Инна Куфтова
Педагогический проект «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : коррекционно-развивающий
Тип проекта :
1. По характеру содержания: практико-ориентированный
2. По срокам реализации: долгосрочный
3. По количеству участников: групповой
Участники:
• Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Почемучки» МБДОУ детский сад №9 «Ромашка»
• Родители (законные представители) воспитанников с речевыми нарушениями
• Учитель-логопед
I. Целеполагание
Актуальность
Публикация «Педагогический проект „Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей раннего возраста является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать здорового человека, человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого, в соответствии с ФГОС.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, воспринимающий 80 % всей поступающей информации. Исследования физиолога В. Ф. Базарного показали, что к основным причинам нарушения зрения относятся:
• патология беременности,
• низкий уровень физической активности детей раннего возраста.
Проблема:
• несвоевременная профилактика зрения;
• пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение;
• полное отсутствие или частичное просвещение родителей и детей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.
Цель: Формирование у дошкольников и их родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей.
Задачи:
• Просвещение дошкольников и их родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.
• Создание активной позиции детей и родителей в совместной работе по профилактике нарушений зрения.
• Изучение и внедрение зрительной гимнастики на занятиях по обучению грамоте для профилактики нарушений зрения воспитанников.
• Разработка картотеки зрительной гимнастики на занятиях по обучению грамоте для профилактики нарушений зрения воспитанников.
• Апробация данной модели на практике.
Продукт:
• создание системы работы, позволяющей внедрить зрительную гимнастику в коррекционо-развивающую деятельность учителя-логопеда;
• разработка методических рекомендаций для родителей по использованию зрительной гимнастики в домашних условиях.
Ожидаемый результат: воспитанники успешно освоят зрительную гимнастику, которая снизит риски развития нарушений зрения при работе с букварем и рабочей тетрадью на занятиях по обучению грамоте. У родителей сформируется устойчивый интерес к проблеме укрепления и сохранения зрения детей.
Зрительная гимнастика - это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах.
Продолжительность зрительной гимнастики 3-5 минут.
Принципы организации зрительной гимнастики с детьми :
• индивидуальный подход с учётом возраста;
• регулярность проведения;
• постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
• развитие интереса у детей к этому виду упражнений.
Условия проведения зрительной гимнастики :
- фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы; дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони; дети лежат на ковре руки за головой. Фиксированное положение головы необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
-соблюдение длительности и частоты проведения зрительной гимнастики (4-5 минут в старших группах).
- выбор зрительных упражнений для занятий определяется : характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы.
- возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.
В работе используются разные виды зрительной гимнастики : с использованием художественного слова, с предметом, с сигнальными метками, с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами, а также электронные зрительные гимнастики. Основные виды офтальмологических упражнений: вертикали, горизонтали, диагонали, расслабление, тёмное расслабление, удивление, моргание, вращение.
II. Разработка проекта
Реализация проекта «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте старших дошкольников с ТНР» рассчитана на учебный год (с сентября по май) с выделением следующих этапов:
Подготовительный
Организационно-практический
Заключительный
Механизм реализации:
Строго выполняются требования к освещению рабочего места каждого ребёнка. Пособия подбираются с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков. Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра. Детям разрешается во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.
В целях охраны зрения непрерывная продолжительность работы зрительного анализатора строго регламентируется, согласно рекомендациям Л. И. Григорян и Т. П. Кащенко. Педагог следит за посадкой детей за столы на занятиях.
При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. В старшем дошкольном возрасте мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века).
Специальные упражнения для глаз, разработанные Э. С. Аветисовым, Ю. А. Курпан, Е. И. Ливадо (1984, Н. И. Пильман (1979, Е. И. Ковалевским (1976, эффективно используются в работе с детьми.
Лечебно – профилактические гимнастики можно разделить на несколько групп упражнений:
• упражнения для глазодвигательных мышц. Эти упражнения тренируют мышцы, улучшают кровообращение глаз, снимают напряжение с них. На их проведение требуется 3 минуты;
• упражнения для снятия напряжённости и утомления с глаз. Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина в ухудшения зрения – это переутомление глаз. Выполнять их нужно как можно чаще. Времени занимают не много – 1-2 минуты;
• упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко;
• другие полезные упражнения.
К лечебно – профилактическим гимнастикам относятся :
Гимнастика для глаз, созданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова:
– 1 комплекс гимнастики направлен на улучшение кровотока и циркуляции жидкости внутри глаза (упражнения выполняются сидя);
– 2 комплекс – «бальзам» для всех глазных мышц (упражнения выполняются сидя);
– 3 комплекс – тренирует зрение и совершенствует аккомодацию глаз (упражнения выполняются стоя);
– 4 комплекс – «Метка на стекле» тренирует глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.
Гимнастика для глаз по методике Мирзакарима Санакуловича Норбекова.
Гимнастика по методике профессора Жданова Владимира Георгиевича, профессора.
Метод врача – офтальмолога Бейтса – «пальминг» – направлен на успокоение нервной системы и снятии напряжения с глаз. Пальминг – упражнение, смысл которого состоит в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений. Для этого нужно не только закрыть глаза, но и плотно прикрыть их ладонями. Перед началом пальминга дети готовят ладони к упражнению, потирая одну о другую, чтобы они стали тёплыми и мягкими. Это упражнение, которое длится от 50 секунд до 2 минут, желательно сопровождать спокойной музыкой. Пальминг можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во время различных режимных моментов, в положении стоя, сидя, лёжа.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
Условия реализации проекта следующие :
1. Занятия проводятся два-три раза в неделю.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя или сидя.
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз.
6. Все указания даются чётко, спокойно.
Этапы реализации проекта.
I этап – организационно-подготовительный
Задачи Форма реализации
1 Подбор программно-методического обеспечения. За основу были приняты: Гимнастика для глаз, созданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова, Мирзакарима Санакуловича Норбекова, профессора Жданова Владимира Георгиевича,
врача – офтальмолога Бейтса.
2 Пополнение и модернизация развивающей среды. Методическая подборка дидактического материала для разных видов зрительной гимнастики : с использованием художественного слова, с предметом, с сигнальными метками, с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами, а также электронные зрительные гимнастики.
3 Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала. По таблицам офтальмолога Орловой или Головина.
4 Работа с родителями Ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости гимнастики для зрения. Предложить родителям самим освоить данные упражнения. Разместить в родительский уголок: статьи, рекомендации, консультации, памятки по теме проекта.
II этап – Рефлексивно-диагностический.
1 Сбор медицинских данных о состоянии зрительного анализатора воспитанников, при необходимости самостоятельная проверка зрения. По таблицам Орловой или Головина. В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата
III этап – Практическая реализация проекта.
1 Работа с воспитанниками: зрительная гимнастика с
• использованием художественного слова,
• предмета,
• с сигнальными метками,
• с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами,
• электронные зрительные гимнастики. Использование комплексов разнообразных зрительных гимнастик на занятиях по обучению грамоте при работе с книгой и рабочей тетрадью.
Работа с родителями (законными представителями)
• Индивидуальные консультации,
• статьи,
• памятки по теме проекта.
Библиографический список
1. Демирчоглян Г. Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер,1997
2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е. А. Чевылова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.
3. Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение. – М. : Детство-Пресс. 2002
III. Перспективный план работы по проекту.
Перспективный план работы по проекту представлен в Приложении 1.
IV. Презентация проекта.
Презентация проекта (защита на итоговом педагогическом совете ДОУ) в конце учебного года.