Светлана Мандрыкина
Педагогический проект. Сказкотерапия как средство психоэмоционального воздействия на ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект : «Сказкотерапия как средство психоэмоционального
воздействия на ребёнка.»
«Берегите счастье, оно
приходит один раз в жизни».
Г. Богумилова
Введение.
Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. На своих занятиях по сказкотерапии мы исследуем сказочные образы, стараемся раскрыть секреты сказкосложения. Эти рекомендации, советы будут полезны и тем, кто предпочитает работать с готовым материалом, и тем, кто любит сочинять сказки сам. Пусть Сказка, живущая внутри Вас, развернет перед вами сокровища Вашей души. Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах. Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Публикация «Педагогический проект, Сказкотерапия как средство психоэмоционального воздействия на ребенка» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
Цели – изучить и охарактеризовать сказкотерапию как развивающее и коррекционное средство в педагогике и психологии; описать сказкотерапию как один из эффективных методов влияния на ребёнка и формирования межличностных отношений в коллективе.
Задачи:
познакомить с типами сказок, используемых в сказкотерапии;
рассмотреть основные направления сказкотерапии и формы работы со сказкой в контексте межличностных отношений;
показать на примере конкретных методик адаптированность сказкотерапии как метода формирования межличностных отношений в детском коллективе;
Экспериментально подтвердить сказкотерапию как метод эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;
доказать эффективность данного метода как метода психологического и психолого-педагогического воздействия на личность ребёнка.
Актуальность: В связи с кризисными ситуациями в современном обществе у людей возникают экономические потребности. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни. Часто можно встретить агрессивных, тревожных, но в тоже время замкнутых, с детьми низкой самооценкой. Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего эмоциональной нестабильности, "разбалансировки" чувств, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание.
Гипотеза: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста будет более успешным при выполнении следующих условий: развитие представления об эмоциях в эмоциональном состоянии детей старшего дошкольного возраста;
использование сказкотерапии как метода эмоционального развития детей дошкольного возраста; накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сказкотерапия как метод эмоционального развития дошкольников.
Срок реализации: в течении года.
Этапы реализации.
1 этап- подготовительный : устное народное творчество, в этот период накапливается доверие к миру и веры в свои силы.
2 этап – исследовательский : собирание и исследование сказок и мифов. (К. -Г Юнгана, М. Л. фон Франц, Б. Беттельхейма., ребенок самостоятельно принимает решения.
3 этап – практический : психотехнический. (“Сочини сказку”, ребенок ищет свое место в жизни: “я такой, какой я есть”, “я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал”, “я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной”.
Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, как и любая другая психотерапия. Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику. Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях.
Достоинства и привлекательность сказок :
Образность языка.
Метафоричность языка.
Отсутствие в сказках дидактики,
нравоучений.
Кладезь мудрости
Психологическая защищённость
Наличие тайны и волшебства.
Победа добра.
Виды сказок :
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок :
Художественные;
Дидактические;
медитативные;
Психотерапевтические;
Психокоррекционные.
Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) : сказки о животных; бытовые сказки; страшные сказки; волшебные сказки.
Дидактические сказки -создаются для "упаковки" учебного материала.
Психокоррекционные сказки -создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный.
Психотерапевтические сказки - сказки врачующие душу. Они глубоки, проникновенны, оставляют человека с вопросом. Стимулируют процесс личностного роста.
Медитативные - позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там "энергетический фундамент личности", компенсируя дефицит эмоционального тепла.
Сказкотерапия в психологическом и психолого-педагогическом аспекте очень эффективна и значима как метод воздействия на формирование лич-ности ребёнка и формирование межличностных отношений в детском коллективе
Предполагаемый результат:
познакомится со сказками, используемых в сказкотерапии;
стабилизируется эмоциональное развитие детей дошкольного возраста;
научатся доверию к миру и вере в свои силы.
ребенок самостоятельно научится принимает решения.
ребенок найдё т свое место в жизни: “я такой, какой я есть”, “я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал”, “я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной”.
Заключение.
Попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребёнка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения.
Путешествуя по Сказочной стране, ребёнок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут исчезнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней.
Через сказку к ребёнку приходит осознание ответственности за свои поступки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности//Человек в системе наук. М., 1989.
2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. Психотерапевтические истории для детей. М. : Класс, 2000.
3. Вачков И. В. Психология для малышей. М., 2000.
4. Вачков И. В. Сказкотерапия. М. : Ось-89, 2001.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. ,2000.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СП., 1998.
7. Петрова Е. Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе//Журнал практического психолога. 1999. № 10-11.
8. Практический инструментарий психолога. Детский психолог. Ростов-на-Дону, 1993.
9. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2000.
10. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994.
11. Яничев П. И. Психологические функции волшебной сказки