Татьяна Гаврилова
Консультация для родителей «Вежливость — это важно»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что дошкольный возраст - это период активного освоения нравственных норм, формирования нравственных привычек, чувств и взаимоотношений.
На этом этапе развития психика дошкольника пластична и податлива. В эти годы ребенок склонен к эмоциональной отзывчивости и подражанию. Хотя, конечно, он не всегда умеет разобраться, чему подражать. В дошкольном возрасте нравственные чувства закладываются в уме и сердце ребенка. В это время родители должны воспитывать в ребенке отзывчивость и чуткость к окружающим, внимание, тактичность и сопереживание со сверстниками и взрослыми, ко всем людям.
Одной из важных задач на этом этапе является овладение основами культуры поведения, формирование привычки быть вежливым с окружающими. В младшем дошкольном возрасте у детей развиваются навыки чтения литературы, культуры быта и совместной игры. В среднем дошкольном возрасте вырабатывается привычка постоянно следовать этим правилам: здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т. д.
Что же такое «Вежливость»?
Вежливость – это нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
Родители часто представляют своих детей настоящими "леди" и "джентльменами". Но без навыков вежливого общения трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются прививать вежливость своим детям с раннего возраста.
Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками и своими словами, например, со взрослыми не говорят так, как с приятелями; надо с уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит.
Когда же можно начинать прививать малышу нормы вежливости?
С первых дней малыш живет и воспитывается в определенной среде и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проходит ребенок в первый год своей жизни, огромен: от маленького ребенка до человека, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. Именно в это время были разработаны первые нормы вежливости.
Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.
Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений в семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.
Памятка для родителей.
«Как помочь ребёнку быть вежливым»
1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
2. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например,«дай мне», без слов «пожалуйста».
4. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.
5. Учите вежливости вежливо!
Памятка для родителей «Как научить ребёнка не перебивать взрослых»
Заранее договоритесь с ребенком, что, когда к вам придет гость и вы будете с ним разговаривать, ребенок, например, будет играть в своей комнате. Объясните, что вы сейчас заняты. Запомните, что ребенок хочет вам сказать, чтобы вы могли выслушать его, когда закончите разговаривать с гостем. Попросите ребенка нарисовать и записать то, что он хочет вам рассказать.
1. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. д.
2. Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости.
3. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» — может стать поистине волшебной.
4. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.
5. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
6. Сами никогда не перебивайте ребёнка!