Корнева Галина Михайловна
Педагогический проект «Совершенствование техники чтения младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности индивидуально - целевого проекта.
В cовременном мире необходимо усваивать все потоки информации, успевать их перерабатывать и выбирать нужное. А поскольку большую часть информации мы воспринимаем в печатном варианте через чтение, то роль техники чтения возрастает день ото дня. Все мы прекрасно понимаем, что все начинается с азов. И не зря в начальной школе проверяют технику чтения, прикладывают много усилий, чтобы ее нарастить. Ведь между техникой чтения и успеваемостью учеников существует прямая зависимость.
Публикация «Педагогический проект „Совершенствование техники чтения младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Уже доказано, что среди быстро читающих школьников успешно учатся больше 50%, а среди медленно читающих – только 4%. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Значит, если Вы хотите, чтобы ребенок учился хорошо, надо обратить внимание на его технику чтения. Ученики младших классов находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.
Чтение - это не только то, чему учат ребенка, но и то, посредством чего он обучается по каждому из учебных предметов. Не секрет, что 90% информации усваивается, если её добываешь сам (в процессе чтения). Значит, чтение дает человеку знание, является источником его дальнейшего развития.
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы совершенствования техники чтения для дальнейшего успешного обучения.
2. Постановка проблемы.
Жизнь показывает, что, если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток, не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Формирование качественного навыка чтения у младших школьников, научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы, обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное. Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее. Проблема заключается в низкой технике чтения учащихся, нежелание читать больше. В наш век, век визуальных технологий развивается желание у детей «лучше посмотреть, чем прочитать».
3. Цели и задачи проекта.
Цель исследования: определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения у младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать необходимые условия активизации процесса обучения чтению учащихся.
2. Представить ряд упражнений, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения
4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта.
1. Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.
Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
В книге М. Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений:
- Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
- Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине.
- Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Выдох со счетом.
- Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором) :
- Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка, (до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Медвежата.
- Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м].
Мам, меду б нам,
Мам, молока б нам.
В лифте.
- Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Мы предлагаем также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.
-Если голос устал.
-Шумный выдох.
-Внутренний зевок.
-Великан (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).
2. Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендуем лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например: В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Необходимо помнить о четкости произношения.
На первом этапе берутся обязательно короткие, а затем более сложные скороговорки: Шашки на столе, Шишки на сосне, Три сороки на пороге, три вороны на воротах; Мышонку шепчет мать: «Ты все шуршишь, не спишь?»; Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларю, Лариона, Ларину маму; Кто про Прокопа, кто про Прокопиху, кто про Проковых детей и т. д.
Работая со скороговоркой, отрабатываю чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания, например: «Прочитай скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь».
Набор скороговорок, подобранных И. Т. Федоренко
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки, готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
3. Интонационная разминка.
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаем, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.
Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения. Выбирать нужный темп чтения - быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетания. Ставить логическое ударение в предложении.
Для отработки этих умений мы использовали материал из учебника «Я расту» О. В. Джежжелей, так как все произведения учебника ясны по композиции и сюжету, просты по форме изложения, имеют ярко выраженную направленность на то, чтобы ребенок овладел культурой речи. Они содержат много повторов, элементов способствующих отработке правильного произношения, выработке ритма речи, спонтанной выразительности, вызывают и закрепляют чувства и эмоции, доступные детям не только для воспитания, но и воспроизведения.
Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаем:
- Подай мне деревянную ложку!
Выделите голосом сначала слово «деревянную», затем – «мне», потом – «подай». Как меняется смысл предложения?
Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.
4. Развитие оперативной памяти.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаем следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха».
Удачной и оригинальной нам показалась мысль записать предложения на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.
Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:
- запишите предложения в обратном порядке;
- запишите только второе и пятое предложения;
- запишите предложения с третьего по шестое.
Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко).
Набор 1.
1. Тает снег.
2. Идет дождь.
3. Небо хмурое.
4. Коля заболел.
5. Запели птицы.
6. Поле опустело.
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).
2. Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.
4. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
6. Многократность чтения.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т. е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).
7. Приём стимулирования учащихся.
2 Способы и приёмы, способствующие повышению техники чтения
Упражнения на развитие скорости чтения.
1) "Губы" Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. Задание: - Читай про себя! (Дети к плотно сжатым губам прикладывают палец левой руки.)
2) "Молния" По команде "Молния" осуществляется переход с чтения в комфортном режиме на чтение в максимально ускоренном режиме и продолжается с 20 секунд до 2 минут.
3) "Догони" Разноскоростное чтение учителем текста. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за ним. Путем внезапной остановки на каком-либо слове, учитель осуществляет выборочную проверку. Ученик должен показать слово или продолжить чтение.
4) "Инструкция" Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовый материал для тренировки чтения. Алгоритм заданий записан на доске. Дети делают всё молча.
1. Прочитай загадку. По реке плывет бревно Ох, и злющее оно.
2. Составь с отгадкой предложение.
3. Подойди к учителю и на ухо скажи его.
5) "Сравни" Это упражнение активизирует деятельность (дети видят свой "рост" и убеждаются в том, что труд приносит успехи) В индивидуальных тетрадях учёта скорости чтения учащиеся фиксируют раз в неделю скорость чтения домашнего и незнакомого текста. Сравнивают новый результат с предыдущими. Дата. Скорость чтения домашнего текста. Скорость чтения незнакомого текста
6) "Спринт" Читая про себя на максимальной скорости (губы плотно сжаты, найти ответы на поставленные вопросы.
7) "Снежный ком по кругу" Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: ваза, ваза-вода, ваза-вода-ведро, ваза-вода-ведро-вафли,
8) Многократное чтение. Алгоритм выполнения. 1. Чтение учителем начала текста. 2. Осознание учащимися. 3. Повторное чтение текста учащимися в течение 1 минуты. 4. Фиксирование учащимися последнего слова при чтении. 5. Повторное чтение этого же отрывка за 1 минуту. 6. Фиксирование учащимися последнего слова при чтении. 7. Сравнение нового результата с предыдущим. (Ситуация успеха.) Естественно, во второй раз ребятки прочитали на несколько слов больше, что конечно же вызывает у них положительные эмоции. У каждого из ребят они проявляются по-разному. У одних восторг, у других - удивление. А есть ребята, которые высказывают желание прочитать текст третий раз и уверенно прогнозируют положительный результат. Однако более трёх раз не следует читать отрывок, а, разумно, подытожить этот вид работы и вспомнить пословицы о чтении и труде (приложение 3) Далее предлагаю изменить задание и на этом успешном отрывке потренировать артикуляционный аппарат и использовать следующее упражнение.
9)Чтение в темпе скороговорки. (Это упражнение только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности понижены. Но повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Установка: чётко проговаривай окончания слов! Длительность упражнения не более 30 секунд.) Похвалив ребят, перехожу к последнему самому ответственному упражнению.
10) Пятиминутки жужжащего чтения. Целесообразно и эффективно так же проведение пятиминуток жужжащего чтения на всех уроках (кроме физкультуры). Ученики знают, что этот опыт заимствован в школах Монголии. У каждого ребёнка на порте лежит книга. И любой урок начинается с пятиминутки жужжащего чтения, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью.
11)Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую часть текста. Даю детям установку: теперь будем читать чуть медленнее, но выразительно и красиво! Ребята выразительно прочитывают знакомую часть текста, продолжая читать в том же эмоционально повышенном темпе и незнакомую часть (1-2 строчки). При ежедневном выполнении этих упражнений длительность выразительного чтения с повышенной скоростью увеличивается.
12) Троекратное прочтение одного и того же минутного отрывка текста. Использую в том случае, когда скорость чтения ребёнка не растёт (50- 60 слов в минуту). Не исключена возможность, что ребёнок в этом случае, читает в такт своим собственным колебаниям (внутренним и внешним – качание на стуле, что может стать устойчивой трудно преодолимой привычкой.
13) «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут замену.
14) «Прыжки». Чтение через слово.
15) «Голова и хвост». Учитель начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают вместе.
16)«Буксир»
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Учащиеся читают
вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя.
17)«Прятки».
Нахождение слова в тексте с определённым признаком (начинается на букву А; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.)
18) "Снежный ком" Выбираются 2-3 предложения. Читаем первое слово. Быстро повторив его ещё раз, прочитываем второе. Повторив первые два, читаем третье. И так до конца в быстром темпе. Например: "Рыжий", "рыжий кот", "рыжий кот бесшумно", "рыжий кот бесшумно передвигался", "рыжий кот бесшумно передвигался по траве".
Тренажёры
Различные, необычные, веселые упражнения со словами и текстами, выполнение которых в непринужденной обстановке, создающей положительный эмоциональный фон, обеспечивает формирование целого ряда перцептивных и мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в процесс чтения. Другими словами, ребенку, испытывающему трудности в чтении, предлагается на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приводит к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии читает гораздо лучше. На увлекательных и динамичных занятиях ребенок научится понимать смысл прочитанного, чувствовать и передавать интонацию, а значит, сможет читать быстрее в 1,5 - 3 раза и по-настоящему наслаждаться процессом чтения. (ссылка на интернет-ресурсы).
6. Планируемые образовательные результаты и механизм оценки результатов. Диагностика (Примеры тестов, контр. работ. Сроки проведения четвертных, текущих, в конце полугодия, итоговая)
При проведении педагогического отслеживания техники чтения необходимо соблюдать условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.
Для полного представления о качестве чтения в конкретных классах и школе в целом следует вести отслеживание техники чтения по следующим направлениям: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность.
Целесообразно проверку техники чтения проводить в первую неделю сентября, что позволит определить исходное состояние техники чтения каждого ученика, отдельного класса, параллели и школы в целом.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по литературному чтению для начальной школы.
Структура тестов и контрольно – измерительных материалов соответствует структуре аналогичных ЕГЭ, что позволит начать подготовку к таким заданиям уже со 2 класса.
Предусмотрена многоуровневая система контроля знаний. Учитель сам выбирает работу, при помощи которой он проверит знания учащихся на данном этапе. Это может быть: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.
Данные работы позволяют:
1. быстро проверить усвоение материала у большинства количества учащихся;
2. объективно оценить результаты работы;
3. повторить пройденный материал;
4. углубить и систематизировать знания учащихся.
На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
Задания уровня сложности А следует оценивать 1 баллом, задания уровня В – 2 баллами, уровня С – 3 баллами (задания этого уровня предполагают возможность нескольких верных вариантов ответа).