Екатерина Игоревна Волосатова
Педагогический проект на тему «Роль художественной литературы в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №16 «Ласточка» г. Котовска Тамбовской области.
Педагогический проект
на тему: «Роль художественной литературы в процессе воспитания детей дошкольного возраста».
Творческое название проекта:
«Книга – лучший воспитатель».
Воспитатель:
Волосатова Екатерина
Игоревна
Актуальность:
Чтение художественной литературы – увлекательный вид деятельности для детей дошкольного возраста.
Художественный образ - эффективный метод воспитания. Поступки положительных и отрицательных героев быстрее иллюстрируют детям поведенческие нормы.
И еще актуален вопрос снижения потребности у молодежи в чтении художественной литературы.
Цель проекта: формирование у детей представления о культуре поведения как о важном условии успешной социализации человека.
Задачи:
1. Дать представление о качествах личности человека высокой культуры.
2. Способствовать активизации интереса к литературе, развитию художественного вкуса, связной речи.
3. Сформировать навыки анализа художественного произведения, дать представление о литературных приемах.
Основной вопрос: «Чтение произведений художественной литературы обязательно приводит к повышению уровня культуры поведения?»
Проблемные вопросы:
1. Художественная литература как метод осмысления ребенком общечеловеческих ценностей, осознания собственной позиции, формирования собственных ценностных ориентаций.
2. Личностно – ориентированный подход – залог эффективности работы по формированию культуры поведения у детей.
3. Взаимодействие с родителями – главное условие успешной реализации проекта.
Гипотеза
Целенаправленное изучение произведений художественной литературы сформирует у ребенка навыки культуры поведения в обществе.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Аннотация проекта:
Педагогический проект рассчитан на детей 5-6 лет.
По доминирующему методу проект – творческий.
По характеру содержания – открытый.
По количеству участников - групповой
Срок реализации проекта: учебный год
Предполагаемые результаты:
При изучении художественной литературы у детей старшей группы:
* Сформируются четкие представления о качествах личности человека высокой культуры. Это чистоплотность, уравновешенность, вежливость, доброжелательность, эстетичность, ответственность, самовоспитание.
*Повысится уровень общей культуры.
* Разовьется интерес к чтению и анализу художественной литературы.
План деятельности:
Этапы работы Содержание работы Сроки выполнения
Подготовительный этап 1. Составление вариативного плана групповой и индивидуальной работы.
2. Тематический подбор художественной литературы.
3. Консультация с родителями на тему «Воспитание человека высокой культуры».
4. Диагностика уровня общей культуры поведения ребенка.
Август – сентябрь
Основной этап Занятия по темам:
Чистоплотность:
Чистота тела; Опрятность в одежде; Аккуратность в быту, соблюдение общественного порядка.
С. Я. Маршак, «Вот какой рассеянный»
Уравновешенность:
Режим дня; Как правильно отдыхать; Хорошее настроение – всегда; Основы конфликтологии.
Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» обр., И. Карнауховой. «Кукушка» ненецкая сказка в обр. К. Шаврова. «Айога» нанайская сказка в обр. Д. Нагишкиной.
Вежливость:
Слова – «выручалочки»; Вежливость в поведении; Широкий кругозор и культура речи.
В. Осеева «Доброе слово», «Просто старушка»
Доброжелательность:
«Доброе слово и кошке приятно»; «Спешите делать добро!»; Как стать добрым?
Сказка «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого. «Лев и собачка» Л. Н. Толстой. «Цветик – семицветик» В. Катаев.
Индивидуальная работа.
Эстетичность:
Умение видеть прекрасное; Внутренний мир; Окружающая среда.
«Кузька» Т. Александрова. «Белая береза» С. Есенин. «Царевна - лягушка», обр. М. Булатова.
Ответственность:
Пунктуальность; Ответственность перед собой (совесть); Ответственность за дело.
«Слепая лошадь» К. Д. Ушинский. «Посидим в тишине» Благинина.
Самосовершенствование:
Самовоспитание; Самообразование.
Самоанализ и самооценка.
«Человек заболел» И. Туричин, Н. Носов «Караси».
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Заключительный этап Итоговая диагностика
Спектакль для родителей «В стране гармонии»
Май
Информационные ресурсы
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для
воспитания детского сада / Р. С. Буре, А. М, Виноградова. – М. : Просвещение, 1980.
2. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет / Сост. Н. П. Ильчук – 1 –е издание. М.,
АСТ,1997.
3. Книга для чтения в детском саду и дома 5 – 7 лет / Сост. Гербова, 2009.
4. Красивые сказки: Эстетика для малышей, Шорыгина Т. А. – М. : Прометей, 2003.
5. Занятия по культуре поведения с дошкольниками, 1999.
6. Праздники и развлечения в детском саду / Под ред. Э. В. Соболевой. – М. :
Просвещение 1971.
7. Общение педагога с родителями в ДОУ / сост. Зверева О. Л., Кротова Т. В – М. :ТЦ
Сфера 2005.