нужен этот инструмент и что им можно сделать, например: рупор, огнетушитель, топор (пожарный).
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для формирования у детей целостного представления о мире профессий необходимо их тесное взаимодействие с использованием современных форм и методов, интересных всем участникам образовательных отношений и создание дидактических пособий на основании профессий родителей - считаем одним из самых интересных.