Чаптыкова Евдокия Александровнаechap
Урок технологии «Орнамент в хакасском национальном костюме»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок технологии по теме : "Орнамент в хакасском национальном костюме".
Цели.
• Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.
• Способствовать формированию знаний и умений по изготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.
Публикация «Урок технологии „Орнамент в хакасском национальном костюме“» размещена в разделах
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Орнамент и узоры
- Республика Хакасия
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Воспитывать уважение и чувство любви к своей Родине, ее традициям и культуре.
Оборудование:
• хакасские национальные костюмы,
• эскизы орнаментов, пословицы о труде,
• табличка «сегодня на уроке»,
• тетрадь, ручка, карандаш, резинка,
• технологические карты по выполнению практической работы.
План.
1. Организационный момент.
2. Орнамент и его история.
3. Применение орнамента
4. Практическая работа «Изготовление лекал орнамента».
1. «Умение трудиться в жизни всегда пригодится». Как Вы понимаете слова этой пословицы? Если Вы чему-то научились, то в будущем это может всегда пригодиться. Обратите внимание на костюмы. Что в них является самым ярким? На что Вы в первую очередь обращаете внимание? (Отделка, вышивка, цвет).
Где располагается отделка? В платье – на наплечниках и манжетах, в сигидеке (жилет) – по полочке, спинке или по бортам, низу и горловине. На хакасском языке эти слова звучат так: «моркам» — обшлага, «инмен» — наплечники. Запишите эти слова в тетрадь.
2. А теперь рассмотрим повнимательней узоры в отделке. Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.
Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой, на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.
Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:
• геометрические,
• растительные,
• образные.
К геометрическим мотивам орнамента относятся : зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды : бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.
Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).
Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.
3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:
1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
2. Голубой – цвет воды, неба.
3. Зеленый – цвет растений.
Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.
Приступая к выполнению изделия, с начало надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиция.
Характер композиции определяется в большей степени ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, четкости ее восприятия. Наглядно это можно проследить на примере орнамента в бордюрном исполнении, который образует ритмичный ряд.
Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называют раппортом.
В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.
1. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.
2. Орнамент в квадрате с ритмичным повторением? части фигуры.
3. Симметричный орнамент
4. Асимметричный орнамент.
Рассмотреть образцы (примеры).
Для того чтобы выполнить орнамент на одежде нам необходимо сделать лекало элемента в орнаменте.
Практическая работа.
Тема: Изготовление лекал хакасского национального орнамента.
Цели:
1. ознакомить с техникой выполнения лекал хакасского национального орнамента;
2. сформировать знание и умения по изготовлению лекал орнамента на бумаге;
3. воспитывать трудолюбие, бережливость и эстетический вкус.
Инструменты и оборудование:
• альбом с национальным орнаментом,
• хакасские костюмы,
• образцы орнамента,
• цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка,
• технологические карты.
Вводный инструктаж: правило техники безопасности при работе с ножницами, клеем.
Последовательность выполнения.
1. Сложить лист пополам.
2. Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа.
3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку).
4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги.
5. Обменяться работами с товарищами и дать характеристику, оценку выполненной работы:
• назначение орнамента (где будет применен,
• назвать тип орнамента,
• общий вид орнамента (симметричен).
Самоконтроль: Узор должен быть симметричен