МААМ-картинки

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русской народной сказки»

Коростелева Ирина
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русской народной сказки»

Педагогический проект на тему

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством

русской народной сказки»

Выполнила: старший воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Коростелева Ирина Николаевна

Вид проекта : краткосрочный

Тип проекта : групповой, познавательно-творческий.

Участники: старшие дошкольники, воспитатели, родители.

Публикация «Педагогический проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русской народной сказки“» размещена в разделах

Сроки: 4 недели

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала никогда, так как нравственность в сознании людей составляет стержень, основу нашего общества.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о добре, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Важность нравственного воспитания подрастающего поколения отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей с социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

ПРОБЛЕМА:

В наше время ценности стали материальными, нежели духовными. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребенка. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. А ведь именно сказка оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений и социальную адаптацию ребенка. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Исходя из данной проблемы поставила перед собой цель.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Создать оптимальные условия для формирования нравственного развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Для детей:

Обучающиеся:

- Приобщать детей к культуре своего народа.

- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.

Развивающие:

-Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

-Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.

Воспитательные :

-Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Для педагогов :

-Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

-Разработать план реализации проекта.

- Осуществить взаимодействие с родителями.

Для родителей:

- Повысить компетентность родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей через сказку.

- Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА :

С ДЕТЬМИ:

– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей : проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;

- специальные игровые задания.

С РОДИТЕЛЯМИ:

- анкетирование;

посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»;

- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

Продукт проекта :

- Оформление альбома «Русские народные сказки».

- Обновление эстетического пространства группы.

-Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки для педагогов и родителей.

- Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников 1-й и 2-й младшей группы

- Создание атрибутов для театрализованных представлений совместно с детьми и родителями (афиша, программка, элементы декораций, маски).

-Представление сказки «Красная Шапочка».

Критерии оценки результативности проекта

- Результаты педагогического мониторинга по проекту : уровень усвоения образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

- Анкетирование родителей.

- Фото- и видеоматериалы.

- Обобщение опыта.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ожидаемые результаты:

- Дети станут добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим;

- Расширится представления детей о доброте, справедливости, сострадании и о зле, жадности и лживости;

- Дети научатся отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, получат навык умения делать нравственный выбор.

- Значительно усовершенствуется диалогическая, монологическая речь и грамматический строй речи детей, пополнился словарный запас, научатся выразительно интонировать голосами героев сказок и выразительно передавать мимикой и движениями эмоциональные состояния героев сказок;

- Чтение сказок станет доброй семейной традицией, которая создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.

- Повысится уровень компетенции родителей по вопросу эффективности использования сказки в духовно-нравственном воспитании детей.

- Повысится профессиональная компетентность педагогов.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы проекта Задачи Содержание деятельности

I этап (подготовительный) Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.

Обогащение игровой среды

Педагогическое просвещение родителей.

Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов.

Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта. Изучение программно-методического материала по направлению работы.

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Подбор диагностического инструментария. Пополнение игровой среды.

Изготовление наглядности (атрибутов к сказке). Анкетирование родителей по выявлению организации чтения сказок дома. Проведение консультаций.

Оформление наглядно-агитационного материала по организации деятельности дома.

II этап (содержательный) 1. Пополнить развивающую среду.

2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка. 3. Познакомить детей с русскими народными сказками.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. -Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1. Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», «Гармошечка».

Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе.

2. Игра на уточнение словарного запаса «Бочка деревянная», «Девочка ласковая», «Солнце жаркое»

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1. Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама печёт пирожки для бабушки»

2. Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает»

3. Хоровод «Земелюшка-чернозём»

4. Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Бабушка отвечает внучке», «Волк и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов»

5. Отгадывание загадок о животных.

6. Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка».

7. Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Красная Шапочка и Волк».

Групповая работа

1. «Красная Шапочка» работа с настольным театром

2. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с текстом).

3. Представление сказки «Красная Шапочка»

Направления деятельности и интеграция областей:

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры и т. д.

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Работа, позволяющая понять явления, о которых рассказывает сказка. Беседы о различных материалах и способах работы с ними при изготовлении костюмов, декораций.

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Ознакомление и слушание художественных произведений, беседа и вопросы по содержанию.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Рисование по мотивам выбранной сказки, выставка детских работ, выставка поделок совместных с родителями.

Слушание музыки, беседа о прослушанных произведениях, выбор музыкальных произведений для оформления спектаклей.

Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Соблюдение санитарно - гигиенических требований к проведению совместной и организованной образовательной деятельности, осуществление индивидуально - дифференцированного подхода в работе с детьми.

III этап (итоговый) Оценка эффективности проведения

работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию посредством русской народной сказки.

Оценка эффективности работы

с родителями.

Мониторинг. детей

Презентация проекта на педагогическом совете.

Анкетирование родителей:

Вывод:

Таким образом, приобщение ребёнка к русской народной сказке следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках. Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Итоговое анкетирование указывает на то, что повысился уровень общей осведомленности по вопросам домашнего чтения.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русской народной сказки»
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 10:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД