МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Организация изобразительной деятельности в ДОУ»

Ямкина
Консультация для педагогов «Организация изобразительной деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность в Дошкольном учреждении»

Воспитание, как считает Комарова Т. С., это стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, - задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности.

Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

В процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

Таким образом, изобразительная деятельность - художественная деятельность - рисование, лепка, аппликация, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Организация занятия

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест. Процесс рисования, лепки, аппликации связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому в старших группах такие занятия следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны. После беседы, чтения художественного произведения обязателен перерыв перед занятиями на 10 минут, чтобы дети могли подвигаться, отдохнуть.

В первой младшей группе занятия проводятся в течение 10 минут, во второй младшей группе - 15 минут, средней группе - 20 минут, старшей группе 22-23 минуты, в подготовительной группе 30 минут.

Процесс работы над изображением связан с более или менее длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограничены. Поэтому важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья должны лежать на столе, особенно во время рисования. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.

Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т. е. способность четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу.

Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.

Подготовка занятия

Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной подготовки материалов, оборудования – от этого во многом зависит успешное выполнение работы детьми. К каждому занятию воспитателю необходимо тщательно готовиться: должен быть конспект занятия, подобран демонстрационный и раздаточный материал. Для некоторых занятий нужна предварительная подготовка детей в виде чтения художественной литературы по теме, просмотра иллюстраций, беседы и т. д. Если на занятии будет использоваться раздаточный материал, то его количество должно соответствовать количеству детей. Демонстрационный и раздаточный материал может быть как производственного, так и самостоятельного изготовления. К каждому занятию воспитатель продумывает формат и цвет листа бумаги для рисования или аппликации. Если детям предстоит изобразить предмет, то, обведя его рукой, сопоставив ширину и высоту, воспитатель легко определит, какой формат необходим. Белая бумага дается только для карандашных рисунков. Детям надо давать возможность выбрать цвет бумаги, постепенно подводя их к выбору фона и подбора красок. Работы по аппликации выполняются на плотной, шероховатой бумаге. Листы подписываются предварительно до занятия на обратной стороне простым карандашом: имя ребенка, начальная буква его фамилии, после окончания занятия подписываем работу ребенка на лицевой стороне в правом нижнем углу. Бумагу следует готовить на 3-5 листов больше, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу. Накануне необходимо проверить и подточить цветные и графитные карандаши. У воспитателя должно быть 5-6 запасных карандашей наиболее употребляемого цвета на данном занятии. Начиная со второй младшей группы, дети рисуют акварельными красками. Необходимо показать, как правильно смачивать краски перед рисованием: каплю воды стряхивают на каждую краску, к занятию краски немного размокают и готовы к употреблению. Во всех группах дети рисуют гуашевыми красками, которые подготавливаются воспитателем накануне. Они разводятся до определенной густоты (как жидкая сметана, подбираются по цвету, оттенкам (для младшей и средней групп) в соответствии с содержанием темы, цветом бумаги, на которой будут рисовать дети. Дети старшего возраста оттенки составляют сами. Важно, чтобы цвета красок хорошо сочетались и выделялись на листе бумаги. Особенность гуашевых красок состоит в том, что они светлеют после высыхания и рисунки оказываются бледные, невыразительные. Поэтому, готовясь к занятию, надо попробовать краски на том листе, на котором будут рисовать дети. Краски разливаются в небольшие палитры: в младших группах 4-6 цветов, в старших до 6-8 цветов. Старшие дети составляют оттенки на палитре (кусочек белого пластика или в отдельной розетке). Детям подготовительной группы (в норме старшей) можно давать весь набор гуашевых красок. Но необходимо оставить краски в баночке на 1/3, чтобы кисть доставала до дна. Перед занятием воспитатель открывает крышки баночек. Воспитатель проверяет густоту краски, если надо, доливает воды. Важно следить, чтобы после занятия краски плотно закрывались, не пересыхали. Для рисования надо подготовить кисти, салфетки (тряпочки, банки для воды. Воду наливают дети перед занятием. Чтобы кисть доставала до дня, а вода не выплескивалась, лучше наливать неполную банку. В ходе занятия старшие дети приучаются менять воду по мере ее загрязнения.

Для работ по аппликации заготавливаются наборы цветных форм. Для детей второй младшей группы и в начале года (1 квартал) для детей средней группы даются готовые формы (а во время коррекционного часа отрабатываются навыки владения ножницами). Со средней группы дается бумага, близкая по форме к тем предметам, которые должны вырезать дети. В подготовительной группе готовят наборы бумаги 10х12 см (размер может меняться в зависимости от содержания работы). Дети вырезают сначала исходные формы (круг квадрат и др., а затем уже сам предмет или его части. В случае необходимости воспитатель подготовляет листы белого цвета для упражнения при вырезании предметов сложного силуэта (вазы, животные, птицы). На занятии, где это возможно, надо предлагать детям младшей группы выбрать цвет готовых форм, а в остальных группах цвет бумаги (пирамидки, неваляшки). Необходимо заготовить форм больше, чем потребуется на занятии, чтобы детям было из чего выбрать. Клей готовится с вечера, разливается перед занятием.

Пластилин необходимо подогреть, положив в коробках на батарею. После работы руки необходимо вытереть салфеткой, а потом только мыть водой с мылом. Дощечку из-под пластилина сразу вытереть бумажной салфеткой. Уже со средней группы дети могут это делать самостоятельно.

Для рисования с натуры необходимо иметь лист картона, желательно разного цвета с двух сторон или куски ткани однотонной расцветки (светлого и темного, на фоне которых ставятся предметы. Фон выбирается в зависимости от цвета натуры: для светлой натуры темный, и наоборот. Не рекомендуется использовать черный и белый фон – лучше темно-серый и охристый. Фон должен быть больше предмета, чтобы предмет хорошо размещался в пределах листа. На занятии может использоваться одна натура для всех детей. Необходимо правильно располагать натуру на расстоянии 1,5 – 2 м на уровне глаз сидящего ребенка или чуть выше (до 20 см). 9. В каждой группе должен быть стенд для анализа детских работ. Все необходимые материалы и оборудование нужно хранить в определенном месте, четко распределить по видам деятельности.

Констультацию подготовила: Воспитатель Илясова Т. В.

Перечень оборудования и материалов для занятий изобразительной деятельностью в разных возрастных группах

Вторая младшая группа (3-4 года)

Тип материала Наименование Количество

на группу

Для рисования Набор цветных карандашей (12 цветов) на каждого ребенка

Набор фломастеров (12 цветов) на каждого ребенка

Гуашь (12 цветов) набор из 12 цветов на каждого ребенка и дополнительно 2 банки белого и 2 банки желтого цветов

Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10-14) на каждого ребенка

Емкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) по одной на двоих детей

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15x15) на каждого ребенка

Подставки для кистей на каждого ребенка

Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения на каждого ребенка

Для лепки Глина, подготовленная для лепки 0,5 кг. на каждого ребенка

Пластилин 3 коробки на одного ребенка

Доски (20x20) на каждого ребенка

Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие 1-2 шт. на каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30x30, для вытирания рук во время лепки на каждого ребенка

Для аппликации Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач на каждого ребенка

Щетинные кисти для клея на каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем на каждого ребенка

Розетки (баночки) для клея на каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги на каждого ребенка

Для конструирования Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы 1-2 набора на группу

Комплект больших мягких модулей (22-52 элемента) один на группу

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) на каждого ребенка

Конструкторы, позволяющие детям (и мальчикам, и девочкам) проявить свое творчество 4 на группу

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования 5 на группу

Средняя группа (4-5 лет)

Тип материала Наименование Количество

на группу

Для рисования Набор цветных карандашей (24 цвета) на каждого ребенка

Набор фломастеров (12 цветов) на каждого ребенка

Набор шариковых ручек (6 цветов). на каждого ребенка

Цветные восковые мелки (12 цветов) на каждого ребенка

Гуашь (12 цветов) 1 набор на каждого ребенка

Гуашь (белила) 3 банки на каждого ребенка

Палитры на каждого ребенка

Губки для смывания краски с палитры на каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10-14) на каждого ребенка

Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л) две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15x15) на каждого ребенка

Для лепки Глина, подготовленная для лепки 0,5 кг на каждого ребенка

Пластилин 3 коробки на одного ребенка

Доски (20x20) на каждого ребенка

Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие 2 шт. на каждого ребенка

Стеки разной формы 3 набора на группу

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30x30, для вытирания рук во время лепки на каждого ребенка

Для аппликации Ножницы с тупыми концами на каждого ребенка

Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией на каждого ребенка

Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10-12 цветов, размером 10x12 см или 6x7см) на каждого ребенка

Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги на каждого ребенка

Щетинные кисти для клея на каждого ребенка

Подставки для кистей на каждого ребенка

Розетки для клея на каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги на каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем на каждого ребенка

Для конструирования Крупногабаритные деревянные или пластмассовые напольные конструкторы один на группу

Комплект больших мягких модулей один на группу

Конструкторы, позволяющие и мальчикам, и девочкам без особых трудностей и без помощи взрослых проявить свое творчество 4 на группу

Конструкторы из серии «LEGO» («город», «железная дорога») 3 набора

Конструкторы для игр с песком и водой 2

Набор мелкого строительного материала, включающий основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) на каждого ребенка

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования 5 на группу

Коврики-трансформеры (мягкий пластик) «Животные» и др. 2 на группу

Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т. п.) 5 на группу

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т. п. 5 на группу

Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т. п.) 5 на группу

Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи на каждого ребенка

Старшая и подготовительная группа (6-7 лет)

Тип материала Наименование Количество

на группу

Набор цветных карандашей Набор цветных карандашей (24 цвета) на каждого ребенка

Графитные карандаши (2М-3М) на каждого ребенка

Набор фломастеров (12 цветов) на каждого ребенка

Набор шариковых ручек (6 цветов) на каждого ребенка

Сангина, пастель (24 цвета) 5 на группу

Гуашь (12 цветов) на каждого ребенка.

Белила цинковые 3 банки на каждого ребенка

Краска фиолетовая, лазурь, охра, оранжевая светлая, кармин, краплак, разные оттенки зеленого цвета по одной банке каждого цвета на каждого ребенка

Палитры на каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10-14) на каждого ребенка

Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л) две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15x15) на каждого ребенка

Подставка для кистей на каждого ребенка

Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения на каждого ребенка

Для лепки Глина, подготовленная для лепки 0,5 кг на каждого ребенка

Пластилин (12 цветов) 3 коробки на одного ребенка

Доски (20x20) на каждого ребенка

Стеки разной формы 3 стеки на каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30x30, для вытирания рук во время лепки на каждого ребенка

Для аппликации Ножницы с тупыми концами на каждого ребенка

Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10-12 цветов, размером 10x12 или 6 x7) на каждого ребенка

Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги на каждого ребенка

Щетинные кисти для клея на каждого ребенка

Розетки для клея на каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги на каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем на каждого ребенка

Для конструирования Крупногабаритные деревянные или пластмассовые напольные конструкторы один на группу

Комплект больших мягких модулей один на группу

Конструкторы, позволяющие детям проявить свое творчество 4 на группу

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) на каждого ребенка

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования 6 на группу

Коврики-трансформеры (мягкий пластик) «Животные» и др. 2 на группу

Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т. п.) на каждого ребенка

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т. п. 5 на группу

Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т. п.) 5 на группу

Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи на каждого ребенка

Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка) на каждого ребенка

Ткань, кожа, пуговицы, нитки, проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт на каждого ребенка

Публикации по теме:

«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

Организация совместной деятельности детей как условие их позитивной социализации. Консультация для педагоговОрганизация совместной деятельности детей как условие их позитивной социализации. Консультация для педагогов Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация изобразительной деятельности в ДОУ»
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 10:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Организация изобразительной деятельности в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ямкина (УИ 1520006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД