Марина Рындина
Педагогический проект «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
о преемственности между детским садом и школой
на тему:
«На пороге школы»
Руководители проекта : воспитатели группы
Являясь воспитателями детей старшей группы, мы решили со второй половины учебного года уделить больше внимания работе по преемственности детского сада и школы. В связи с этим разработали данный проект. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Мы попытались сделать переход детей в школу более мягким, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Публикация «Педагогический проект „На пороге школы“» размещена в разделах
Подготовить ребенка к школе – это значит активно сформировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развить те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самобытность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "радость детства".
С другой стороны - школа, как преемник дошкольной ступени образования, строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реализовывать непрерывность в развитии и образовании детей.
Актуальность
Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.
В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным.
Проблема: недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Тип проекта : долгосрочный (январь 2020 г. – май 2021г.)
Участники проекта :
- дети старшего дошкольного возраста;
- учащиеся 3 класса начальной школы;
- педагоги и специалисты ДОУ;
- учитель начальной школы;
- родители.
Цель: обеспечить преемственность и непрерывность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Воспитать у детей положительное отношение к школе. Обеспечить комплексное развитие ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья; сформировать психологическую готовность детей к школе.
Задачи:
-согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;
-обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
-создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, мягкого перехода детей от игровой деятельности к учебной;
-активизировать сотрудничество между детьми, педагогами и родителями в подготовке ребенка к школе;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Этапы реализации проекта
1 этап
Создание предметно-развивающей среды в группах:
- «Уголок школьника»;
- уголок «Читаем сами»;
- уголки для сюжетно-ролевых игр «В школу»;
- картотека разнообразных игр;
- условия для социализации ребенка: обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол);
- игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.
2 этап
Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.
Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. Старшие дошкольники знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей интереса к школьной жизни.
3 этап
Встречи с учащимися и учителем:
-составление плана совместной работы ДОУ и школы на учебный год;
-выступление учащихся на родительских собраниях для будущих первоклассников;
-проведение совместных мероприятий (дошкольников и школьников);
-проведение выпускного утренника в детском саду.
Результаты реализации проекта :
• речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;
• дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;
• они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;
• у детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;
• адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;
• у учителя начальной школы и воспитателей появилась мотивация к взаимодействию.