Светлана Плотникова
Особенности проведения психологических занятий в условиях временной интеграции детей
▼ Скачать
В нашем дошкольном учреждении существует психологическая служба, целью которой является содействие и создание в нем социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
Публикация «Особенности проведения психологических занятий в условиях временной интеграции детей» размещена в разделах
Современный подход в области интегрированного образования детей дошкольного возраста заключается в создании новых форм работы с детьми, способствующих решению следующих задач:
1) воспитание социальной уверенности у детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение их самооценки;
2) воспитание толерантности у нормально развивающихся детей;
3)развитие у детей эмпатии взаимопонимания и взаимопомощи;
4) формирование нравственных качеств (доброты и сострадания);
5) развитие навыков общения;
6) формирование основ социального поведения.
Для решения этих задач в дошкольном учреждении апробирована форма временной интеграции (Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко) - объединение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и нормально развивающихся сверстников на психологических занятиях.
Целью таких занятий является преодоление у детей с ОВЗ трудностей личностного взаимодействия, которые, как правило, обусловлены неадекватным уровнем притязаний, эгоцентризмом, заниженной самооценкой, излишней застенчивостью, скованностью и неуверенностью в общении, тревожно-мнительными чертами характера.
Кроме того, многие дети с ОВЗ не имеют опыта общения со своими нормально развивающимися сверстниками, что снижает их адаптацию в социуме, например, при поступлении в школу. В результате этого возникают барьеры, препятствующие установлению контакта этих детей со сверстниками и взрослыми.
Психологические занятия проводятся в условиях сенсомоторного центра, в котором создана специальная коррекционно-развивающая среда.
Оборудование и материалы центра используются для повышения эффективности занятий и поддержания интереса детей к предлагаемым заданиям. Так, например, трансформирующиеся кресла-пуфики с гранулами могут превратиться в горы, которые нужно преодолеть вместе с другом; в ковер-самолет, на котором дети «улетают» в сказочную страну; сенсомоторная дорожка - мостик через речку, по которому следует провести друга и т. д.
Кроме этого, на занятиях используются : сухой бассейн (игра «Найди жемчужину», пузырьковая колонна, фонтан, зеркальный шар (для создания сказочной атмосферы, для совместного придумывания сказок, ковролинограф (для коллективного творчества детей).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам, в течение 2-х месяцев. В состав подгруппы входят 8-9 человек. Из них 4 ребенка с ОВЗ и 4-5 человек - нормально развивающиеся дети.
При подборе средств и форм работы с детьми учитывается их коррекцинно-развивающая направленность, а также направленность занятий на взаимодействие детей, пробуждение их собственной активности. На занятиях дети имеют возможность наблюдать разнообразные модели поведения сверстников, подражать их социально приемлемым формам, расширять набор стереотипов своего поведения в различных ситуациях.
Задания предлагаются детям в игровой форме. Поощряются инициативность, активность детей, высказывание своих мыслей и чувств, внимательное отношение друг к другу. Используется прием рефлексии (самоанализа, который помогает фиксировать внимание детей на полученном на занятии опыте. Дети в конце занятия рассказывают, что им понравилось и запомнилось больше всего, какие трудности они испытывали при выполнении заданий, какие выводы сделали.
Многие дети с ОВЗ имеют ещё и нарушения речевого развития, поэтому занятия построены так, что каждый ребенок (даже плохо говорящий) высказывает свои суждения по мере своих возможностей. Это побуждает детей выслушивать друг друга, учит понимать товарищей имеющих трудности в речевом общении, повышает у последних уверенность в себе, желание говорить, активно выражать свои мысли и чувства.
На начальном этапе работы нами были выделены некоторые особенности в общении детей с ОВЗ и нормально развивающимися детьми. Например, нормально развивающиеся дети избегали тактильного контакта с детьми, имеющими физические нарушения (не могли взяться за руки, встать очень близко друг к другу). Некоторые дети с ОВЗ занимали позицию наблюдателя и лишь в конце занятия (а некоторые только на последующих занятиях) включались в общую деятельность. Некоторые дети не умели выслушивать ответы сверстников, имеющих нарушения речевого развития. Они больше старались высказаться сами.
В ходе занятий нормально развивающиеся дети стали проявлять толерантность по отношению к детям с ОВЗ при выполнении совместных заданий, а дети, имеющие двигательные нарушения, стали более уверенными в себе, приобрели опыт коммуникативного общения.
В своей работе мы использовали следующие методы и приемы работы с детьми: коммуникативные упражнения; психогимнастические (имитационные) игры; драматизация этюдов и коротких литературных произведений; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; релаксационные упражнения; игры на развитие мимики и пантомимики; игры на преодоление барьеров при тактильном контакте; подвижные командные и соревновательные игры.
Коммуникативные упражнения способствуют выработке навыков общения и взаимодействия.
Целью этого блока упражнений является повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умения понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать состояние другого. Мы используем различные коммуникативные игры, например: «Хорошие новости», «Назови ласково», «Закончи предложение», «О чем говорит той собеседник», «Передай предмет», «Согласованные движения», •Доверие», и т. д.
Основной акцент психогимнастики в дошкольном возрасте - это использование выразительных движений, эмоций и чувств. Одна из задач психогимнастики - развитие понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможности для самовыражения. При проведении психогимнастических упражнений используется в основном бессловесный материал, хотя словесное выражение чувств поощряется. На занятиях нами использовались такие игры, как «Угадай животное», «Изобрази эмоцию», «Изобрази настроение», «Сердитый слон», «Скажи без слов» и т. д.
Посредством драматизации этюдов, стихов и коротких сказок мы формируем коммуникативные навыки детей и желательное поведение. Проигрывание этюдов дает детям возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. Для этого используются этюды «Мишки и пчелы», «Слон рассердился», «Я один остался дома» и т. д.
Параллельно мы ведем работу по коррекции поведения детей путем ролевого проигрывания моделей желаемого поведения, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций, овладение своим страхом, гневом, обидой, неуместным весельем, преодоление неуверенности, застенчивости.
С этой целью проводим такие игры, как «Помоги товарищу», «Попроси прощенья, «Примите меня в игру», «Попроси о помощи», «Я обиделся» и т. д.
Релаксационные упражнения играют роль стабилизатора психоэмоционального состояния детей, регулируют процессы возбуждения и торможения, что способствует формированию произвольного поведения.
На занятиях используются мимические и пантомимические этюды и игры, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, гнев, удивление). М. И. Чистякова утверждает, что «нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей со сверстниками и с взрослыми, что может быть причиной появления вторичных невротических проявлений».
С помощью игр и этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений, мимикой, жестом, позой, походкой. Такие игры, как «Изобрази животное», «Угадай настроение», «Зеркало», «Запомни свою позу», «Гляделки» способствуют также развитию коммуникативных навыков, способов взаимодействия с помощью слова, мимики, жеста.
Для преодоления барьеров при тактильном контакте использовались игры, в которых было необходимо прикасаться к партнеру или подходить к нему очень близко. Например, игры: «Пропасть», «Путаница», «Угадай, кто это», «Ладошки» и т. д.
Командные игры воспитывают у детей организованность, дисциплину, осторожность при взаимодействии с партнерами, уважение друг к другу, взаимоподдержку, ответственность перед товарищами.
Нами использовались игры: «Защити товарища», «Раскапываем клад», «Пропасть», «Опасная тропа» и т. д.
В процессе проведения занятий мы отмечаем заинтересованность и положительный эмоциональный настрой детей. Дети с ОВЗ становятся более уверенными в высказывании своего мнения и в совместных играх. В то же время нормально развивающиеся дети начинают проявлять эмпатию к детям с ОВЗ, стараются помогать им при выполнении заданий.
Таким образом, апробированная нами новая форма временной интеграции детей на психологических занятиях показала положительные результаты в расширении опыта взаимодействия детей в разных условиях коммуникации и социального окружения, что важно для воспитания личности, социальной стойкости и выносливости.