Светлана Шавлач
Педагогический проект «Логопедическая гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект: «Логопедическая гостиная»
Взаимосвязь учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями с целью повышения результативности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Автор: учитель-логопед
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.
Участники проекта: учитель-логопед, педагоги и специалисты ДОУ, родители
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Проблема: затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, воспитателей, специалистов ДОУ, родителей.
Обоснование проекта: настоящее время много говорится о том, что максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней.
В исправлении речевых нарушений у детей большую роль играет совместная работа учителя–логопеда, воспитателей, специалистов ДОУ, родителей. К сожалению, взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения порой наладить весьма трудно. Этот вопрос стал актуален и в нашем детском саду.
Своим проектом мне хотелось бы вовлечь все категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, я решила скоординировать свои действия и объединить их.
Одним из важнейших направлений коррекционно- развивающей работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько четко организуется взаимодействие в работе учителя-логопеда, педагогов и специалистов ДОУ, родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействованы все участники педагогического процесса. Очень важно сделать педагогов, родителей активными участниками коррекционного процесса, и поэтому необходимо:
-помочь педагогам и родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
-разъяснить и познакомить педагогов, специалистов ДОУ и родителей со спецификой коррекционно-развивающей работы,
-научить педагогов, специалистов и родителей использовать игровые приёмы по коррекции речи, для дальнейшего закрепления в работе и в домашних условиях.
Но на сегодняшний день существует ряд проблем:
-Рост количества детей с речевыми нарушениями и отсутствие возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся;
-Уровень знаний педагогов, специалистов, родителей о речевых нарушениях у детей не позволяет осознать им необходимость участия в коррекционном процессе и воздействовать на речь ребёнка в ДОУ и в домашних условиях.
Поэтому помощь в коррекционно-развивающей работе педагогов, специалистов неоценима. Воспитатель в свое календарное планирование воспитательно-образовательной работы вносит дидактические игры по лексическим темам на обогащение, активизацию предметного словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.
Специалисты ДОУ должны учитывать в своей работе структуру нарушений, осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закреплять знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях.
Исходя из вышеизложенного, видна актуальность и значимость проблемы повышения компетентности педагогов, специалистов ДОУ и родителей в вопросах речевого развития детей.
Новизна проекта: Для полноценного развития дошкольников, посещающих ДОУ, необходимы особые условия коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении, которые должны быть организованы в детском саду. Вовлечение педагогов, специалистов и родителей ДОУ в реализацию данного проекта позволяет повысить уровень коррекционной работы. Проект имеет и стратегический характер (т. е. указывает к чему надо стремиться в работе с детьми, и тактический (т. е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата проекта совпадает с целями и задачами ДОУ и позволит отследить показатели уровня развития речи детей.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения педагогов и родителей в коррекционно- развивающий процесс может быть реализована педагогами ДОУ, учителем-логопедом и родителями.
Возможные риски:
-Трудности взаимодействия с родителями, не желающими проникнуться проблемой речевого развития ребёнка.
Ожидаемые результаты:
1. Педагоги, специалисты и родители активно включены в коррекционный процесс по устранению речевых недостатков детей.
2. Родители и педагоги используют знания, полученные на практических занятиях «Логопедической гостиной».
3. Повышение уровня компетентности педагогов, специалистов и родителей ДОУ в вопросах речевого развития ребенка.
Содержание проекта:
[/b]
Проект направлен на повышение компетентности педагогов, специалистов и родителей ДОУ в вопросах речевого развития ребенка-дошкольника посредством их активного включения в коррекционный процесс.
Цель проекта: повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей и повышение результатов коррекционной работы.
Задачи:
1. Выяснить образовательные потребности педагогов, родителей и уровень знаний в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Повысить интерес педагогов и родителей к логопедической работе ДОУ и помочь стать активными участниками педагогического процесса.
3. Способствовать закреплению полученной информации на практических семинарах.
Эффективность данных результатов
[/b]
Для детей
Для родителей
Для педагогов
Для ДОУ
1. Положительная динамика речевого развития
2. Успешная социальная адаптация в ДОУ и социуме
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
1. Положительная оценка деятельности ДОУ
2. Готовность и желание участвовать в коррекционно-развивающем
3. Использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях
1. Положительный психологический климат между педагогами ДОУ
2. Заинтересованность педагогов в творческом применениив работеинновационных методов и приемов речевого развития детей
3. Удовлетворенность собственной деятельностью
4. Качественно организованная система повышения квалификации
5. Учет положительной динамики в речевом развитии детей
1. Благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
2. Положительная динамика в дальнейшем развитии и сотрудничестве с родителями.
Описание проекта:
[/b]
1. Работа по взаимодействию учителя-логопеда, педагогов, специалистов ДОУ и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап-подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
1. Обсуждение основополагающих вопросов развития речи детей дошкольного возраста и формулировка проблемных вопросов.
2. Разработка плана мероприятий для педагогов, специалистов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
2. Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
3. Подбор упражнений для развития речевого дыхания.
4. Подбор артикуляционных игровых упражнений.
5. Подбор игр и упражнений на формирование грамматического строя речи.
6. Анкетирование педагогов и родителей.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности педагогов, специалистов и родителей ДОУ в вопросах речевого развития, выработать тактику общения с педагогами и родителями.
2 этап-основной (практический).
Задачи:
-Организация работы по взаимодействию учителя-логопеда, педагогов, специалистов ДОУ и родителей по речевому развитию детей
- Консультирование педагогов, специалистов и родителей ДОУ.
-Закрепление с детьми полученных во время занятий с учителем-логопедом знания в игровой форме в повседневной жизни для формирования у них речевых умений и навыков.
Средства и методы проекта:
-Проведение семинаров-практикумов, мастер-класса, консультаций, дня открытых дверей, родительских собраний, анкетирование, изготовление памяток, буклетов.
-Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
-Обновление и пополнение информационно-методического стенда «Советы логопеда»;
-Подготовка отчета и оформление результатов работы в виде (презентации, публикаций и т. п.)
Данные формы работы позволяют:
-Привлечь педагогов, специалистов и родителей к активному участию в коррекционном процессе;
-Установить между учителем-логопедом, педагогами и родителями доверительные отношения;
-Осознать педагогами, специалистами и родителями улучшение результатов в речевом развитии ребенка от совместной деятельности.
3 этап -заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
1. Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с педагогами, специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.
2. Проанализировать эффективность работы педагогов с детьми по речевому развитию.
3. Разработать рекомендаций для педагогов, специалистов и родителей ДОУ по вопросам речевого развития детей.
3. Транслировать опыт работы по данной теме среди педагогов, специалистов и родителей ДОУ.
Перспективный план реализации проекта с родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР:
Мероприятие Сентябрь[/i][/b]
1. Сбор анамнестических сведений.
2. Родительское собрание «Принципы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в ДОУ и семье»
3. Анкетирование
«Речевое развитие ребенка»
4. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Мероприятие Октябрь[/i]
[/b]1. Заседание клуба «Логопедическая гостиная» на тему: «Приемы проведения артикуляционной гимнастики».
2. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Мероприятие Декабрь[/i][/b]
1. Родительское собрание:«Логопедическая работа с ребенком дома»
2. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Мероприятие Январь[/i][/b]
1. Индивидуальные консультации
«Учимся произносить правильно шипящие звуки»
Мероприятие Февраль[/b]
1. Заседание клуба «Логопедическая гостиная» на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи»
2. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Мероприятие Март[/i][/b]
1. Мастер-класс:
«Логопедические игры для автоматизации поставленных звуков в свободной речевой деятельности»
2. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Мероприятие Апрель[/i][/b]
1. Консультация: «Готовимся к школе, овладеваем звуковым анализом и синтезом слов».
2. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы с детьми в домашних
условиях.
Мероприятие Май[/i][/b]
1. Семинар-практикум: «Учимся говорить правильно, исправляем ошибки»
2. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Перспективный план реализации проекта с педагогами
и специалистами ДОУ:
[/b]
Мероприятие
1. Анкетирование «Что я я знаю о развитии речи детей дошкольного возраста?»
Сентябрь
2. Консультация:
«Игровые методы и приемы для автоматизации поставленных звуков»
Октябрь
3. Заседание клуба «Логопедическая гостиная»
Круглый стол на тему: «Какие бывают нарушения речи у детей дошкольного возраста?»
Ноябрь
4. Семинар-практикум :
«Автоматизация свистящих звуков».
Декабрь
5. Заседание клуба «Логопедическая гостиная» Семинар-практикум :
«Игровые методы и приемы для формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Январь
6. Семинар-практикум:
«Атоматизация
Шипящих звуков».
Февраль
7. Консультация:
«Игры и упражнения по формированию звукового анализа и синтеза».
Март
8. Заседание клуба «Логопедическая гостиная»
Семинар — практикум: «Артикуляционная гимнастика- первый шаг в коррекции звукопроизношения для детей с речевыми нарушениями».
Март
9. Консультация:
«Развитие графо-моторных навыков у детей с нарушениями речи».
Апрель
10. Заседание клуба «Логопедическая гостиная» Семинар – практикум: "Развивающий массаж в работе с дошкольниками».
Май
11. Анкетирование: «Выявление уровня компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста»
Май