Оксана Манафова
Педагогический проект «Картинка из окна. Рисование шерстью»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
по формированию творческих способностей
в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели»
«Картинка из окна. Рисование шерстью»
Актуальность
Публикация «Педагогический проект „Картинка из окна, Рисование шерстью“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Шерсть. Валяние, картины из шерсти
- Шерстяная акварель. Рисование шерстью
- Темочки
Современный мир выдвигает перед дошкольным образованием на передний план помимо охраны и укрепления физического и психического здоровья - развитие способностей и творческого потенциала детей. Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально попробовала применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников. Одной из таких техник является «Шерстяная акварель».
«Шерстяная акварель» - это целиком и полностью творческий процесс. Здесь самое главное желание и настроение. Ведь для работы с шерстью совсем не обязательно уметь рисовать, материал надо чувствовать, а он сам подскажет, как с ним работать. Это увлекательное, приятное и не трудное занятие.
«Теплые» картины способствуют развитию у детей творчества, пространственных представлений, познанию свойств материалов таких, как шерсть, флизелин, фланель. А главное, эти работы формируют у детей стремление проявить свое внутреннее «Я», раскрыть в себе еще один родничок творчества. Работая над такими картинами, ребенок учится разным приемам выкладывания шерсти (щипание, вытягивание, скручивание - жгутик, а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.
Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания.
Актуальность работы с шерстью в том, что простой ручной труд, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус. Знакомит детей с секретами создания работ, используя шерсть. Применяя технику работы с шерстью, можно создать целые картины творчества детей. Работы детей могут использоваться в оформлении групп, поздравительных открыток, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям и позволяет развивать творческие задатки дошкольников.
Актуальность темы определена следующей проблемой:
1. Для детей. Можно ли из шерсти рисовать картину?
2. Для воспитателя. Обучение в детском саду требует достаточно сформированного уровня воображения: ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым предвосхищению возможных изменений посредством «шерстяной акварели».
Цель: формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества.
Задачи:
• Развивающие:
1. развивать у детей творческие способности, наглядно- образное мышление, фантазию, познавательную активность, формировать навыки сотрудничества;
2. развивать мелкую моторику рук;
3. развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.
• Воспитательные:
1. воспитывать эстетический вкус, эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы, желание порадовать близких своей работой;
• Обучающие:
1. формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами (флизелин, фланель, шерсть) и инструментами (ножницы, пинцет);
2. обучать при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, скручивание, настригание);
Срок реализации проекта : долгосрочный
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Ожидаемые результаты:
• Умеют работать с шерстью, создавать несложные композиции;
• Знают что такое «шерстяная акварель»;
1. Реферативная часть
В условиях современного общества значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве, творческих способностей.
Считается, что творческий потенциал, заложенный в дошкольном возрасте, является самый действенным, и его трудно превзойти. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развивать творчество детей можно разными путями, в том числе в работе с материалами, которые включают в себя различные виды создания образцов и предметов из ткани, бумаги, природного материала. В процессе работы дошкольники познают свойства этих материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. «Дети должны жить в мире красоты, игры сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» так сказал В. Сухомлинский много лет назад. Процесс воспитания через творчества, используется в педагогике давно. И поэтому, мы заняты поиском тех искорок, которые способны зажечь в детских сердцах желание творить.
Тем более что в процессе творческой деятельности формируются важные качества личности: выдержка, терпимость, усидчивость, аккуратность. Поиск новых творческих идей, новых форм взаимодействия с детьми привёл к созданию кружка по работе с шерстью «шерстяная акварель». Это особый способ создания живописных картин без использования красок, кисточек и даже воды.
Она заключается в послойном выкладывании цветной непряжной шерсти на полотне. Не нужно даже особых навыков рисования. Дети в восторге от этой техники, когда из небольших кусочков шерсти получается дивная птица или цветок.
Необычные материалы и оригинальная техника, привлекают детей ещё и тем, что позволяют быстро достичь желаемого результата. Существует большой выбор цветов натуральной шерсти. С её помощью можно создать настоящие картины - пейзажи, портреты, натюрморты, абстрактные рисунки.
Считается, что «живопись шерстью» появилась в начале 20 века в Германии. Её открыл австриец Рудольф Штайнерфилософ, учёный, архитектор.
Он искал доступный и распространённый в провинции материал для художественных работ. Обратив внимание на шерсть, ему понравилась её способность сваливаться, смешиваться, принимать объёмные и произвольные формы. Не хватало только разнообразия цвета, но путём проб и ошибок Р. Штайнер нашёл способ окрашивать шерсть, и теперь, ничто не мешало процессу. Учёный заметил, что рисующие шерстью люди становились более уравновешенными, спокойными, а восприятие мира, становилось более полным.
Шерстяные картины отличаются особой акварельной нежностью красок и теплотой фактуры «живопись шерстью» дарит ребёнку чувство тепла и гармонии. Поскольку мы творим не кистью, а руками.
Дети получают возможность через тактильные ощущения улучшить мелкую моторику рук, что благоприятно сказывается на его развитии. Так же рисование шерстью - это прекрасная цвета терапия, ведь в процессе используются преимущественно яркие цвета. Эта техника даёт ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать, ощущать. Рисуя шерстью ребёнок учится формировать замысел, и так же, как и в обычном рисовании, дети осваивают средства выразительности, например, цвет, форму, композицию.
Актуальность и особенность работы «Шерстяной живописью» состоит в формировании художественно-эстетического вкуса, развитии воображения, интереса в истории искусства, уважения к труду.
Принципы построения педагогического процесса :
• От простого к сложному
• Системность работ
• Принцип тематических циклов
• Индивидуальный подход
Живопись шерстью обычно начинается с простых действий и состоит в следующем:
• Вырезаем подложку из фланели, бархатной бумаги или флизелина, которую укладываем на плотный картон. Рабочая поверхность готова, она призвана «удерживать» на себе волокна шерсти.
• На подготовленную поверхность выкладываем тонкие прядки шерсти равномерно заполняя всю площадь будущей картины в любом направлении. При этом вытягиваем волокна из шерстяной ленты в виде тонких прядей.
• Следующая часть - это работа над сюжетом. Вначале выкладываем крупные элементы, затем картину дополняем мелкими деталями. Для мелких деталей шерсть удобно нарезать, а получившиеся кусочки брать и выкладывать на картину.
В зависимости от того, какой эффект нужно получить можно использовать следующие методы:
• Вытягивание волокон, позволяет создать фон диагональный, вертикальный, горизонтальный.
• Выщипывание волокон подходит для создания «воздушных» деталей, например облаков, снега пуха. Это придаёт картине лёгкость и невесомость.
• Скручивание и скатывание шерсти используют для силуэтов цветов, листьев, деревьев.
• Отрывание волокон или их нарезание годится для мелких и объёмных деталей и их «можно укладывать «кучкой» или «насыпью».
Обучение «живописи шерстью» строится с учётом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений. Сначала отработать все основные элементы, а затем переходить к более сложным композициям. Техника «живопись шерстью» даёт возможность почувствовать каждому ребёнку, себя настоящим художником и создать картину по своему настроению и желанию. К тому же «рисование» шерстью помимо цвета дарит реальное тепло натурального материала - овечьей шерсти и массу положительных тактильных ощущений.
2.1План реализации проекта
Этапы реализации проекта Деятельность педагогов Деятельность детей, родителей
Первый этап – подготовительный -
сентябрь 2022 Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу
изучение литературы
подбор материала (теоретическое обоснование, разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана)
нахождение и установление эффективных связей с родителями. принимают цели и задачи, предложенные педагогом;
родители и дети вносят дополнения при желании.
2этап- основной
октябрь
2022г. – апрель (1-2 недели)
2023 г. 1. Развивать художественно- творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему НОД.
2. В ходе НОД используются следующие методы и приё мы: беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
3. На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
4. На занятиях по рисованию познакомить детей с шерстью, методы ее получения, с предметами из шерсти.
Развивать художественно- творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему НОД:
проведение ООД, реализация детско – родительских проектов, организация игровой деятельности, проведение досуговых мероприятий и развлечений совместно с родителями;
3 этап- завершающий -анализ работы по реализации проекта, подведение итогов реализации проекта и оценка результатов
реализации проекта-
апрель
(3-4недели) 2023 г. 1. Выявить уровень художественно- творческих способностей детей, выработанный в ходе НОД нетрадиционными техниками и живописными материалами.
2. Презентация проекта на различных уровнях.
• Фотографии занятий;
• Работы детей;
• Модели занятий;
• Мульдимедийная презентация.
1. Разработка проекта (сентябрь).
Подбор художественной литературы.
Подбор пособий для работы с детьми.
Выбор форм работы с родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов. участвуют в организации выставки творческих работ;
родители совместно с педагогами проводят анализ результатов реализации проекта.
2.2. Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
1. Внедрение проекта (сентябрь-май 2022-2023 учебный год)
Консультации для родителей по нетрадиционной технике рисования- шерстью.
Беседы, наблюдения на прогулке с детьми за изменением в природе.
Организованно-образовательная деятельность с детьми.
Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.
Месяц Формы работы с детьми
Сентябрь: Что такое шерсть (знакомство с шерсть) Изготовление картины «Школа светофора» (индивидуально к конкурсу)
Изготовление картины «Желтый аист» (индивидуально к конкурсу «IV Международный конкурс "Сказки народов России и мира глазами детей" (Сказки Китая)
Октябрь Составление картины (индивидуально «Петрушка», «Аленький цветочек» к конкурсу «Театральный калейдоскоп»)
Составление аппликации из шерсти «Рябина»
Ноябрь Изготовления панно «Окно времена года» (коллективная работа)
Выкладывание мини картинки «Каринка про елочку»
Декабрь Составление картины «Дружба снеговиков» (Олаф и Снеговик –почтовик к конкурсу «Снеговик Ко» индивидуально)
Выкладывание панно «Новогодняя елочка» (коллективная работа)
Январь Составление панно «Морозные узоры на окне» (коллективная работа»
Февраль Составление аппликации из шерсти «Зимний вечер»
Изготовление картин к конкурсу II Всероссийский / Международный конкурс «Зимняя карусель»
Март Составление панно «Песнь подснежников» (коллективная работа)
Изготовление подарочных открыток «Нежный цветочек»
Апрель Изготовления картины к конкурсу «Небесные просторы»
(индивидуальная работа)
Май Изготовления панно «Салют к Дню Победы» (коллективная работа)
Составление картин «Цветет черемуха»
2.3 Ресурсное обеспечение
Направления деятельности Мероприятия
Нормативно-правовая база Создать пакет документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Устав дошкольного образовательного учреждения.
Типовое положение дошкольной образовательной организации.
ФГОС ДОО
Конвенция о правах ребенка.
Сан Пин ДОО.
Программа развития дошкольной образовательной организации.
Образовательная программа ДОО.
Организационно-педагогическая деятельность Разработка перспективного плана реализации проекта.
Разработка содержания работы по реализации проекта.
Организация работы с родителями и педагогами : консультации, беседы, анкетирование, привлечение к подготовке тематических праздников, работа над проектами.
Научно-методическое сопровождение Разработка диагностического инструментария исследования уровня знаний о космосе и развития познавательной активности дошкольников, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта.
Разработка консультаций для родителей, конспектов праздников, подбор наглядных пособий, технических средств, мультимедийных презентаций.
Картотека методов и приемов развития критического мышления.
Подбор научно-методической литературы по теме проекта.
Информационное сопровождение Оформление рекомендательных листовок.
Создание и использование медиотеки для родителей и педагогов.
Выставки продуктов детских проектов.
Материально-техническое сопровождение Технические средства обучения (ТСО) :
ноутбук, проектор, экран;
музыкальный центр;
электронные носители с мультимедийными представлениями;
комплекты компакт дисков и аудиокассет с релаксационными мелодиями и детским репертуаром;
цифровой фотоаппарат.
2.4. Ожидаемые результаты.
Основными критериями оценки достигнутых результатов детей подготовительной группы являются:
самостоятельность работы;
освоение приёмов выполнения изделия в технике «шерстяная акварель»;
осмысленность и аккуратность выполнения изделия.
По уровню освоения техники «шерстяная акварель» результаты достижений подразделяются на три уровня: сформирован - балла, на стадии формирования- 2 балла, не сформирован – 1 балл.
1. Виды изобразительного искусства (живопись, графика) и жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж) ребенок различает: 3 балла - свободно; 2 балла - испытывает трудности; 1 балл - часто затрудняется.
2. Разнообразные изобразительные средства (цвет, ритм, симметрию) ребенок: 3 балла - выбирает и использует самостоятельно; 2 балла - выбирает самостоятельно, но иногда требуется помощь взрослого; 1 балл - затрудняется выбирать, нуждается в указаниях взрослого.
3. Основными техническими приемами рисования шерстью
(вытягивание, выкладывание, сваливание, прокручивание, нарезание) ребенок: 3 балла - владеет и использует самостоятельно; 2 балла -владеет самостоятельно, но иногда требуется помощь взрослого; 1 балл - затрудняется, нуждается в указаниях взрослого.
4. Базовые формы (лепесток, нить, валик, шар) в создании композиций ребенок: 3 балла -использует самостоятельно; 2 балла - использует самостоятельно, но иногда требуется помощь взрослого; 1 балл - затрудняется, нуждается в указаниях взрослого.
5. Работа, выполненная ребенком в технике «Шерстяная акварель», соответствует предварительному замыслу: 3 балла - почти всегда; 2 балла -иногда; 1 балл –редко.
6. Ребенок проявляет творчество, с удовольствием включается в выполнение творческих заданий : 3 балла - почти всегда; 2 балла -иногда; 1 балл-редко.
7. Ребенок способен дать адекватную оценку своей работе и работе сверстников: 3 балла - почти всегда; 2 балла -иногда; 1 балл-редко.
Заключение
Рисование и занятие творчеством – одно из самых любимых занятий детей дошкольного возраста. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его полнее, радостнее, богаче, пробуждает фантазию, учит придумывать что-то новое.
Взяв шерсть в руки, с ней можно делать всё, что угодно – скручивать в жгутики, скатывать из неё шарики, стричь, вытягивать. Она подобна пластилину, её чувствуешь руками. Техника рисования шерстью позволяет использовать удивительные свойства этого материала, который способен заменить собой краски. Шерсть позволяет делать тонкие цветовые переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка – это мазок кистью. Для изготовления таких картин уметь рисовать совсем не обязательно, их можно создавать по образцу – картинке или фотографии.
В процессе творчества развивается мелкая моторика, тактильная чувствительность, которая способствует развитию речи, зрительной памяти, фантазии, художественных способностей, особых качеств эстетического сознания. Совершенствуется умение работать с мелкими деталями. Кроме того, рисование шерстью — прекрасная цветотерапия, поскольку для нее используются яркие цвета, которые очень любят дети.
Используемая литература
1. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1.-М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО, 2008