Ольга Маринина
Педагогический проект «Научи меня играть»
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогический проект «Научи меня играть» (для детей специализированной группы среднего дошкольного возраста)
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Публикация «Педагогический проект „Научи меня играть“» размещена в разделах
Наличие реальных взаимоотношений детей в игре оказывает влияние на становление детского коллектива, на формирование общественных качеств детской личности.
Актуальность:
Современная жизнь ребенка — это компьютер, телевизор, разнообразные игровые приставки, игровые автоматы. Цивилизация и прогресс захватили наших детей с непреодолимой мощью. В этом есть несомненные плюсы; ребенок адаптируется к новому техногенному миру и принимает его как естественную «среду обитания». Откровенно говоря, и родителям в определенной степени это облегчает жизнь. Потратился на компьютер, и вот уже любимое чадо оторвано от улицы, освободило родителей от бесконечных вопросов и организации развлечений, всегда дома, на глазах. Хорошо? Но почему же многие родители недовольны. «Уставился в телевизор», «не оторвешь от компьютера», «пошел бы на улицу, погулял» — эти и подобные им заявления не свидетельствуют о большом восторге родителей о времяпрепровождении ребенка.
Мы не говорим здесь еще обо всем известных проблемах со здоровьем, возникающих у детей от такого досуга. Болезненные, с ослабленным зрением дети стали почти нормой. Однако и психическое развитие, которое должно, казалось бы, выигрывать от расширения информации, получаемой ребенком, не блещет. Дети, получившие доступ к такой современной и объемной информации, не становятся гениями, а во многих вопросах даже отстают от своих сверстников предыдущих поколений. Многие из них не любят читать, не хотят решать забавные интеллектуальные задачи, которые так любили их, бабушки и дедушки, а скоро откажутся и писать, так как печатать на компьютере привычнее и быстрее. У них наблюдается низкий уровень развития памяти, мышления или внимания.
Психологи определяют игру как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы обучения и труда, что приводит к качественным изменениям психики. Игра — это очень важная часть жизни человека, и относиться к ней надо серьезно. Но далеко не каждая игра доступна любому ребенку, и не каждый взрослый умеет играть. Игровой деятельности необходимо учиться. Огромное значение в данный момент уделяется нетрадиционным играм, которые очень увлекательны, интересны для детей.
Обоснование:
Демографическая ситуация в стране вызвала проблему высокой очередности детей в муниципальные дошкольные учреждения. В домашних условиях у детей зарождается дефицит внимания и отсутствует возможность общения со сверстниками.
Дети пришли в дошкольное учреждение в среднюю группу, у них нет опыта, умений играть в коллективе, сотрудничать, договариваться. У детей недостаточно сформированы игровые навыки и умения.
Причины отсутствия умений и навыков у детей:
- Домашние дети, не владеют способами и навыками игровой деятельности.
- Неумение и нежелание детей играть в настольно – дидактические игры.
- Плохо развито воображение, творчество.
- Недостаточность знаний родителей о важности игры в жизни ребёнка,
о способах подачи их детям.
Новизна проекта :
Применение нетрадиционных форм работы с родителями.
Цель:
• Развитие игровых навыков и умений детей в дидактических играх.
Задачи:
• Продолжить работу по формированию у детей навыков и умения играть в дидактические игры.
• Воспитывать навыки сотрудничества.
• Развивать психические процессы (память, внимание, речь, воображение).
• Расширять представления о предметах окружающего мира, обогащать словарный запас детей.
• Привлечь родителей к совместному сотрудничеству.
Дополнить дидактический материал группы.
Участники проекта : - дети средней группы, педагоги, родители, учитель-дефектолог.
Сроки: краткосрочный.
Вид проекта : фронтальный, познавательный.
Риски:
• Нежелание родителей поддерживать интерес ребёнка к игре.
• Нестабильное посещение детьми группы.
• Недостаточность знаний родителей о структуре игр и способах подачи их детям.
• Незаинтересованность детей в общении со сверстниками.
Гипотеза:
Показ и организация игровой деятельности дидактических игр, сформируют у детей игровые навыки и умения.
Активно вовлекать родителей в педагогический процесс.
Этапы проекта : Подготовительный этап: постановка цели и задач; определение направлений, объектов и методов работы; выбор материала и оборудования.
Основной этап. Реализация проекта.
Заключительный этап: обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных результатов и знаний, формулировка выводов.
Мероприятия:
• Анкетирование родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребёнка?»
• Консультация для родителей «Роль дидактической игры в развитии памяти и формировании познавательной активности детей среднего возраста».
• Консультация для родителей: «Нетрадиционные игры для дошкольников»
• «Памятка для родителей по изготовлению дидактических игр в домашних условиях из подручного и бросового материала».
• Выставка нетрадиционных дидактических игр для родителей.
• Индивидуальные беседы с родителями.
• Дидактические игры с детьми: «Собери камушки», «Сложи цветок», «Чей узор?», «Угадай-ка», «Прищепки», «Поймай бабочку», «Определи силу звука», «Рассортируй бобы», «Разноцветные камушки», «Сожми кулачок», «Собери бусы», «Танцующий карандаш», «Непослушные шарики».
• Презентация родителями дидактических игр.
Формы работы:
• Самостоятельная деятельность детей
• Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
• Образовательная деятельность в режимных моментах
• Индивидуальная работа
• Беседа
• Ситуативные разговоры
• Объяснения и наглядный показ
• Совместная деятельность.
• Наблюдение
• Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
Ожидаемые результаты:
• У детей сформированы навыки и умения играть в дидактические игры.
• Активное развитие психических процессов (памяти, речи, внимания, в соответствие с возрастными нормами).
• Развитие творческих способностей, воображения.
• Расширение представления о предметах окружающего мира (классификация предметов, обогащение словарного запаса детей через дидактические игры).
• Умение сотрудничать, решать конфликтные ситуации.
• Заинтересованность родителей темой и получение новой и полезной информации. А также получение родителями методических рекомендаций по изготовлению дидактических игр, созданию условий для их проведения; консультаций по приобретению и изготовлению дидактических игр.
• Создание заинтересованного сообщества: дети – педагоги - родители.
Продукт проекта :
Презентация родителями дидактических игр изготовленных в домашних условиях: «Ловкие пальчики», «Занимательные треугольники», «Яблочки», «Веселые макароны», «Составь предмет», «Морские ракушки», «Лото», «Собери цветок».