Татьяна Бабина
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина на ладошке» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Родина на ладошке
«Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи,
начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему дому, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к Родине,
ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Родина на ладошке“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Свою работу с детьми начинали с семьи, постепенно переходя от малого к большому: сад, родной поселок, страна. Собирали и рассматривали фотографии семейного альбома, совместно с родителями составляли генеалогическое древо семьи. Чтение произведений художественной литературы, изготовление подарков для членов семьи, участие в совместных с родителями мероприятиях, все это помогает нам формировать представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Основное противоречие – противоречие между необходимостью освоить определенные знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путем.
Выход из противоречия – приоритет живого компетентного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.
Актуальность проекта
В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Но если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства – вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.
Проблема проекта.
Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему дому, краю, к Родине. В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Новизна проекта.
Новизна проекта состоит в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания и объединении различных видов деятельности (познавательной, игровой, краеведческой, творческой, и др., направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: воспитание духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.
Задачи
1. Прививать детям чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
3. Расширять представления детей о России, как о родной стране, о поселке Ялга, городе Саранск, как о родном месте, где живут дети.
4. Воспитывать уважение к культуре России средствами эстетического воспитания : изодеятельности, художественного слова.
Участники проекта
- воспитатели группы;
- воспитанники группы;
- родители (законные представители) воспитанников
Продолжительность реализации проекта : долгосрочный (сентябрь – май).
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий.
Ожидаемые результаты:
- повышение знаний у детей о России, как о родной стране; о городе Саранск, поселке Ялга - как о малой родине;
- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в изодеятельности, в общении со сверстниками и взрослыми, в создании альбома «Моя семья»;
- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Методы проекта :
- Беседы
- Экскурсии
- Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов, потешек)
- Экскурсии
- Игры
- Спортивные развлечения («Папы разные нужны - папы всякие важны», «Папа, мама, я – спортивная семья»)
- Литературно-развлекательные мероприятия ( праздники: праздник «Мамин день – 8 Марта», тематические дни «День космонавтики», «Славный праздник - Пасха», «9 Мая – День победы»)
- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями по теме проекта.
- Анкетирование родителей.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность воспитателей с детьми.
2. Взаимодействие с родителями (законными представителям, социумом.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
– определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач;
- подбор и разработка необходимых материалов (бесед, игр, конкурсов, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения, составление плана реализации проекта);
- подготовительная работа с родителями воспитанников группы.
Основной этап:
- чтение произведений художественной литературы, разучивание стихотворений, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций;
- проведение бесед о природе родного края, о семье, о защитниках отечества, о профессиях родителей, сотрудников детского сада;
- игры, конкурсы, изготовление подарков для пап к 23 февраля, подарков для мам к 8 марта;
- информационные стенды;
- изготовление совместно с родителями макетов : солнышко, гаражи для машин;
- проведение конкурсов с родителями.
Заключительный этап:
Создание:
- уголок патриотического воспитания «Наша Родина – Россия»;
- мини-музей патриотического воспитания;
- отчет по проекту.
Тематический план проекта.
I. Сентябрь «У Осени в гостях»
Цель: Расширять представления детей об объектах неживой природы, учить замечать красоту природы, вести наблюдения за погодой; развивать мелкую моторику рук, внимание, память; воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе родного края.
1. Беседа: «Что такое осень?», настольная игра «Складывание разрезной картинки «Осенние листочки», рассматривание картин о природе, разучивание стихотворения «Я и солнышко»,
2. НОД по рисованию: «Рисование солнышка ладошкой», д/ игры:
- «Деревья нашего края»;
-«Что есть у дерева?» наблюдение на прогулке за красотой осенней природы. 3. П/ игры:
- «Солнышко и дождик»,
-1,2,3 к дереву беги, п Пальчиковая игра «Солнышко», папка – передвижка «Природа родного края».
II. Октябрь «Наши праздники»
Цель: Знакомить детей с праздниками нашей страны, бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси. Развивать интерес к русским промыслам и традициям.
1. Беседа «Дом, в котором я живу»
Цель: Расширять знания о доме, учить называть предметы домашнего обихода, мебель, бытовые приборы; воспитывать чувство любви и привязанности к родному дому; учить узнавать дом, квартиру, где живет ребенок, знать и называть свой адрес знакомить детей с трудом взрослых; воспитывать у детей любовь, привязанность к дому, семье.
2. Разучивание приветствия «Здравствуй друг!», хороводной игры «Ниточка – иголочка».
3. Знакомство с государственной символикой нашей Родины, с героями – защитниками.
4. Разучивание с детьми пословиц, поговорок и потешек; оформление в альбоме «Я и моя семья» странички «Мой дом».
5. Инсценировка детьми р. н. сказки «Курочка Ряба».
6. Изготовление родителями атрибутов к сказке;
7. Экскурсия с детьми в музей Д/сада «Мордовская изба»;
С/р. и «Семья», «Магазин», «Парикмахерская».
III. Ноябрь «Моя семья»
Цель: Обогащать представление детей о взрослых людях и детях, семье и культуре общения; вызвать желание говорить о близких людях, называть их имена; помочь детям в осознании своей индивидуальности, особенности, неповторимости; побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь, знакомить детей с трудом взрослых.
1. Беседа по альбомам «Я и моя семья»;
2. Р/и «Меня зовут, тебя зовут»;
3. Чтение стихотворения Я. Акима «Моя семья»; «Петушок с семьей»;
4. Пальчиковая игра «Семья»;
6. Игра-драматизация «Петушок и его семья»;
7. Предложить нарисовать папу, маму, бабушку;
8. С/р игра «Поможем маме», «Семья», «Больница».
IV. Декабрь «Родина моя»
Цель: Вызвать интерес детей и взрослых к государственной символике, прививать любовь к Отечеству и родному краю, знакомить детей с трудом взрослых.
1. Создание в альбоме странички «С чего начинается Родина»;
2. Подбор рисунков и семейных фотографий «Как мы отмечаем Новый год»;
3. Выставка рисунков «Новогодняя игрушка»,
4. Участие родителей в оформлении участка ДОУ снежными постройками;
5. Чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка»;
6. С/р. и. «Строители», «Шоферы»
V. Январь
«Лучше нет родного края»
Цель: Воспитывать гордость за свою малую Родину, свой детский сад (детский сад – моя большая семья, где много друзей, общих интересных дел). Развивать познавательный интерес, память, внимание. Воспитывать интерес к природе и красоте зимней природы; желание приумножать красоту своего детского сада.
1. Разучивание стихотворения «Лучше нет родного края»;
2. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц нашего края»;
3. Проведение целевых прогулок по территории детского сада.
4. Чтение отрывков из стихотворений о природе.
5. Рассматривание в альбомах - картинок животных диких и домашних, фотографий «Елочка зеленая»;
6. Дидактические игры «Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных», «Кто как устроен».
7. С/р. и «Магазин игрушек».
VI. Февраль «Богатыри славной Руси»
Цель: Знакомить детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси. Знакомить детей с жанрами устного народного творчества: сказками, былинами, потешками, народным декоративно-прикладным искусством.
Приобщать к общечеловеческим ценностям.
1. Беседа «Папа может.».
Цель: Способствовать доброму отношению детей к своему папе и воспитанию гордости за его добрые дела и поступки, вызвать желание у мальчиков быть как папа, знакомить детей с трудом взрослых; воспитывать уважение к чужому и своему труду.
2. Рассматривание картины Ю. Васнецова «Богатыри»;
3. Просмотр фрагмента мультфильма о богатырях;
4. Чтение сказки «Алеша Попович и Тугарин змей», беседа по сказке;
5. Фотовыставка – «Мой папа - самый лучший"
6. Беседа о папе;
7. Прослушивание песни «Папа может»;
8. Выставка работ пап и сыновей «Лучший гараж для машины»;
9. Загадки про инструменты,
10. Д/и «Профессии»;
11. Чтение стихов о папе;
12. Рассматривание фотографий «Мой папа»;
13. С/р. и «Моряки», «Шоферы», «Строители».
VII. Март «Мамочка моя»
Цель: воспитывать доброе, уважительное отношение к маме, желание помогать маме, радовать ее хорошими делами и поступками.
1. Беседа «Вот березка, вот рябина»
Цель: Прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе; формировать бережное отношение живой и неживой природе.
2. Чтение стихотворений о маме.
3. П/и «Курица и цыплята»;
4. Игра-драматизация «Найди свою маму»;
5. Этюд «Маме улыбнемся».
6. Рассматривание картин о природе;
7. Д/и «Деревья нашего края», «Что есть у дерева»;
8. Наблюдение на прогулке за красотой березки, любование ее красотой;
9. П/и «1,2,3, к дереву …. беги»,
10. Беседа: «Что мы Родиной зовем?»,
11. Складывание разрезной картинки «Любимое дерево».
12. Папка – передвижка «Природа родного края»;
13. Совместное рисование «Белая березка».
VIII. Апрель «Если только захотим, в космос сразу полетим».
Цель: формировать у детей элементарные представления о космосе. Развивать интерес к познанию окружающего мира.
Прививать чувство гордости за свою страну, желание быть в чем-то похожим на героев-космонавтов покоривших Космос.
«Народные традиции и промыслы»
Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.
1. Загадки о космосе;
2. Рассматривание плакатов «Земля из космоса»;
3. Картинки на тему «Космос»;
4. Рисунки детей и родителей на тему «Сказочные галактики»;
5. Изготовление совместно с родителями «Модель космического пространства».
6. Беседы: «Народный праздник – Масленица», «Ремесла далекого прошлого», 7. Знакомство с Дымковской игрушкой;
8. Рассматривание иллюстраций «Золотая хохлома»;
9. С/р игра «В гостях у городецких мастеров».
10. Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.
11. Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».
12. Праздник «Развеселая ярмарка».
IX. Май «Мир, в котором я живу»
Цель: Воспитывать духовно-нравственную личность, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
«Дружба – это чудо».
Воспитывать дружеские чувства к окружающим, умение быть настоящим другом или подругой. Быть готовым в любое время прийти на помощь. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за историю становления страны, ее народ и достижения.
1. Создание уголка в группе «Моя Родина»;
2. Прослушивание гимна России;
3. Создание макета совместно с родителями и воспитателями «Наша родина - Россия»;
4. Рассматривание карты России,
5. Д/и «Собери флаг», С/р. и «Семья», «Путешествие».
6. Беседа «О дружбе и друзьях»;
7. Рисование совместно с родителями «Дерево дружбы»;
8. Игра ««Да-да-да, Нет-нет -нет»;
9. Рассказ о Дне Победы;
10. Выставка поделок родителей «Поздравим ветеранов»;
11. Создание в альбоме «Я и моя семья» странички «Мой дедушка и папа –защитники Родины».
Работа с родителями
1. Привлечь родителей к сбору фотографий в фотоальбом «Моя семья» (мамина страничка «Самая, самая», папина страничка «Мой папа самый.», страничка бабушки и дедушки «Мои дедушка и бабушка»).
2. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к играм по темам: «Семья», «Магазин», «Строители», «Водители», «Парикмахерская», ряженье «Мамин сундучок».
3. Подготовить консультацию для пап «В семье растёт сын», «В семье растет дочка».
4. Обратить внимание родителей на выбор игрушек для ребёнка соответственного возраста и пола.
5. Беседы с родителями о любимых игрушках детей.
6. Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления фотоальбома «Моя первая энциклопедия» (папина страничка «Мой папа умеет…»).
7. Организовать совместную деятельность с папами и мамами по теме проекта.
8. Привлечь родителей к оформлению патриотического уголка в группе.
Методическое обеспечение
-Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Н. А. Карпухина. Программная разработка образовательных областей во второй младшей группе детского сада.
Н. В. Нищева. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы.