светлана морокова
Педагогический проект «Коми орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта «Коми орнамент»
Структура Содержание
Тема проект «По ознакомлению коми орнамента детей подготовительной группы»
Участники проекта Дети, родители группы, воспитатели группы
Возраст воспитанников 6 -7 лет
Продолжительность проекта Краткосрочный (1 неделя)
Особенности проекта Вид :
познавательно-творческий
По количеству участников:
фронтально-групповой
Публикация «Педагогический проект „Коми орнамент“» размещена в разделах
- Орнамент и узоры
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Коми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
По продолжительности:
Краткосрочный (одна неделя)
Цель проекта Развитие у детей познавательного интереса к коми народному декоративно-прикладному творчеству, художественно-творческих способностей, на основе усвоения коми орнамента.
Задачи проекта 1. Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством коми народа.
2. Учить создавать узоры по мотивам коми орнамента.
4. Воспитывать уважение к народу Коми, его истории, чувство гордости и уважения к национальному искусству
5. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Ресурсы проекта Подборка печатных, теоретических методических материалов по данной теме; система планирования методических материалов (конспекты, сценарии, эскизы элементов коми орнамента, и т. п.); альбомы.
Презентация
результатов деятельности Выставка детских рисунков «Яркий мир коми орнамента»
КВН «Знатоки коми орнамента»
Оформление альбомов для рассматривания «Национальный орнамент коми народа», «Предметы с изображением элементов орнамента коми»
Презентация педагогического проекта «Коми орнамент».
Актуальность
Родная культура, как отец и мать, должна стать
неотъемлемой частью души ребенка,
началом, порождающим личность.
В настоящее время возникла необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. В связи с введением ФГОС ДО, для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев.
Республика Коми - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру республики, как свою собственную. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и индивидуально.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином своего отечества.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание посредством приобщения детей к этнокультурным традициям начинается в дошкольном возрасте.
Общие задачи воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры народных традиций, которые веками создавались народами, чей менталитет на данной территории является приоритетным.
Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о его жизни, традициях и обычаях, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Коми национальное искусство богато по содержанию и находит отражение в культуре духовной и материальной. Картины, изделия из дерева, меха, кожи, пряжи, ткани с традиционным коми орнаментом входят в дом, как произведения, отвечающие нашему эстетическому вкусу. В настоящее время предметы коми национального искусства становятся украшением городского и сельского жилья, воспитывают у детей чувство гордости за самобытное искусство.
Отличительной особенностью народного творчества коми, является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному искусству коми играет знакомство их с назначением орнамента, основными законами его построения, усвоение принципов украшения предметов.
Каждый элемент орнамента рассказывает о природе тундры, животных, о жизни и традициях народов коми.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, интерес к самобытной культуре коми народа.
Этапы проекта :
1 этап – организационный
Работа педагогов :
• Изучение методической литературы по ознакомлению с коми народным искусством, программы «Парма».
• Формулировка цели и задач проекта.
• Подбор дидактических игр, иллюстрационного материала, схем, предметов утвари и одежды с коми орнаментом.
• Анализ содержания уголка «Республика Коми – моя Родина!», дополнение предметами народно – прикладного творчества коми народа.
Работа с детьми:
• Проанализировать представления детей дошкольного возраста о народном искусстве коми и их умения в декоративном рисовании и аппликации
Работа с родителями
• Привлечение родителей в проектную деятельность
• Оказание помощи в поиске предметов народно – прикладного искусства народов коми
• Информационно – наглядный материал «Коми орнамент»
2 этап – практический
Понедельник
1. Рассматривание с детьми иллюстраций, предметов, одежды с коми орнаментом.
2. Беседа «Что может рассказать коми орнамент»
3. Знакомство с элементами орнамента коми : «Зубья гребней», «Ошейник», «Пирог», «Зубья пилы» и другие.
4. Предложить составить коми орнамент из счетных палочек, палочек Кьюзинера
5. Дидактические игры «Найди пару», «Собери орнамент»
Вторник
1. Беседа «Мастерами земля коми славиться».
2. НОД (Лепка) «Предметы утвари коми народа» (туесок)
3. Дидактическая игра «Найди орнамент коми узора»
Среда
1. Рассматривание иллюстраций художника иллюстратора Игнатова В. Г. («Легенды и сказания Коми народа в иллюстрациях», А. В. Мошева
2. НОД (Рисование) «Украсим одежду коми орнаментом».
3. Дидактическая игра «На что похоже», «Укрась шапочку»
4. Игровое упражнение «Дорисуй» (коми орнамент)
Четверг
1. Игровое упражнение «Назови элемент коми узора»
2. Дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм», «Найди варежки»
3. Подготовить силуэты предметов быта, одежды для украшения коми орнаментом используя различные изобразительные материалы
3 этап – заключительный
Пятница
1. Выставка детских рисунков «Яркий мир коми орнамента»
2. КВН
3. Обобщение положительного опыта проекта на педагогическом совете ДОУ и родительском собрании
Методы и приемы:
– рассматривание и исследование каждого элемента народного орнамента и узора
– воздушное прорисовывание узора рукой
– рисование на плоскости (бумаге, доске, асфальте, снеге)
– творческое составление композиций из отдельных элементов орнамента коми
– прорисовка узора коми на образцах (шаблонах) национальной одежды (пимах, варежках и пр.) и предметов быта
При реализации проекта были использованы :
Дидактические игры направленные на формирование у детей представлений о коми народном декоративно-прикладном творчестве, на развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Фото
Рассматривание иллюстраций позволило познакомить детей элементами коми орнаментов, с коми народным костюмом.
Чтение художественной литературы позволило познакомить детей с героями коми сказок, с иллюстрациями различных художников к коми народным сказкам.
Художественно-творческая деятельность, которая развивает у детей эстетическое восприятие колорита коми национального орнамента, закрепляет умение пользоваться различными изобразительными материалами.
Ожидаемые результаты:
• развитие у детей интереса к коми народной культуре в процессе ознакомления с традициями и бытом коми народа и, как следствие, проявление интереса к овладению техникой коми орнамента.
• умение различать элементы коми орнамента.
• умение называть изделия декоративно-прикладного искусства коми.
Заключение
Знакомство с традиционным коми орнаментом и его детальное изучение способствовало расширению кругозора детей, овладению ими техникой изображения народных орнаментов, обогащению их изобразительного творчества и, как следствие, применению полученных знаний и умений в разных видах деятельности.
1 день
Экскурсия в Коми Национальный Музей «Коми изба»
2 день
3 день
4 день
5 день
Литература
1. Парма: Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми/под общ. ред. С. С. Белых, С. Н. Штекляйн, Н. Б. Потолицыной; Коми респ. ин-т развития образования и переподготовки кадров. -Сыктывкар,2001.
2. Потолицына Н. Б. Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики. Сыктывкар, 2009.
3. Клейман Т. В. Детям о культуре народа коми (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.
4. Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем, Сыктывкар, 1993.
8. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем 1, 2, 3 части: Методические рекомендации в трёх частях/Л. Д. Вавилова. О. И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей. - Сыктывкар, 1990.
12. Интернет ресурсы.