Алевтина Субочева
Педагогический проект «Открой музыку в себе и начни петь»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект, направленный на развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Открой музыку в себе и начни петь»
Характеристика проекта. Творческий, педагогический, краткосрочный(1год).
Срок: сентябрь 2023года - май 2024 года.
Участники проекта : Дети 6 – 7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Темочки:
Краткое описание проекта. Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста и развитие хорового пения. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песни, будет организован концерт в детском саду, выступления на вокальных конкурсах, сотрудничество с хоровым классом школы искусств, хоровое пение родителей. Проект способствует развитию артистичности, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
1. этап Целеполагание
Актуальность проекта. Хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Пение вызывает у детей положительные реакции, радость от коллективного пения, чувство товарищества, развиваются коммуникативные навыки. Но, если раньше пение сопровождало людей на протяжении всей жизни: человек рождался и умирал с песней, и в дворянских семьях обучали музыке, пению…Тотеперь в угоду моде и амбициям, родители стараются дать больше интеллектуальное развитие учат иностранному языку, раннему чтению и т. д. Ребёнок дома находится в окружении агрессивного музыкального фона – шедевров поп и рок музыки. Это приводит к эмоциональному оскудению нации. Кроме того, пение вообще и хоровое – в особенности является важнейшей основой для развития музыкально-слуховых представлений, которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей. Врачи и психологи подтверждают: у детей, которые регулярно поют, лучше развита иммунная система, они здоровее и эмоционально более уравновешены, чем дети, не занимающиеся певческой деятельностью.
Цель. Воспитание у детей певческой культуры. Формирование у детей устойчивого интереса к певческой деятельности и любви к хоровому пению.
Задачи.
Овладеть певческой деятельностью
- вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикций, артикуляцией и дыханием.
- развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
- развивать исполнительское мастерство: учить петь в коллективе, с солистами с сопровождением и без него.
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости
- расширять музыкальный кругозор
Противоречие, проблема. Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Интеграция образовательных областей.
«Развитие речи»,
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно - эстететическое развитие»,
«Физическое развитие».
Основные принципы обучения детей пению.
1. Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2. Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого,- к новому, незнакомому.
4. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5. Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6. Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Предполагаемый результат.
1. Поют выразительно, чисто интонируют.
2. Поют сольно, группами: дуэтом, трио, квартетом, с солистами и хором.
3. Участвуют в концертах Дети-детям, роённых, городских и международных конкурсах и фестивалях.
2 этап. Подготовительный.
Задача:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную литературу по данной теме.
3. Подобрать нотный песенный репертуар, фонограммы минус и плюс, дидактический и наглядный иллюстративный материал, игрушки, атрибуты и костюмы для инсценирования песен и для выступлений.
4. Составить перспективный план занятий с доминантной певческой деятельностью.
Проведение диагностики по певческой деятельности.
5. Заключить договор со школой искусств №4
5. Организовать дополнительное образование - занятия хора «Фа-солька»
Срок: сентябрь – октябрь 2019г.
3 этап. Основной. Выполнение проекта.
Игровая деятельность Певческая установка: «Сидит дед», «Медведь»
Речевая Пропевание скороговорок, потешек
«Андрей-воробей», «Скок-поскок», «Бык-тупогуб» беседы о содержании песен
Худ литература Стихи о весне, папе, маме, рассказ о Нижнем Новгороде, 9 мая, 23 Февраля и т. д.
Продуктивная Придумывание интересного исполнения песни, мелодии на слова считалок: Бегал заяц по болоту, Мы делили апельсин, танцевальных движений к песне.
Конструирование, моделирование Моделирование муз. конструктором мелодии «Как под горкой», «Ходит заяц по лугу», схематическое и условно-схематическое моделирование песни «Шёл по лесу музыкант», «Папа».
Театрализованная Исполнение песни «Генерал» с элементами театрализации (костюм, «Гном и бабочка», «Индюшата и лягушата», «Муха-цокотуха»
Певческая деятельность с детьми - дыхательные упражнения,
- артикуляционная гимнастика,
-слушание песен, беседы по содержанию и характеру : Вот пришла к нам осень, Наша Армия, «У моей России», «Мамочку люблю», «К нам приходит Новый год», «Ёлочная», «Папа», «Черепашонок»…
Сотрудничество с воспитателями Неорганизованная деятельность -консультации, совместное пение на утренниках
Песни плюс и минус, записанные на флешку для самостоятельного исполнения и во взаимодействии с воспитателями.
Родители - консультации по запросам родителей, педагогические беседы о развитии певческой деятельности детей «Здоровье и пение», «Развитие чувства ритма», «Песню—в каждый дом»…
-совместное хоровое и сольное пение на утренниках
-совместное посещение вокальных конкурсов
Взаимодействие с социумом -экскурсия в хоровой класс школы искусств №4 и выступление на сцене
-выступление в ДОУ перед педагогами и учащимися вокального отделения школы искусств.
4. Заключительный. Презентация проекта.
Выступление и презентация проекта на педсовете
Открытое мероприятие для воспитателей
Концерт для родителей, детей, участие в районных, городских и международных фестиваля и конкурсах.
Методическое и ресурсное обеспечение.
Журнал «Музыкальный руководитель», №1 – 2008.
Метлов Н. А., «Музыка – детям», Москва, «Просвещение», 1985.
Огороднов Д. Е., «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе», Киев, «Музычна Украина», 1989.
Новикова Г. П., «Музыкальное воспитание дошкольников», Москва, «АРКТИ», 2000.
Емельянов В. В., «Развитие голоса», Санкт-Петербург, «Лань», 2000.
«Учите детей петь», сост. Орлова Т. М., Бекина С. И., Москва, «Просвещение», 1987.