МААМ-картинки

Педагогический проект «Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ»

Ирина Ивановская
Педагогический проект «Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект «Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ»

Актуальность:

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.

Публикация «Педагогический проект „Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия.

Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны.

Проект отвечает современным требованиям ФГОС ДО.

Предмет:

Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей и сохранение психологического здоровья детей с ОВЗ.

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

Гипотеза:

Развивающая деятельность, организованная по методу цветотерапии, будет способствовать коррекции психологического развития дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению их психологического здоровья, если:

- создана концепция сохранения психологического здоровья дошкольников, важнейшим положением которой является необходимость расширения психологического образования, являющееся одним из принципов успешного развития, воспитания и образования дошкольников;

- выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на сохранение психологического здоровья детей;

- определены содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

Вид проекта :

Практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на личностное развитие воспитанников.

Участники проекта :

- Педагог-психолог

- Воспитатели группы компенсирующей направленности

- Музыкальный руководитель

- Учитель-дефектолог

- Педагог по физическому воспитанию

- Дети

- Родители

- Социальные партнеры (выставочный зал, художественная школа).

Ожидаемые результаты:

Дети

• Снизится количество тревожных детей и детей с признаками синдрома гиперактивности.

• Повысится коммуникативная культура детей.

• Положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей.

• Расширятся представления детей о самих себе и окружающем мире.

• Активизируется процесс самопознания и познания окружающего мира.

• Снизится число конфликтов.

Педагоги

• Приобретение педагогами нового опыта работы по сохранению психологического здоровья детей, повышение профессионального мастерства

• Пополнится развивающая среда в группе.

• Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Родители

• Обогащение уровня

психологических знаний

родителей.

• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по сохранению психологического здоровья дошкольников.

• Возможность участвовать в совместных психологических проектах.

Цель проекта :

Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии.

Задачи:

1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.

2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.

3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.

4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.

6. Развивать коммуникативные способности.

7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.

Особые условия проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы по теме:

• Использование здоровьесберегающих и природосообразных технологий (релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена деятельности, свободное расположение во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации и др.);

• Использование разнообразных заданий и упражнений для творческого самовыражения и самореализации в целом

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (сентябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.)

2 этап – деятельностный (декабрь 2011 г. – апрель 2013 г.)

3 этап – оценочный (май 2013 г.)

ЭТАПЫ ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества,

Программой Н. М. Погосовой «Цветовой игротренинг»

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Обогащение игровой среды, материала для оформления группы, кабинета Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- альбом «Холодные цвета, теплые цвета»;

- методическое пособие «Психологические сказки»;

- набор мелких предметов разного цвета (бусы, пуговицы и т. д.);

- альбом с изображением предметов различного цвета;

- набор колокольчик;

- альбом с загадками.

Создание компьютерных презентаций

Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей по вопросам сохранения психологического здоровья детей дома

Проведение консультаций

Оформление наглядно материала по направлению работы

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ Выявить особенности личностного развития детей, состояния эмоциональной сферы Проведение диагностики по методикам : Восьмицветовой тест Люшера, методика «Лесенка» В. Г. Щур, методика «Паровозик», методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка Кучеровой Е. В., тест «Кактус» М. А. Панфиловой, социометрический опрос «Подарок», методика «Волевая готовность» Ш. Н. Чхарташвили.

Реализация поставленных задач Составление перспективного плана проведения НОД, планирование интегративных занятий, согласование совместных игр с социальными партнерами.

Проведение НОД в соответствии с перспективным планом работы

Разработка конспектов занятий.

Применение в работе с детьми компьютерных технологий

Проведение праздников цвета

Индивидуальная работа с детьми.

Работа с педагогами Консультация для педагогов

«Роль цветовосприятия на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Интегративные занятия и мероприятия

Выступление на педагогическом совете

Оформление картотеки дидактических игр с содержанием «Цвет»

Работа с родителями Создание альбома «Цвет и мы»

Оформление группы в соответствующий цвет

Наглядная агитация для родителей (папки-передвижки с рекомендациями по сохранению психологического дошкольников в домашних условиях, газета «Альманах цвета»)

Посещение родителями занятий

Участие родителей в итоговых мероприятиях (детско-родительские пары)

ОЦЕНОЧНЫЙ Оценка эффективности проведения работы с детьми Диагностика и мониторинг

Проведение итоговой диагностики по определению состояния эмоциональной сферы дошкольников, их личностных особенностей, волевой сферы по методикам : Восьмицветовой тест Люшера, методика «Лесенка» В. Г. Щур, методика «Паровозик», методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка Кучеровой Е. В., тест «Кактус» М. А. Панфиловой, социометрический опрос «Подарок», методика «Волевая готовность» Ш. Н. Чхарташвили.

Оценка эффективности работы педагога Подведение итогов работы

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Мастер – класс для педагогов-психологов города

Проведение городской стажерской площадки по теме

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями Анкетирование

Обобщение опыта семейного воспитания

Фотовыставка

Мониторинг реализации проекта

Название показателей Показатели

Восьмицветовой тест Люшера психофизиологическое состояние дошкольника, активность и коммуникативные способности.

Методика «Лесенка» В. Г. Щур Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста

Методика «Паровозик» Определение степени позитивного и негативного психического состояния ребенка

Тест «Кактус» М. А. Панфиловой Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка

Социометрический опрос «Подарок» Выявление положения ребёнка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими

Методика «Волевая готовность» Ш. Н. Чхарташвили Способность к проявлению волевых усилий

Анкетирование родителей Сбор информации о ребёнке

Заключение.

Выводы: Проведенная работа с воспитанниками группы компенсирующей направленности по сохранению психологического здоровья с использованием цветотерапии позволила прийти к следующим результатам:

- общее эмоциональное состояние детей улучшилось : снизилось количество тревожных

детей, снизилось количество страхов;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе и окружающем мире;

- повысился уровень развития воображения у детей;

- снизилось проявление вербальной и физической агрессии, дети стали терпимее и

дружелюбнее относиться друг к другу.

Публикации по теме:

Хромотерапия — как средство преодоления речевых и психологических трудностей детей с ОВЗ Данную статью мы написали в соавторстве с психологом. Также необходимо сказать, что статья уже имеется на сайте педагогического клуба «Наука.

Конспект игрового сеанса для детей средних групп «Цветотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий» Возраст: 4-5 лет (средняя группа). Время: 20 мин. Образовательные области: Социально-коммуникативная, художественно-эстетическое, речевое,.

Консультация для родителей «Характеристика возрастных психологических особенностей детей раннего возраста» Консультация для родителей Тема «Характеристика возрастных психологических особенностей детей раннего возраста» Ранний детский возраст,.

Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Бесова Людмила Валентиновна – педагог-психолог; воспитатели группы раннего возраста –Пестовникова Галина Сергеевна, Шалашова Мария Михайловна.

Метод пластилинографии как метод для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возрастаМетод пластилинографии как метод для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста Кружок «Оч. умелые ручки», осуществляющий деятельность на базе МАДОУ «Золушка», направлен на развитие мелкой моторики рук детей старшего.

Особенности проведения психологических занятий в условиях временной интеграции детей В нашем дошкольном учреждении существует психологическая служба, целью которой является содействие и создание в нем социальной ситуации.

Проект «Игровая деятельность как метод развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и.

Проект «Игры с водой  как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации» Тема проекта: «Игры с водой – как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации». Разработчик проекта: воспитатель.

Проект предметно-развивающей среды в психологических уголках в группах ДОУ Проект организации предметно-развивающей среды психологического уголка в группах Педагог-психолог МБДОУ д/с №5 «Берёзка»Ужицина Е. С..

Программа коррекционно-развивающей работы «Цветотерапия» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Самое - изменение устойчивых поведенческих реакций детей. Как помочь агрессивному ребёнку стать добрым и внимательным к окружающему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ»
Опубликовано: 7 октября 2015 в 07:41
+64Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ивановская (УИ 319211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД