Коростелева Ирина
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством
русской народной сказки»
Выполнила: старший воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Коростелева Ирина Николаевна
Вид проекта : краткосрочный
Тип проекта : групповой, познавательно-творческий.
Участники: старшие дошкольники, воспитатели, родители.
Публикация «Педагогический проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русской народной сказки“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Сроки: 4 недели
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала никогда, так как нравственность в сознании людей составляет стержень, основу нашего общества.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о добре, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.
Важность нравственного воспитания подрастающего поколения отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей с социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
ПРОБЛЕМА:
В наше время ценности стали материальными, нежели духовными. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребенка. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. А ведь именно сказка оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений и социальную адаптацию ребенка. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Исходя из данной проблемы поставила перед собой цель.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Создать оптимальные условия для формирования нравственного развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Для детей:
Обучающиеся:
- Приобщать детей к культуре своего народа.
- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
Развивающие:
-Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
-Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.
Воспитательные :
-Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Для педагогов :
-Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.
-Разработать план реализации проекта.
- Осуществить взаимодействие с родителями.
Для родителей:
- Повысить компетентность родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей через сказку.
- Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА :
С ДЕТЬМИ:
– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей : проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
- специальные игровые задания.
С РОДИТЕЛЯМИ:
- анкетирование;
– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»;
- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
Продукт проекта :
- Оформление альбома «Русские народные сказки».
- Обновление эстетического пространства группы.
-Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки для педагогов и родителей.
- Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников 1-й и 2-й младшей группы
- Создание атрибутов для театрализованных представлений совместно с детьми и родителями (афиша, программка, элементы декораций, маски).
-Представление сказки «Красная Шапочка».
Критерии оценки результативности проекта
- Результаты педагогического мониторинга по проекту : уровень усвоения образовательной области «социально-коммуникативное развитие».
- Анкетирование родителей.
- Фото- и видеоматериалы.
- Обобщение опыта.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Ожидаемые результаты:
- Дети станут добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим;
- Расширится представления детей о доброте, справедливости, сострадании и о зле, жадности и лживости;
- Дети научатся отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, получат навык умения делать нравственный выбор.
- Значительно усовершенствуется диалогическая, монологическая речь и грамматический строй речи детей, пополнился словарный запас, научатся выразительно интонировать голосами героев сказок и выразительно передавать мимикой и движениями эмоциональные состояния героев сказок;
- Чтение сказок станет доброй семейной традицией, которая создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
- Повысится уровень компетенции родителей по вопросу эффективности использования сказки в духовно-нравственном воспитании детей.
- Повысится профессиональная компетентность педагогов.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы проекта Задачи Содержание деятельности
I этап (подготовительный) Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.
Обогащение игровой среды
Педагогическое просвещение родителей.
Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов.
Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта. Изучение программно-методического материала по направлению работы.
Подбор программно-методического материала по направлению работы.
Подбор диагностического инструментария. Пополнение игровой среды.
Изготовление наглядности (атрибутов к сказке). Анкетирование родителей по выявлению организации чтения сказок дома. Проведение консультаций.
Оформление наглядно-агитационного материала по организации деятельности дома.
II этап (содержательный) 1. Пополнить развивающую среду.
2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка. 3. Познакомить детей с русскими народными сказками.
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. -Индивидуальная работа в свободное от занятий время:
1. Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», «Гармошечка».
Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе.
2. Игра на уточнение словарного запаса «Бочка деревянная», «Девочка ласковая», «Солнце жаркое»…
-Игры с подгруппой детей по интересам:
1. Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама печёт пирожки для бабушки»
2. Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает»
3. Хоровод «Земелюшка-чернозём»
4. Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Бабушка отвечает внучке», «Волк и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов»
5. Отгадывание загадок о животных.
6. Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка».
7. Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Красная Шапочка и Волк».
Групповая работа
1. «Красная Шапочка» работа с настольным театром
2. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с текстом).
3. Представление сказки «Красная Шапочка»
Направления деятельности и интеграция областей:
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры и т. д.
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Работа, позволяющая понять явления, о которых рассказывает сказка. Беседы о различных материалах и способах работы с ними при изготовлении костюмов, декораций.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Ознакомление и слушание художественных произведений, беседа и вопросы по содержанию.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Рисование по мотивам выбранной сказки, выставка детских работ, выставка поделок совместных с родителями.
Слушание музыки, беседа о прослушанных произведениях, выбор музыкальных произведений для оформления спектаклей.
Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Соблюдение санитарно - гигиенических требований к проведению совместной и организованной образовательной деятельности, осуществление индивидуально - дифференцированного подхода в работе с детьми.
III этап (итоговый) Оценка эффективности проведения
работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию посредством русской народной сказки.
Оценка эффективности работы
с родителями.
Мониторинг. детей
Презентация проекта на педагогическом совете.
Анкетирование родителей:
Вывод:
Таким образом, приобщение ребёнка к русской народной сказке следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках. Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Итоговое анкетирование указывает на то, что повысился уровень общей осведомленности по вопросам домашнего чтения.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат.