Галина Подкорытова
Педагогический проект «Новый год из прошлого в настоящее»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к занятию по познавательно-речевому развитию
«Новый год из прошлого в настоящее»
Занятие для детей старшей группы, составлено в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования от рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой соответствует ФГОС
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами :
Публикация «Педагогический проект „Новый год из прошлого в настоящее“» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Актуальность занятия: в настоящее время все больше возрастает интерес к традициям наших предков. Традиции включают в себя обычаи, поверья, культурные ценности, преданья. Мы решили уделить внимание древним традициям празднования Нового года, и помочь взрослым и детям узнать много интересного и духовно обогатиться.
Цель занятия: расширять знания детей об истории возникновения праздника и его традиций.
Задачи:
1. познакомить детей с историей возникновения Нового года;
2. знакомить детей с традициями Нового года;
3. развивать речь, мышление, память;
4. закрепить содержание прочитанного просмотром фотографий празднования Нового года;
5. вызывать желание детей изображать в рисунке увиденные события;
6. организовать выставку творческих работ по теме «Новый год прошлого и настоящее».
Занятие построено в проектном режиме.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением новогоднего праздника)
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – лепка новогодних угощений)
• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации)
• Прием эмоциональной заинтересованности (новогодняя елка от снеговика)
• Игровой прием (колядки, игра-физминутка с мячом «Новогодние приметы»)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
• социально - коммуникативная (рассказ о семейных традициях в праздновании Нового года) ;
• познавательное (рассказ воспитателя, просмотр презентации);
• речевое (пение колядок, рассказ о новогодних приметах, чтение стихов);
• художественно - эстетическое (отображение праздника с помощью рисования, лепки, аппликации на фоне музыки);
• физическое развитие (физминутки);
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволит заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через отгадывание загадок.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно начинается, с организационного момента, где активизируется внимание детей и поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятия дети смотрят мультимедийную презентацию, сопровождающую текстом; знакомятся с историей празднования Нового года, читают колядки, рассказывают новогодние приметы, лепят новогодние угощения, читают стихи, запускают фейерверк.
На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции.
Организационная структура проекта :
1. Название проекта;
2. Тематическое поле проекта;
3. Проблема проекта;
4. Цель проекта;
5. Задачи;
6. Состав участников;
7. Стратегия реализации проекта;
8. Предметно - развивающая среда;
9. Результаты выполнения проекта;
10. Презентация проекта.
Стратегия реализации проекта :
1. Тема педагогического проекта : «Новый год из прошлого в настоящее» (краткосрочный информационно-обучающий проект).
2. Сроки проекта : декабрь – январь.
3. Тематическое поле: беседа о празднике; знакомство с традициями празднования Нового года; чтение стихотворений, загадок о празднике; их заучивание; рассматривание новогодних фотографий и иллюстраций; консультация для родителей.
4. Проблема: Новый год : история возникновения праздника.
5. Цель: расширять знания детей об истории возникновения праздника и его традиций.
6. Задачи:
1. познакомить детей с историей возникновения Нового года;
2. знакомить детей с традициями Нового года;
3. развивать речь, мышление, память;
4. закрепить содержание прочитанного просмотром фотографий празднования Нового года;
5. вызывать желание детей изображать в рисунке увиденные события;
6. организовать выставку творческих работ по теме «Новый год прошлого и настоящее».
7. Состав участников: воспитатели, дети старшей, подготовительной групп, родители.
8. Стратегия реализации проекта прилагается (приложение №1).
9. Предметно-развивающая среда: картины, литературный материал, музыка, пластилин разных цветов, интерактивный стол, интерактивная доска, искусственная елка, шарики для украшения.
10. Результаты выполнения проекта : результатом проекта является установление тесного сотрудничества воспитатели, родители, дети. Родители и дети были привлечены к совместной деятельности, что способствует улучшению микроклимата в семье. Проектная деятельность способствует:
- развитию познавательной активности;
- развитию творческих способностей детей;
- развитию коммуникативных навыков;
- формированию позитивного психологического климата в детском коллективе, семье;
- обогащение опыта пространственного видения окружающего мира;
- формирование позитивного интереса к гармоничной красоте окружающего мира.
11. Презентация проекта. Педагогический информационно-обучающий проект : «Новый год из прошлого в настоящее.»
Приложение №1
1. Этап - Подготовительный
Форма проведения: С/р игра «Семья», с/р игра «Гости»
Задачи: формировать умение творчески развивать сюжет игры; побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; воспитывать чуткость, внимание; закреплять культурные навыки;
Место проведения: Групповая, дом
Участники: Воспитатели, дети, родители
Форма проведения: Д/и «Что ты делаешь?» (Народная игра); Д/и «Подарки»; Д/и «У дядюшки Якова» (Русская народная игра); Д/и «Разрезанная картинка»; Д/и «Опиши картинку».
Задачи: Активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих действия. Соотносить глагол с существительным. Соотносить глагол с действием, которое он обозначает. Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.
Место проведения: Групповая, дом
Участники: Воспитатели, дети, родители
Форма проведения: Чтение стихотворений, рассказывание о новогодних традициях, обычаях.
Задачи: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Знакомить с традициями, обычаями праздника.
Развивать речевую активность. Расширять кругозор детей. Развивать речемыслительную деятельность. Развивать память, воображение, абстрактное мышление.
Место проведения: Групповая, дом
Участники: Воспитатели, дети, родители
Форма проведения: Рисование, аппликация, лепка по теме: «Новый год, Колядки»
Задачи: Развивать творческую деятельность; выделять в рисунке главное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображаемого.
Место проведения: Групповая, дом
Участники: Воспитатели, дети, родители
Форма проведения: Музыка: «Зима пришла», «Тройка», муз. Г. Свири-дова; «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко;
Задачи: Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
Место проведения: Групповая, дом
Участники: Воспитатели, дети, родители
2. Этап - Основной
Форма проведения: ОД информационно-познавательной направленности: беседа о празднике; знакомство с традициями празднования Нового года; чтение стихотворений, загадок о празднике; их заучивание; рассматривание иллюстраций и фотографий, слайдов праздника Нового года.
Коррекционное оборудование, физминутки
Задачи: Расширять знания детей об окружающем мире. Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки. Формировать представления и знания о значимости традиций в жизни человека. Учить отвечать на вопросы, вести диалог, связывать между собой предложения.
Воспитывать любовь, уважение к традициям. Укрепление здоровья, детей с нарушенным здоровьем. Выполнять упражнения для профилактики сколиоза, нарушение осанки.
Место проведения: Групповая
Участники: Воспитатели, дети, родители
3. Этап - Завершающий
Форма проведения: рассказы детей о празднике Новый год; Рисование, аппликация, лепка по теме: «Новый год»
Музыкальное сопровождение «Где водятся волшебники»
Оформление выставки рисунков, поделок, изготовленных детьми, родителями
Задачи: Развивать речевую активность. Расширять кругозор детей. Развивать речемыслительную деятельность. Формировать умение выражать свои чувства. Развивать творческую деятельность детей, отображать в работе увиденное, составлять в работе сюжетную аппликацию.
Место проведения: Групповая, дом
Участники: Воспитатели, дети, родители
Реализация проекта
1-я часть: «Знакомство с историей возникновения праздника и его традиций.» «Просмотр иллюстраций и фотографий, слайдов Нового года».
Тема: «Новый год из прошлого в настоящее».
Цель: расширять знания детей об окружающем мире, развивать познавательную активность, коммуникативные навыки; формировать представления и знания о значимости традиций в жизни человека; Учить отвечать на вопросы, вести диалог, связывать между собой предложения. Воспитывать любовь, уважение к традициям проведения праздника, развивать творчество. Выполнять упражнения для профилактики сколиоза, нарушение осанки.
Предварительная работа: беседа о празднике; чтение стихотворений, загадок о празднике нашей страны; их заучивание; рассматривание иллюстраций и фотографий о празднике Новый год, лепка животных.
Активизация словаря: культура, традиция, Коляда, славяне, колядование, император.
Предметно-развивающая среда: картины, литературный материал, исторические источники, интерактивный стол, интерактивная доска.
Коррекционное оборудование: следы, коврики, шипованные коврики, шипованная и коррекционная дорожка.
Ход занятия
(Дети входят из раздевальной комнаты по коррекционной дорожке со следами. Подходят к воспитателю.)
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадка появится на экране, если правильно ответите:
1. Стройная, пушистая,
Зеленые иголки.
Вся в шарах и бусах
Праздничная … (ёлка (слайд 1)
2. С мешком подарков, с бородой,
Веселый взгляд и красный нос.
Он приходит к нам зимой
Добрый дедушка … (Мороз) (слайд 2)
3. Надел на голову ведро,
На плечи белый пуховик.
Из морковки сделал нос
Толстый белый … (снеговик). (слайд 3)
4. Кто рисует на земле
Зимние картинки?
С неба падают, кружась,
Белые … (снежинки (слайд 4)
5. «Шуба теплая, мешок,
Валенки и посошок,
Борода и красный нос
Вот такой он – Дед Мороз.
А еще он очень добрый,
И веселый, и задорный.
В шубе дедушке не жарко
Нам дарить свои …» (подарки).(слайд 5)
6.«Новый год встречаем с ней
В свете праздничных огней.
Любим мы её иголки –
Украшаем нашу …» (ёлку). (слайд 6)
7. Вьюга по двору гуляет,
В доме елочка сверкает.
Дети водят хоровод.
Что за праздник? (Новый год) (слайд 7)
Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии. (Ответы детей (слайд 8 - 9). Правильно.
Беседа по теме : «Новый год из прошлого в настоящее».
Дети по коррекционной дорожке проходят на коврик, садятся в позу «лотоса». Идёт работа с серией картинок.
Празднование Нового года на Русской земле относится к глубокой седой старине. В давние времена, когда жили наши предки, славяне, Новый год начинался весной - первого марта, когда пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы. С кормилицей-землёй была тесно связана жизнь древнего человека, поэтому новый год и приходился на весеннюю пору. Новый год славяне отмечали на масленицу, где-то 20-го числа во время первого весеннего равноденствия. (слайд 10 - 13)
Главный зимний праздник наших предков носил названия Коляды. (слайд 14) Всем известно, что «колядовать» - петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и тепла. (слайд 15) Происходило это на нынешний день солнцеворота (21-25 декабря). Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь. (слайд 16, 17) Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Коляду изображал снопик или соломенная кукла. (слайд 18)
Накануне праздника славяне украшали свои дома еловыми и сосновыми ветками, которые должными были, по древним поверьям, своими колючими и острыми иглами отгонять злых духов и не пустить их в дом. Добрые зимние духи славян Морок, Трескун и Морозко сковывали реки льдом, приносили метели и насылали лютые морозы. (слайд 19) Чтобы они не очень расходились, приходилось их задабривать разными способами. Обычно на окна выставляли подарки духам: кисель, кутью и блины. С годами эти дары стали отдавать ряженым, которые ходили по деревни с песнями, шутками и плясками. Одна из главных частей праздника Коляды - новогодние песни и колядование. (слайд 20 - 24) Из восхвалений Коляды они постепенно превратились в форму своеобразных поздравлений и шуточных песен.
Давайте вспомним, какие колядки пели в то время, что мы знаем.
(произвольные танцевальные движения)
1.«Уродился Коляда Накануне Рождества. 2. Славления Коляды.
За горою за крутою Коляда-Солнцеворот
Да за речкою быстрою Стань у наших у ворот
Стоят леса дремучие, Разгони Сварог потемь
Во тех лесах огни горят, Верни на Русь красный день
Огни горят палюшие, Огнем возгори Коло воздыми
Вокруг огней люди стоят, Води Коло горе а свету преболе!
Люди стоят колядуют: Гой! Коляда! Слава!
- Ой, Коляда, Коляда, Солнышко повернись
Ты бываешь, Коляда, Красное разожгись
Накануне Рождества!» В дорогу выезжай Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!
3. Все: Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
1 реб: Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
2 реб: Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
3 реб: Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
4 реб: Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
5реб: На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!
Все: Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пяточки.
1 реб: Хоть рубль, Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
2 реб: Дайте нам конфетку,
А можно и монетку.
3 реб: Не жалейте ничего –
Накануне Новый год!
4 реб: Колядин – колядин!
Я у батьки один!
Коротенький кожушок,
Дайте грошей мешок!
5 реб: Если грошей мало –
Подавайте сало,
Если сала нема –
Подавайте пирога!
6 реб: Нынче Ангел к нам спустился
И пропел: “Христос родился!”.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Все: Сеем, веем, подсеваем,
С Новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Дети по коррекционной дорожке проходят на коврик, садятся в позу «лотоса». Продолжается работа с серией картинок.
В 14 веке наши предки стали отмечать новый год по православному церковному календарю и почти 200 лет праздновали его приход 1 сентября. (слайд 25)
Этот день считался Новолетием. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, где устраивались пышные торжества. В храмах проходила торжественная служба, повсюду звенели колокола. Вечером перед новогодней ночью все собирались в доме главы семейства. Гостей угощали мёдом, винами, пивом и медовухой.
С приходом к власти нового императора Петра Первого в России грянули перемены и Новый год в России стали отмечать 1 января (1700г). (слайд 26)
Петр повелел "учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых", потешаться с огнем - разжигание новогодних костров, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом предписывалось поздравлять друг друга с праздником, дарить подарки - до этого времени подарки не были обязательным атрибутом Нового года. Народ и бояре не стали спорить с Царем по поводу празднования Нового года. (слайд 27 - 32)
Праздничная елка была преимущественно детской забавой. (слайд 33 - 36) Выбрав крепкую красивую ель, обвешивали ее детскими игрушками, водили вокруг елки хороводы. Разрешалось даже залезать на елку с целью доставать желанные игрушки и сладости. После того, как празднество заканчивалось, оставшиеся игрушки снимали с елки и раздавали детям.
Позже украшение елки стало более изысканным, появились определенные правила украшения елки. На верхушке красовалась «Вифлеемская звезда», ветви украшали конфетами, фруктами, сладкой выпечкой, шарами, всевозможные фигурными пряниками и печеньем. Со временем все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А потом пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.
Вершиной праздничного гулянья, долгожданным лакомством считался пирог. Это отзвук того, что хлеб был главным блюдом и источником всей жизни. (слайд 37)
Перед новогодним ужином насыпали на стол семена ржи, пшеницы, овса. Потом стол покрывали чистой скатертью. Важным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья, блины. Кашу варили из цельных зёрен, нескольких видов злаков. Считалось - будет обильная трапеза на Новый год, значит, будет дому полная чаша весь год. Помимо этого, из теста лепили и выпекали фигурки домашних животных – коз, коров, телят, лошадей. Потом, когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками и другими сладостями. (слайд 38 - 40)
Итак, в России отмечали два Новых года : один по приказу императора Петра I, другой по церковному календарю, посвященный дню памяти святого Василия Великого. (слайд 41 - 44) Вечером устраивали пышный пир, где главным блюдом был жареный поросенок. Он считался символом плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. На стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме - сытные пироги, блины, кутью. В изобилии была водка, медовуха, пиво. Принято было надевать новую неношеную одежду, чтобы весь следующий год хорошо одеваться. В этот день нельзя было давать в долг деньги, а вот получать их считалось хорошей приметой, которая сулила прибыль и достаток.
Ребята становятся в круг на щетинистые коврики. (Игра с мячом.)
Новогодние приметы: Я начну, а вы продолжите:
Воспитатель: - Это шумные хороводы, розыгрыши, частушки, песни под окнами домов, колядки - исконно русский обычай.
1. Как Новый год встретишь, так его и проведешь.
2. Нельзя отдавать деньги перед Новым годом, иначе весь год отдавать придется.
3. Если в этот день кто-то чихает, то к своему благополучию - весь год будет счастливым.
4. Если на Новый год надеть что-нибудь новое, то год будет удачным. В Новогоднюю ночь с обновкой, целый год ходить в обновках.
5. Каравай и соль на новогоднем столе - к благополучию.
6. Не следует в этот день платить долгов - не то весь год будешь расплачиваться.
7. Одалживать деньги под Новый год нельзя, чтобы весь следующий год не быть в долгах.
8. На новогоднем столе должны быть в изобилии еда и напитки, тогда и весь год в семье будет достаток.
9. Перед Новым годом нельзя выносить сор из избы, иначе целый год не будет домашнего благополучия.
10. Если первый день в году веселый, то весь год будет таким.
11. Если в Новый год гости, то весь год гости.
12. Если в первый день Нового года выполнять тяжелую работу, весь год пройдет без отдыха.
Дети по коррекционной дорожке проходят на коврик, садятся в позу «лотоса». Продолжается работа с серией картинок.
В наши дни Новый год - любимый праздник всех людей. С ним связывают свои надежды и желания, этот праздник не носит никакой идеологической нагрузки. Он просто добрый, веселый и радостный. (слайд 45 - 48) и празднуется дважды. Почему? Дело в том, что к началу 20 века разница между Григорианским календарём, по которому жила вся Европа, и юлианским, по каковому ещё жила Росси равнялась 13 дням. Поэтому мы празднуем два раза. Один раз - по Григорианскому календарю, второй - по Юлианскому. Обряды, которые мы можем наблюдать на Новый Старый Год к нам также пришли ещё с языческих времён. Это и гадания, и песнопения, и стол и др. (слайд 49)
Давайте же не будем нарушать новогодних традиций и приготовим угощения.
Художественно-эстетическое развитие лепка по теме: «Новогодние угощения»
Раздается стук. Снеговик приносит новогоднюю елку.
Воспитатель. Ребята смотрите – новогодняя елка есть, угощения тоже, осталось прочитать праздничные стихи.
Новогодние стихи
1. Вот приходит Новый год –
Это праздник без хлопот.
Год, который к нам идет,
Нам подарит только счастье.
2. Прочь кошмары и ненастья!
Веселись, гуляй народ!
Что за праздник на дворе
Наступает в декабре?
3. В это время все мы рады,
Малыши подарков ждут.
Ради нескольких минут собирается семья:
Мамы, бабушки, родня-
И с улыбкой провожают
4. Все дела минувших дней.
От рождественских огней
Все предстало в лучшем свете,
Потому что на планете Новый год!
5. И держа в руках бокалы,
С отсчитав часов удары,
Все от радости визжат,
Кроме мелких дошколят.
Те давно уже в постели,
6. Ведь на будущей неделе
Их опять отправят в сад,
А пока что виноград,
Торт, лимоны, апельсины,
Сливы, груши, мандарины.
И объевшийся тайком
Спит ребенок сладким сном.
7. Под Новый год, как в сказке,
Полным-полно чудес.
Спешит на поезд елка,
Покинув зимний лес.
8. И ярко светят звезды
И водят хоровод.
Под Новый год, под Новый год,
Под Новый, Новый год!
9. Смешинки, как снежинки
Всю ночь летят, летят.
И песенки повсюду
Веселые звучат.
Насвистывает ветер,
Метелица поет
Под Новый год, под Новый год,
Под Новый, Новый год!
10. Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
11. Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
12. Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло.
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
13. Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт.
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!
14. Надевай скорее маску!
Забегай скорее в сказку!
В нашей сказке, в нашей сказке
Посреди веселой пляски
Расписной, волшебный снег
Опускается на всех!
Воспитатель. Молодцы ребята! Осталось запустить новогодний фейерверк! (Дети подходят к интерактивному столу и «запускают фейерверк».
2-я часть: «Традиция семьи в праздновании Нового года»
(Родители и дети)
3-я часть: Оформление выставки рисунков, поделок, изготовленных детьми, родителями на тему: «Новый год из прошлого в настоящее.»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. (Очерки из истории народных верований). М. 1957.
2. Терещенко А. В. Быт русского народа. М. : Русская книга, 1997
3. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М, 2011.
4. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. 1995. Из- во: Азбука