виктория сивокабыльская
Проект «Игры с водой как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Игры с водой –
как метод оздоровления детей раннего
возраста в период адаптации».
Разработчик проекта : воспитатель
МАДОУ №6 г. Армавира
Краснодарского края
Сивокабыльская Виктория
Александровна
Армавир, 2014 г.
Тема: «Игры с водой – как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации».
Публикация «Проект „Игры с водой как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Вода. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости, ультрафиолетовым лучам. Дети, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад. Наиболее эффективный метод закаливания — закаливание водой.
Учитывая психологические особенности детей 3 лет, адаптационный период, где игры с водой имеют большие развивающие возможности и имеющие успокаивающее и расслабляющее действие, летний период, был разработан данный проект.
Проблема: Современный ребенок, к сожалению, мало играет с водой. Родители, при выборе развивающей среды, отдают предпочтение компьютерным программам, обладая при этом недостаточными знаниями в области физического и психического развития малыша, укрепления его здоровья. В следствии, мы ежегодно наблюдаем высокую заболеваемость детей.
Цель: закаливание детей на этапе привыкания к условиям дошкольного учреждения посредством игр с водой.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Осуществление тесного взаимодействия педагогов с семьей по вопросу укрепления здоровья детей;
3. Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровьесбережения;
4. Формирование положительной мотивации здорового образа жизни, способствовать желанию родителей заниматься оздоровлением детей.
5. Оптимизация процесса физиологической адаптации – снижение уровня заболеваемости.
Вид проекта : краткосрочный (июнь – сентябрь)
Сроки реализации: проект осуществляется с 1 июня 2014 года по сентябрь 2014 года.
Участники проекта : дети (3 года – 3,3 года, воспитатели, музыкальный работник, медицинский работник детского сада, родители.
Необходимые материалы: Бассейн, столы для игры с водой, тазик с водой, игрушка «Капитошка», игрушки для игры : лодочки, капельки, шарики, рыбки пластмассовые, игрушки заводные для игр с водой, ведёрочки, ситечки, сачки для ловли, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, пена, различные емкости, релаксационная музыка «Шум моря», фоновая детская музыка.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости;
2. благоприятное прохождение периода адаптации у детей;
3. установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Предполагаемый продукт проекта : праздник совместный детей и родителей «Праздник с Капитошкой», фотоотчет «Играя – закаляюсь»
Этапы реализации проекта : образовательная область по ФГОС ДО физическая.
1-й этап «Подготовительный»
Изучение законодательной базы
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение педагогического опыта
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Подготовка места для игр с водой (в группе и на участке)
2 этап Реализация проекта
Проведение комплекса занятий, направленных на игры с водой
Оформление папки – передвижки «Закаливание. Как закалять ребенка дома»
Оформление информационного стенда «Система закаливания в ДОУ»
Изготовление информационных листовок «Игры с водой»
Развлечение с участием родителей «Праздник с Капитошкой»
Семинар – практикум: «Закаляйся вместе с нами»
Фотовыставка «Играя - закаляюсь»
соблюдение режима дня в выходные дни
3-й этап «Заключительный»
Составление карты заболеваний на каждый месяц (сравнительный анализ, заполнение адаптационных карт
Обобщение и распространение семейного опыта закаливания ребенка
Анализ эффективности с последующей корректировкой.
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В. А. Сухомлинский
Данный проект реализовывается во второй младшей группе. Дети только поступили в детский сад. У них проходит адаптация.
В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.
Один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний у детей является закаливание в детском саду.
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.
Рассмотрим значение водных процедур.
У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.
Игры с водой дарят раскрепощение – ребенок испытывает настоящее счастье, становится более открытым, так как не существует правильного или неправильного способа игры с водой – ребенок всегда уверен в успехе.
Психологи (К. Г. Юнг, Дора Калфф, М. Ловенфельд) утверждают, что вода поглощает негативную психологическую энергию, взаимодействие с ней очищает энергетику человека и стабилизирует эмоциональное состояние. Особенно полезны такие игры застенчивым и замкнутым детям.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребенка.
Вода — самая доступная игра для детей.
Игры с водой — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.
Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Малыши получают первый опыт рефлексии (самоанализа, а главное происходит укрепление здоровья за счет повышения устойчивости детского организма к воздействию низких и высоких температур воздуха.
Как организовать игровое пространство?
Следует помнить, что необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия детей вовремя игр с водой.
• Вода должна быть теплой.
• Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см.
• Нужно иметь клеёнчатые передники, нарукавники.
• Обязательно иметь салфетки, полотенца.
• Материалы должны быть расположены так, чтобы взрослый легко мог ими воспользоваться.
• По окончании игр с водой все игрушки и предметы следует просушить.
Правила для детей.
• Нельзя намеренно выливать воду на пол.
• Нельзя брызгать водой на других детей.
• После игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Литература:
1. Е. В. Баранова. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 2009. - с. 112
2. Л. Н Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. – М. :АРКТИ,2005. – 64 с.
3. Журнал «Справочник педагога психолога» №07.2012. с. 39. Н. А. Карюхина «Чудеса на песке и воде».
4. Трофимова О. В., МДОУ детский сад N57 «Радуга» г. Старый Оскол.
5. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / Волгоград: Учитель, 2007. – с. 151
Широкова Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / Ростов на Дону: Феникс, 2009
https://www. tmndetsady.ru
https://www.detskiysad.ru
https://www. doshkolnik.ru
https://www. doshkolata.ru
https://www. novaya-beresta.ru
https://www. vinevine.ru