Получи документы

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина на ладошке» для детей старшей группы

Татьяна Бабина
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина на ладошке» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Родина на ладошке

«Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи,

начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему дому, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к Родине,

ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачев.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Публикация «Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Родина на ладошке“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Свою работу с детьми начинали с семьи, постепенно переходя от малого к большому: сад, родной поселок, страна. Собирали и рассматривали фотографии семейного альбома, совместно с родителями составляли генеалогическое древо семьи. Чтение произведений художественной литературы, изготовление подарков для членов семьи, участие в совместных с родителями мероприятиях, все это помогает нам формировать представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Основное противоречие – противоречие между необходимостью освоить определенные знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путем.

Выход из противоречия – приоритет живого компетентного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Актуальность проекта

В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Но если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства – вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.

Проблема проекта.

Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему дому, краю, к Родине. В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Новизна проекта.

Новизна проекта состоит в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания и объединении различных видов деятельности (познавательной, игровой, краеведческой, творческой, и др., направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: воспитание духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.

Задачи

1. Прививать детям чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

2. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

3. Расширять представления детей о России, как о родной стране, о поселке Ялга, городе Саранск, как о родном месте, где живут дети.

4. Воспитывать уважение к культуре России средствами эстетического воспитания : изодеятельности, художественного слова.

Участники проекта

- воспитатели группы;

- воспитанники группы;

- родители (законные представители) воспитанников

Продолжительность реализации проекта : долгосрочный (сентябрь – май).

Вид проекта : групповой, познавательно-творческий.

Ожидаемые результаты:

- повышение знаний у детей о России, как о родной стране; о городе Саранск, поселке Ялга - как о малой родине;

- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в изодеятельности, в общении со сверстниками и взрослыми, в создании альбома «Моя семья»;

- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Методы проекта :

- Беседы

- Экскурсии

- Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов, потешек)

- Экскурсии

- Игры

- Спортивные развлечения («Папы разные нужны - папы всякие важны», «Папа, мама, я – спортивная семья»)

- Литературно-развлекательные мероприятия ( праздники: праздник «Мамин день – 8 Марта», тематические дни «День космонавтики», «Славный праздник - Пасха», «9 Мая – День победы»)

- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями по теме проекта.

- Анкетирование родителей.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность воспитателей с детьми.

2. Взаимодействие с родителями (законными представителям, социумом.

Реализация проекта

Подготовительный этап:

– определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач;

- подбор и разработка необходимых материалов (бесед, игр, конкурсов, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения, составление плана реализации проекта);

- подготовительная работа с родителями воспитанников группы.

Основной этап:

- чтение произведений художественной литературы, разучивание стихотворений, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций;

- проведение бесед о природе родного края, о семье, о защитниках отечества, о профессиях родителей, сотрудников детского сада;

- игры, конкурсы, изготовление подарков для пап к 23 февраля, подарков для мам к 8 марта;

- информационные стенды;

- изготовление совместно с родителями макетов : солнышко, гаражи для машин;

- проведение конкурсов с родителями.

Заключительный этап:

Создание:

- уголок патриотического воспитания «Наша Родина – Россия»;

- мини-музей патриотического воспитания;

- отчет по проекту.

Тематический план проекта.

I. Сентябрь «У Осени в гостях»

Цель: Расширять представления детей об объектах неживой природы, учить замечать красоту природы, вести наблюдения за погодой; развивать мелкую моторику рук, внимание, память; воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе родного края.

1. Беседа: «Что такое осень?», настольная игра «Складывание разрезной картинки «Осенние листочки», рассматривание картин о природе, разучивание стихотворения «Я и солнышко»,

2. НОД по рисованию: «Рисование солнышка ладошкой», д/ игры:

- «Деревья нашего края»;

-«Что есть у дерева?» наблюдение на прогулке за красотой осенней природы. 3. П/ игры:

- «Солнышко и дождик»,

-1,2,3 к дереву беги, п Пальчиковая игра «Солнышко», папка – передвижка «Природа родного края».

II. Октябрь «Наши праздники»

Цель: Знакомить детей с праздниками нашей страны, бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси. Развивать интерес к русским промыслам и традициям.

1. Беседа «Дом, в котором я живу»

Цель: Расширять знания о доме, учить называть предметы домашнего обихода, мебель, бытовые приборы; воспитывать чувство любви и привязанности к родному дому; учить узнавать дом, квартиру, где живет ребенок, знать и называть свой адрес знакомить детей с трудом взрослых; воспитывать у детей любовь, привязанность к дому, семье.

2. Разучивание приветствия «Здравствуй друг!», хороводной игры «Ниточка – иголочка».

3. Знакомство с государственной символикой нашей Родины, с героями – защитниками.

4. Разучивание с детьми пословиц, поговорок и потешек; оформление в альбоме «Я и моя семья» странички «Мой дом».

5. Инсценировка детьми р. н. сказки «Курочка Ряба».

6. Изготовление родителями атрибутов к сказке;

7. Экскурсия с детьми в музей Д/сада «Мордовская изба»;

С/р. и «Семья», «Магазин», «Парикмахерская».

III. Ноябрь «Моя семья»

Цель: Обогащать представление детей о взрослых людях и детях, семье и культуре общения; вызвать желание говорить о близких людях, называть их имена; помочь детям в осознании своей индивидуальности, особенности, неповторимости; побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь, знакомить детей с трудом взрослых.

1. Беседа по альбомам «Я и моя семья»;

2. Р/и «Меня зовут, тебя зовут»;

3. Чтение стихотворения Я. Акима «Моя семья»; «Петушок с семьей»;

4. Пальчиковая игра «Семья»;

6. Игра-драматизация «Петушок и его семья»;

7. Предложить нарисовать папу, маму, бабушку;

8. С/р игра «Поможем маме», «Семья», «Больница».

IV. Декабрь «Родина моя»

Цель: Вызвать интерес детей и взрослых к государственной символике, прививать любовь к Отечеству и родному краю, знакомить детей с трудом взрослых.

1. Создание в альбоме странички «С чего начинается Родина»;

2. Подбор рисунков и семейных фотографий «Как мы отмечаем Новый год»;

3. Выставка рисунков «Новогодняя игрушка»,

4. Участие родителей в оформлении участка ДОУ снежными постройками;

5. Чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка»;

6. С/р. и. «Строители», «Шоферы»

V. Январь

«Лучше нет родного края»

Цель: Воспитывать гордость за свою малую Родину, свой детский сад (детский сад – моя большая семья, где много друзей, общих интересных дел). Развивать познавательный интерес, память, внимание. Воспитывать интерес к природе и красоте зимней природы; желание приумножать красоту своего детского сада.

1. Разучивание стихотворения «Лучше нет родного края»;

2. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц нашего края»;

3. Проведение целевых прогулок по территории детского сада.

4. Чтение отрывков из стихотворений о природе.

5. Рассматривание в альбомах - картинок животных диких и домашних, фотографий «Елочка зеленая»;

6. Дидактические игры «Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных», «Кто как устроен».

7. С/р. и «Магазин игрушек».

VI. Февраль «Богатыри славной Руси»

Цель: Знакомить детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси. Знакомить детей с жанрами устного народного творчества: сказками, былинами, потешками, народным декоративно-прикладным искусством.

Приобщать к общечеловеческим ценностям.

1. Беседа «Папа может.».

Цель: Способствовать доброму отношению детей к своему папе и воспитанию гордости за его добрые дела и поступки, вызвать желание у мальчиков быть как папа, знакомить детей с трудом взрослых; воспитывать уважение к чужому и своему труду.

2. Рассматривание картины Ю. Васнецова «Богатыри»;

3. Просмотр фрагмента мультфильма о богатырях;

4. Чтение сказки «Алеша Попович и Тугарин змей», беседа по сказке;

5. Фотовыставка – «Мой папа - самый лучший"

6. Беседа о папе;

7. Прослушивание песни «Папа может»;

8. Выставка работ пап и сыновей «Лучший гараж для машины»;

9. Загадки про инструменты,

10. Д/и «Профессии»;

11. Чтение стихов о папе;

12. Рассматривание фотографий «Мой папа»;

13. С/р. и «Моряки», «Шоферы», «Строители».

VII. Март «Мамочка моя»

Цель: воспитывать доброе, уважительное отношение к маме, желание помогать маме, радовать ее хорошими делами и поступками.

1. Беседа «Вот березка, вот рябина»

Цель: Прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе; формировать бережное отношение живой и неживой природе.

2. Чтение стихотворений о маме.

3. П/и «Курица и цыплята»;

4. Игра-драматизация «Найди свою маму»;

5. Этюд «Маме улыбнемся».

6. Рассматривание картин о природе;

7. Д/и «Деревья нашего края», «Что есть у дерева»;

8. Наблюдение на прогулке за красотой березки, любование ее красотой;

9. П/и «1,2,3, к дереву …. беги»,

10. Беседа: «Что мы Родиной зовем,

11. Складывание разрезной картинки «Любимое дерево».

12. Папка – передвижка «Природа родного края»;

13. Совместное рисование «Белая березка».

VIII. Апрель «Если только захотим, в космос сразу полетим».

Цель: формировать у детей элементарные представления о космосе. Развивать интерес к познанию окружающего мира.

Прививать чувство гордости за свою страну, желание быть в чем-то похожим на героев-космонавтов покоривших Космос.

«Народные традиции и промыслы»

Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.

1. Загадки о космосе;

2. Рассматривание плакатов «Земля из космоса»;

3. Картинки на тему «Космос»;

4. Рисунки детей и родителей на тему «Сказочные галактики»;

5. Изготовление совместно с родителями «Модель космического пространства».

6. Беседы: «Народный праздник – Масленица», «Ремесла далекого прошлого», 7. Знакомство с Дымковской игрушкой;

8. Рассматривание иллюстраций «Золотая хохлома»;

9. С/р игра «В гостях у городецких мастеров».

10. Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.

11. Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».

12. Праздник «Развеселая ярмарка».

IX. Май «Мир, в котором я живу»

Цель: Воспитывать духовно-нравственную личность, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

«Дружба – это чудо».

Воспитывать дружеские чувства к окружающим, умение быть настоящим другом или подругой. Быть готовым в любое время прийти на помощь. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за историю становления страны, ее народ и достижения.

1. Создание уголка в группе «Моя Родина»;

2. Прослушивание гимна России;

3. Создание макета совместно с родителями и воспитателями «Наша родина - Россия»;

4. Рассматривание карты России,

5. Д/и «Собери флаг», С/р. и «Семья», «Путешествие».

6. Беседа «О дружбе и друзьях»;

7. Рисование совместно с родителями «Дерево дружбы»;

8. Игра ««Да-да-да, Нет-нет -нет»;

9. Рассказ о Дне Победы;

10. Выставка поделок родителей «Поздравим ветеранов»;

11. Создание в альбоме «Я и моя семья» странички «Мой дедушка и папа –защитники Родины».

Работа с родителями

1. Привлечь родителей к сбору фотографий в фотоальбом «Моя семья» (мамина страничка «Самая, самая», папина страничка «Мой папа самый.», страничка бабушки и дедушки «Мои дедушка и бабушка»).

2. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к играм по темам: «Семья», «Магазин», «Строители», «Водители», «Парикмахерская», ряженье «Мамин сундучок».

3. Подготовить консультацию для пап «В семье растёт сын», «В семье растет дочка».

4. Обратить внимание родителей на выбор игрушек для ребёнка соответственного возраста и пола.

5. Беседы с родителями о любимых игрушках детей.

6. Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления фотоальбома «Моя первая энциклопедия» (папина страничка «Мой папа умеет…»).

7. Организовать совместную деятельность с папами и мамами по теме проекта.

8. Привлечь родителей к оформлению патриотического уголка в группе.

Методическое обеспечение

-Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Н. А. Карпухина. Программная разработка образовательных областей во второй младшей группе детского сада.

Н. В. Нищева. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

Публикации по теме:

Конспект беседы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя Родина» в старшей группе Цель: воспитание патриотического чувства, уважения и любви к Родине. Предварительная работа. Разучивание русских народных пословиц о России.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Программное содержание: - Расширить.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Образовательный проект для детей второй младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Семь Я» ПРОЕКТ «Семь Я»Актуальность проблемыКак у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительно - логопедической группе «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Проект посоциально.

Проект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возрастаПроект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста Цель проекта:  формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста  через знакомство с семьей. Задачи.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина на ладошке» для детей старшей группы
Опубликовано: 10 ноября 2023 в 10:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина на ладошке» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бабина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД