Надежда Сытова
Педагогический проект «В мире эмоций» для средних дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему :
«В МИРЕ ЭМОЦИЙ»
Сроки реализации: 3 месяца
Проект направлен на приобретение позитивного стабильного эмоционального состояния у детей среднего дошкольного возраста, посредством различных видов детской деятельности. Он способствует развитию коммуникативных качеств, способности у детей к сопереживанию, а также установлению благоприятного климата в детском коллективе и приобретению навыков и умений саморегуляции эмоциональных состояний.
Публикация «Педагогический проект „В мире эмоций“ для средних дошкольников» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
В ходе проекта дети под руководством педагога-психолога знакомятся с базовыми эмоциями и овладевают ими.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«Чувства даны не за тем, чтобы мы их прогоняли и подавляли, но чтобы мы научились творчески и осмысленно выражать их»
Т. К. Коулман
Актуальность. С возрастающим уровнем развития познавательной сферы, у детей наблюдается снижение уровня развития эмоциональной сферы.
Все большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Часто дети не могут правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника или взрослого, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Понимание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать.
К сожалению, приходиться отметить, что дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце» (отсутствие чувств, о котором писал Л. С. Выготский. Дошкольным учреждениям необходимо уделять больше внимания этой проблеме. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок живет в «мире эмоций», его эмоциональная сфера весьма пластична и легко поддается коррекции.
Работа по развитию эмоциональной сферы детей заключается во взаимодействии всех участников образовательного процесса, ориентированных на эмоциональное благополучие ребенка.
ЦЕЛЬ: укрепление психологического здоровья детей посредством развития эмоционально-волевой сферы в игровой деятельности; разработка и апробация системы работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет.
ЗАДАЧИ: Создание условий для распознания и принятие детьми своих эмоций, предпосылок для формирования саморегуляции эмоционального состояния; обучение детей демонстрации эмоциональных состояний с помощью выразительных средств; обучение детей установлению связи между событиями и эмоциями; развитие у детей способности к самопереживанию; изучение эффективности использования данной системы в работе с детьми, путем сравнения результатов диагностики до и после занятий в группе; осуществление психопрофилактической, просветительской и консультативной работы с родителями воспитанников и педагогами; проведение теоретического анализа литературы по эмоционально-личностному развитию детей дошкольного возраста; пополнение предметно-пространственной среды пособиями необходимыми для развития эмоциональной сферы.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Создание в дошкольном учреждении благоприятные условия для приобретения детьми позитивных и устойчивых эмоциональных состояний, посредствам игровой деятельности, на основе интеграции различных видов художественно-эстетической деятельности. Так как данный проект находится на стадии реализации, то мы планируем представить продуктом проектной деятельности книгу эмоциональных состояний «В мире эмоций» выполненную совместно с детьми, педагогами ДОУ и родителями.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА : В проекте взаимодействовали воспитатели, педагог-психолог и родители по трё м направлениям: работа с педагогами, с родителями и с детьми. Для достижения поставленной цели и задач был разработан алгоритм действий: выявление проблемы, способы решения и стремление к положительному результату. На этапе выявления проблемы использовался метод наблюдения, анкетирование родителей и методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго с детьми. В работе над основной частью проекта используются информационно-рецептивный, репродуктивный и эвристический методы. Данная стратегия позволит нам максимально приблизиться к планируемому результату. На заключительным этапе проекта планируется провести круглый стол по подведению итогов, где будет происходить анализ оценки выполнения цели проекта, основываясь на книге отзывов для родителей.
ПЛАН РАБОТЫ
Подготовительный этап (02.11.2020-13.11.2020)
Работа с педагогами
Работа с детьми
Работа с родителями
Ответственные
1 неделя
Консультация на тему
«Влияние игры на эмоциональное состояние
детей»
Методика Н. Я. Семаго
«Эмоциональные лица»
Анкетирование «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка» Е. И. Изотова.
Папка-передвижка на тему
«Влияние трудового воспитания на эмоциональное состояние детей"
2 неделя
Консультация на тему
«Игры на развитие эмоциональной сферы»
Консультация «Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста.
Основной этап (16.11.2020-15.01.2021)
3 неделя
Подбор художественных и мультимедийных средств
Игра «Наши чувства», «Разноцветный букет»; Театрализованная игра «Мимические маски»; Худ. тв-во: лепка из соленого теста «Подарок другу»; конструирование «Маски-настроения» ;рисование - кляксография «Моя тень»; Игра: «Передай воде плохие эмоции» ;Просмотр и обсуждение мультфильма «Кот Леопольд»
Буклет «Сохранить эмоциональное благополучие ребенка: как?»
Педагог-психолог, воспитатель
4 неделя
Буклет «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
Слушание песни «Улыбка» из м/фильма «крошка Енот» муз. В. Шаинский, беседа по содержанию песни.
Художественное творчество: лепка «Улыбка»
Обсуждение отрывка из произведения К. И. Чуковского. просмотр и обсуждение мультфильма «крошка Енот»,
Совместное устное творчество педагога-психолога и детей «Рассказываем сказку вместе.»
Вырезки из журналов на тему: «Наши чувства»
Платформа ZOOM
Педагог-психолог, воспитатель
5 неделя
Семинар
«Снятие эмоционального напряжения»
Художественное творчество : конструирование «Листок гнева
превращается в «Пушистика».
Игра на снятие негативных эмоций «Жужа»
Педагог-психолог, воспитатель
6 неделя
Худ. твор-во: рисование на газетах широкими кистями «Волшебные краски». Конструирование «Гирлянда добрых сердец». Коммуникативная игра «Мирись, мирись и больше не дерись». Релаксационная игра: «Мирная драка». Игра на снятие негативных эмоций и снятие мышечных зажимов «Ёж».
Рисование с ребенком рисунок «Мое настроение»
Домашнее задание
Педагог-психолог, воспитатель
7 неделя
Слушание музыки и беседа по содержанию: детская песни «Дружная семья»
Худ. твор-во: рисование по шаблону «Мой портрет»,
Конструирование из бумаги «Подарок»,
Рисование ладошками стен-газета «Счастье в ладошках».
Фотовыставка в родительском чате группы.
Воспитатель
8 неделя
Картотека игр на повышение самооценки
Игра «Королевский трон»
Слушание музыки и беседа по содержанию: Г. Свиридов «Упрямец»,
«Попрыгунья».
Рисование малыми группами «Чепуха».
Собрание- круглый стол. «У тебя все получится!»
ZOOM
Педагог-психолог, воспитатель
9 неделя
Интерактивный семинар практикум
Упражнение- дыхательная гимнастика на снятие мышечного напряжения «Воздушные шары».
Игра на снятие мышечных зажимов «Рубка дров».
Игры на снятие агрессии «Стаканчик для криков», «Листок гнева», «Маленькое приведение».
Просмотр м / фильма
Смешарики «А теперь, улыбнитесь!»
Педагог-психолог
10
неделя
Дыхательная гимнастика «Согрей снежинку».
Игра на расслабление «Шалтай болтай». Релаксационная игра «Тучка».
Просмотр м / фильма «Головоломка»
Педагог-психолог, воспитатель
11
неделя
Аналитической справки по результатам проекта
Дыхательная гимнастика «Согрей снежинку». Игра на расслабление «Шалтай болтай». Релаксационная игра «Тучка», «Яркий как солнце, легкий как ветер». Худ. твор-во: аппликация на липком ватмане «Снежки», рисование «Брызги счастья»
Консультация на сайте ДОУ «Как победить злость»
Педагог-психолог, воспитатель
Заключительный этап (18.01.2021-29.01.2021) Изготовление альбома.
12 неделя
Круглый стол «Подведение итогов».
Просмотр детских рисунков
Создание книги эмоциональных состояний «В мире эмоций»
«Книга отзывов»
Педагог-психолог, воспитатель
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Мы считаем, что работа с эмоциональными состояниями детей должна быть направлена на устранение причин неконструктивных, негативных эмоциональных состояний, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений. Современный подход к профилактике эмоциональной сферы это не подавление эмоций у детей, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам к распознаванию и саморегуляции свой эмоциональных состояний. Планируем представить продуктом проектной деятельности книгу эмоциональных состояний «В мире эмоций» выполненную совместно с детьми, педагогами ДОУ и родителями.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА : Создание копилки методических разработок (методов, приемов, игр, технологий). Широкое использование в практике педагогов этой копилки (воспитателями, педагогом-психологом). Продолжить работу с детьми старшего возраста (апробировать данный проект на других детях). Публикация разработанных материалов (написание статей по тематике проекта). Пропагандирование среди родителей методов и приемов данного проекта. Обмен опытом на муниципальном уровне в следующих формах: тематических семинаров, консультаций педагогов, публикации на сайте ОУ.