Елена Вернер
Педагогический проект «Накопление сенсорных представлений детьми третьего года жизни с помощью дидактических игр и пособий»
Педагогический проект «Накопление сенсорных представлений детьми третьего года жизни с помощью дидактических игр и пособий».
Автор: Вернер Елена Сергеевна
Срок реализации: 1.10.2017-15.06.2018 (долгосрочный)
Участники проекта: Воспитатель, дети, родители.
Публикация «Педагогический проект „Накопление сенсорных представлений детьми третьего года жизни с помощью дидактических игр и пособий“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Актуальность проекта: Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире и закладываются основы всего последующего психологического развития ребенка.
Видные представители дошкольной психологии и педагогики (Я. А. Коменский, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина и др.) в своих научных трудах доказали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры, пособия и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Известно, что в раннем возрасте в условиях ограниченности впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», последствия которого приводят, наносят ущерб общему развитию и даже приводят к его задержке. Поэтому развивающая среда в ДОО – важный компонент гармоничного становления личности, она должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Дидактические игры имеют особое значение для психического развития ребенка третьего года жизни, так как деятельный подход в этом возрастной период – наиболее доступная форма приобретения знаний об окружающем мире.
Актуальность этого проекта состоит в том, чтобы выяснить, насколько эффективно использование дидактических игр для накопления сенсорных представлений детьми третьего года жизни.
Цель проекта: проанализировать и выявить условия для накопления сенсорных представлений детьми третьего года жизни с помощью дидактических игр.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
Образовательные:
развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие:
развивать познавательные процессы;
развивать мелкую моторику.
Подготовительный этап.
1. Изучить литературу на данную тему.
2. Изучение информации в интернет ресурсах.
3. Определение актуальности проекта.
4. Определение задач проекта.
5. Подготовить уже имеющие игры и пособия для накопления сенсорных представлений детьми третьего года жизни.
6. Изготовить новые игры и пособия на развитие мелкой моторики рук.
7. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
Основной этап.
Работа с детьми
Ознакомление детей с дидактическими играми и пособия имеющимися в группе.
Познакомить детей с игровой зоной «Сухой бассейн».
Придерживаемся правила «Поиграл, убери игру в свой домик».
Знакомить детей с понятием «Маленький и большой», «такой же» с помощью дидактических игр.
Применять игровые пособия не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной игровой деятельности детей.
Первоначальная диагностика детей на выявление уровня сенсорных представлений у детей третьего года жизни.
Знакомство с основными цветами шестью спектра (красный, желтый, синий, зеленый и т. д)
Свободно - игровая детальность в зоне «Сухой бассейн». Каждую неделю замена игрового материала
(пирамидки, кубики, шарики, крышечки и т. д, игровой материал различного цвета и формы)
Знакомство с такими формами как шар, кубик и кирпичик.
Конструирование: создавать различные композиции из кубиков и кирпичиков: пирамидка, диван для куклы, гараж для машинки.
Знакомство с различными свойствами предметов:
Кубики – деревянные, мячик – катится и прыгает, посуда пластмассовая и т. д.
Развитие звукового восприятия:
- прослушивание музыки - шум ветра, пенье птиц, звуки природы
- Д\И «Кто как кричит»
- загадки, потешки стихотворения и сказки.
Проведение контрольной диагностики на выявление сенсорных представлений детьми третьего года жизни.
Работа с родителями
Анкетирование родителей для выявления сенсорного развития детей третьего года жизни.
Ознакомление родителей с долгосрочным проектом
(личный сайт группы, печатная информация и индивидуальные консультации)
Папка передвижка в уголке для родителей
«Зачем развивать сенсорные эталоны у детей третьего года жизни?» (на личном сайте группы)
Индивидуальные консультации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Родительское собрание
«игры своими руками для накопления сенсорных представлений детьми третьего года жизни»
Мастер – класс по изготовлению игры «Цветные закладки».
Просмотр обучающих мультфильмов дома.
Презентация «Развивающие коврики своими руками»
Картотека игр «Игры с крупой в домашних условиях»
Консультация родителям на тему «Игры и занятия по конструированию с детьми третьего года жизни».
Информация на личном сайте группы.
Фотоотчет «Мы строим башню»
Консультация для родителей, «Из какого материала должна быть посуда и ребенка трех лет и как за ней правильно ухаживать»
Разучивание с детьми дома стихотворения про животных (му-му, ме- ме и т. д)
Выставка творческих работ «Мой любимый цвет»
Ожидаемые результаты:
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Подведение итогов.
Проведение открытого занятия по теме проекта для родителей и педагогов.
Презентация проекта на сайте ДОО и на личном сайте.
Участие в интернет конкурсе «Лучший педагогический проект с детьми раннего возраста».