Папки-передвижки

Педагогический проект «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте»

Инна Куфтова
Педагогический проект «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Вид проекта : коррекционно-развивающий

Тип проекта :

1. По характеру содержания: практико-ориентированный

2. По срокам реализации: долгосрочный

3. По количеству участников: групповой

Участники:

• Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Почемучки» МБДОУ детский сад №9 «Ромашка»

• Родители (законные представители) воспитанников с речевыми нарушениями

• Учитель-логопед

I. Целеполагание

Актуальность

Публикация «Педагогический проект „Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте“» размещена в разделах

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей раннего возраста является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать здорового человека, человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого, в соответствии с ФГОС.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, воспринимающий 80 % всей поступающей информации. Исследования физиолога В. Ф. Базарного показали, что к основным причинам нарушения зрения относятся:

• патология беременности,

• низкий уровень физической активности детей раннего возраста.

Проблема:

• несвоевременная профилактика зрения;

• пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение;

• полное отсутствие или частичное просвещение родителей и детей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

Цель: Формирование у дошкольников и их родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей.

Задачи:

• Просвещение дошкольников и их родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

• Создание активной позиции детей и родителей в совместной работе по профилактике нарушений зрения.

• Изучение и внедрение зрительной гимнастики на занятиях по обучению грамоте для профилактики нарушений зрения воспитанников.

• Разработка картотеки зрительной гимнастики на занятиях по обучению грамоте для профилактики нарушений зрения воспитанников.

• Апробация данной модели на практике.

Продукт:

• создание системы работы, позволяющей внедрить зрительную гимнастику в коррекционо-развивающую деятельность учителя-логопеда;

• разработка методических рекомендаций для родителей по использованию зрительной гимнастики в домашних условиях.

Ожидаемый результат: воспитанники успешно освоят зрительную гимнастику, которая снизит риски развития нарушений зрения при работе с букварем и рабочей тетрадью на занятиях по обучению грамоте. У родителей сформируется устойчивый интерес к проблеме укрепления и сохранения зрения детей.

Зрительная гимнастика - это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах.

Продолжительность зрительной гимнастики 3-5 минут.

Принципы организации зрительной гимнастики с детьми :

• индивидуальный подход с учётом возраста;

• регулярность проведения;

• постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

• развитие интереса у детей к этому виду упражнений.

Условия проведения зрительной гимнастики :

- фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы; дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони; дети лежат на ковре руки за головой. Фиксированное положение головы необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

-соблюдение длительности и частоты проведения зрительной гимнастики (4-5 минут в старших группах).

- выбор зрительных упражнений для занятий определяется : характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы.

- возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

В работе используются разные виды зрительной гимнастики : с использованием художественного слова, с предметом, с сигнальными метками, с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами, а также электронные зрительные гимнастики. Основные виды офтальмологических упражнений: вертикали, горизонтали, диагонали, расслабление, тёмное расслабление, удивление, моргание, вращение.

II. Разработка проекта

Реализация проекта «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте старших дошкольников с ТНР» рассчитана на учебный год (с сентября по май) с выделением следующих этапов:

Подготовительный

Организационно-практический

Заключительный

Механизм реализации:

Строго выполняются требования к освещению рабочего места каждого ребёнка. Пособия подбираются с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков. Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра. Детям разрешается во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность работы зрительного анализатора строго регламентируется, согласно рекомендациям Л. И. Григорян и Т. П. Кащенко. Педагог следит за посадкой детей за столы на занятиях.

При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. В старшем дошкольном возрасте мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века).

Специальные упражнения для глаз, разработанные Э. С. Аветисовым, Ю. А. Курпан, Е. И. Ливадо (1984, Н. И. Пильман (1979, Е. И. Ковалевским (1976, эффективно используются в работе с детьми.

Лечебно – профилактические гимнастики можно разделить на несколько групп упражнений:

• упражнения для глазодвигательных мышц. Эти упражнения тренируют мышцы, улучшают кровообращение глаз, снимают напряжение с них. На их проведение требуется 3 минуты;

• упражнения для снятия напряжённости и утомления с глаз. Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина в ухудшения зрения – это переутомление глаз. Выполнять их нужно как можно чаще. Времени занимают не много – 1-2 минуты;

• упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко;

• другие полезные упражнения.

К лечебно – профилактическим гимнастикам относятся :

Гимнастика для глаз, созданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова:

– 1 комплекс гимнастики направлен на улучшение кровотока и циркуляции жидкости внутри глаза (упражнения выполняются сидя);

– 2 комплекс – «бальзам» для всех глазных мышц (упражнения выполняются сидя);

– 3 комплекс – тренирует зрение и совершенствует аккомодацию глаз (упражнения выполняются стоя);

– 4 комплекс – «Метка на стекле» тренирует глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.

Гимнастика для глаз по методике Мирзакарима Санакуловича Норбекова.

Гимнастика по методике профессора Жданова Владимира Георгиевича, профессора.

Метод врача – офтальмолога Бейтса – «пальминг» – направлен на успокоение нервной системы и снятии напряжения с глаз. Пальминг – упражнение, смысл которого состоит в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений. Для этого нужно не только закрыть глаза, но и плотно прикрыть их ладонями. Перед началом пальминга дети готовят ладони к упражнению, потирая одну о другую, чтобы они стали тёплыми и мягкими. Это упражнение, которое длится от 50 секунд до 2 минут, желательно сопровождать спокойной музыкой. Пальминг можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во время различных режимных моментов, в положении стоя, сидя, лёжа.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

Условия реализации проекта следующие :

1. Занятия проводятся два-три раза в неделю.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя или сидя.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз.

6. Все указания даются чётко, спокойно.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационно-подготовительный

Задачи Форма реализации

1 Подбор программно-методического обеспечения. За основу были приняты: Гимнастика для глаз, созданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова, Мирзакарима Санакуловича Норбекова, профессора Жданова Владимира Георгиевича,

врача – офтальмолога Бейтса.

2 Пополнение и модернизация развивающей среды. Методическая подборка дидактического материала для разных видов зрительной гимнастики : с использованием художественного слова, с предметом, с сигнальными метками, с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами, а также электронные зрительные гимнастики.

3 Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала. По таблицам офтальмолога Орловой или Головина.

4 Работа с родителями Ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости гимнастики для зрения. Предложить родителям самим освоить данные упражнения. Разместить в родительский уголок: статьи, рекомендации, консультации, памятки по теме проекта.

II этап – Рефлексивно-диагностический.

1 Сбор медицинских данных о состоянии зрительного анализатора воспитанников, при необходимости самостоятельная проверка зрения. По таблицам Орловой или Головина. В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата

III этап – Практическая реализация проекта.

1 Работа с воспитанниками: зрительная гимнастика с

• использованием художественного слова,

• предмета,

• с сигнальными метками,

• с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами,

• электронные зрительные гимнастики. Использование комплексов разнообразных зрительных гимнастик на занятиях по обучению грамоте при работе с книгой и рабочей тетрадью.

Работа с родителями (законными представителями)

• Индивидуальные консультации,

• статьи,

• памятки по теме проекта.

Библиографический список

1. Демирчоглян Г. Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер,1997

2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е. А. Чевылова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.

3. Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение. – М. : Детство-Пресс. 2002

III. Перспективный план работы по проекту.

Перспективный план работы по проекту представлен в Приложении 1.

IV. Презентация проекта.

Презентация проекта (защита на итоговом педагогическом совете ДОУ) в конце учебного года.

Публикации по теме:

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технологияФакультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология в начальном образовании.

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Сейчас,когда нам приходится сидеть дома,наши дети стали много времени проводить у телевизора и компьютера. Снять напряжение с глаз можно.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Мастер-класс «Гимнастика для глаз» Основная цель, которую преследует гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста, — тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит,.

Пособия-помощники на занятиях по обучению грамотеПособия-помощники на занятиях по обучению грамоте Старший дошкольный возраст - это возраст серьёзной подготовки к обучению грамоте и письму. Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 22:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Куфтова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД