Татьяна Башлаева
Педагогический проект «Наследники Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие, и знание истории своей страны – жизненно необходимо. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Мальчики и девочки по-разному воспринимают рассказы о войне. У мальчиков на примере героев формируется образ мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, развивается чувство эмпатии.
Публикация «Педагогический проект „Наследники Победы“» размещена в разделах
Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу Родину. Чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи. Надо не только расширить познания ребенка о войне 1941-1945 годов, но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.
Проект «Наследники Победы» определяет содержание, основные пути развития нравственно - патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов приемов педагогических воздействий, рассчитанных на старший дошкольный возраст.
Тип проекта:
По количеству участников: фронтальный;
По содержанию: интегрированный;
По продолжительности: краткосрочный (9 апреля – 9 мая)
По характеру содержания: Познавательно – творческий, социальный.
Участники проекта: старшие дошкольники;
Проблема:
Одна из проблем современного времени - разрыв связей поколений, воспитание вне культурно - исторических традиций. Забывая свои корни и исторические события, мы разрываем связь времен и поколений, а человек лишенный исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем. Практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине и чувства уважения к бессмертному подвигу предков в годы войны.
Актуальность:
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности, не знающей своей истории, не помнящей трагических страниц Великой Отечественной Войны. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан является актуальной задачей в современных условиях и должно определяться национальными интересами России, обеспечивать безопасность от внешних и внутренних угроз.
В условиях национального возрождения Российской Федерации приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей Российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями своей истории и культуры, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Другими словами, мы должны развивать в детях национальное самосознание, которое рассматривается как высший уровень духовного проявления личности.
Цель проекта:
Формирование у детей чувства уважения и гордость за подвиг своих предков в годы Великой Отечественной Войны;
Формирование нравственных ценностей (толерантность, уважение к защитникам Родины);
Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Задачи проекта:
Обобщить и расширить знания детей о Великой Отечественной войне;
Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
Обогатить духовный мир детей через ознакомление с художественной литературой, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания;
Воспитывать уважение к людям старшего поколения и ветеранам ВОВ;
Привлечь семьи к участию в воспитательно-образовательном процессе на основе тесного педагогического сотрудничества;
Развить у подрастающего поколения национальное самосознание, нравственно – патриотические чувства и приобщения детей к истокам родной культуры и традициям своего народа.
Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину;
Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас через песни, стихотворения, рассказы о войне;
Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Новизна опыта:
Формирование национального самосознания, самоидентичности;
Развитие музыкальных и творческих способностей;
Формирование у детей представлений о трагических страницах истории ВОВ;
Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в исторический опыт своего народа;
Формирование у дошкольников знаний и умений через исследовательскую деятельность;
Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Ведущая идея:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ключевым историческим событиям военных лет, посредствам музыкальной, танцевальной, творческой, изобразительной, театрализованной, художественной и художественно – речевой деятельности.
Адресная направленность:
Опыт адресуется творческим педагогам, воспитанникам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к знанию своей истории, уважению подвига русского народа в годы ВОВ и формированию нравственно – патриотических чувств.
Предполагаемые результаты:
У детей:
Сформированность первоначальных представлений о подвиге нашего
народа в Великой Отечественной войне;
Наличие знаний об орденах и медалях, символах государства в ВОВ, боевой
техники времен ВОВ, городах – героях;
Наличие предпосылок к участию в мероприятиях, направленных на воспитание
патриотических чувств;
Уважение к людям старшего поколения.
У родителей:
Повышение уровня ответственности за формирование у детей
патриотических чувств, гражданской позиции;
Формирование умения достойно рассказать ребенку о переживших войну близких
людях.
У педагогов:
Умение стимулировать возникший детский интерес;
Умение создать условия для проявления детской инициативы;
Развитие способности прийти на помощь каждому ребенку и помочь ему пережить радость и гордость за своих ветеранов и страну в целом.
Этапы деятельности:
1. Подготовительный этап (Разработка проекта)
Обсуждение целей и задач с педагогами, детьми, родителями. (Апрель)
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.
Разработка календарно – тематического планирования. (Апрель)
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.
Подбор и систематизация наглядного материала по теме проекта, организация РППС. (Апрель)
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.
Подбор музыкального, танцевального, игрового, художественного материала по теме проекта. (Апрель)
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.
Методические разработки НОД и мероприятий по теме проекта. (Апрель)
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.
2. Исследовательский этап (выполнение проекта)
«Мой дедушка – герой» рассказы детей о подвигах своих предков.
Ответственные: воспитатели, родители, дети.
Экскурсия к памятнику неизвестного солдата (Май)
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети.
НОД «Дорогами войны». (Апрель)
Ответственные: воспитатели.
Тематическая НОД с использованием ИКТ «Я расскажу вам о войне». (Май)
Ответственные: музыкальный руководитель.
Тематическая НОД с использованием ИК «Песни Победы». (Апрель)
Ответственные: музыкальный руководитель.
НОД «Блокадный Ленинград». (Апрель)
Ответственные: воспитатели.
НОД «Птица мира» (Апрель)
Ответственные: воспитатели.
Конкурс чтецов стихотворений о войне «Строки, опаленные войной».
(Май)
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Выставка «Я помню! Я горжусь!» (Май)
Ответственные: воспитатели, родители.
Праздничное выступление детей «Этот День Победы». (Май)
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Консультация для родителей «Нам дороги эти позабыть нельзя». (Апрель)
Ответственные: воспитатели, родители.
Митинг «Бессмертный полк» (итог проекта) (Май)
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
3. Заключительный этап (Презентация проекта)
Проведение итогового мероприятия:
Праздничное выступление детей «Этот День Победы»
04.05.2023 г
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Проведение итогового мероприятия:
Митинг «Бессмертный полк»
05. 05. 2023 г Муз. Руководитель
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.
Работа с родителями. Выставка «Я помню! Я горжусь!» (Май)
Ответственные: воспитатели, родители.
Результат проекта:
Дети имеют знания о событиях ВОВ;
Имеют представления о бессмертном подвиге нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками;
Имеют знания об орденах и медалях, городах – героях, символах государства в ВОВ;
Имеют развитые нравственно – патриотические чувства и гордость за свою страну;
Имеют уважение к людям старшего поколения;
У детей сформирован уровень духовно – нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
Продукт проекта:
Выставка «Никто не забыт! Ничто не забыто!
Праздничное выступление детей «Этот День Победы»
Митинг «Бессмертный полк»
Вывод:
Реализация проекта позволила повысить интерес детей к событиям Великой Отечественной Войны, к страницам ее трагической истории и к людям, защищавшим Родину много лет назад от фашистских захватчиков. Так же реализация проекта способствовала формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу высоконравственной личности разделяющей Российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В результате проведенных мероприятий дети узнали о легендарном прошлом нашей Родины. Имеют представление о военных профессиях, о военной технике, о памятных местах родного города, о земляках-героях, о героях своей семьи. Дети познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тему, называют города-герои, имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств.
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому данный проект помогает в перспективе продолжать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к Родине.
Источники:
1. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград «Учитель, 2007 г.
2. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДгОУ. Патриотическое воспитание» - Москва, «Айрис – пресс», -2007
3. Дошкольникам о защитникам Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006.- 192с.
4. Казаков А. П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина. - М. : Издательство ГНОМ, 2011.-48с. (вместе с детьми)
5. Шорыгина Т. А. Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны. - М. : ТЦ Сфера, 2011.- 80с. (вместе с детьми)
6. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова: - Волгоград: Учитель, 2008.-140с.
7. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет. М. : МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010.- 112с.
8. Шорыгина Т. А. День Победы : Сценарии праздников в детском саду, посвященных 9 мая / Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство Гном и Д, 2010.- 16с.