Елена Василенко
Педагогический проект «Безопасность детей на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Проект «Безопасность детей на воде» для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) призван расширить знания детей и их родителей о правилах поведения на воде во время летнего отдыха у водоёма и о причинах возникновения несчастных случаев на воде, формировать умение реально оценивать возможную опасность и воспитывать чувство осторожности и самосохранения, прививать практические навыки поведения детей на воде во время купания и катания на плавательных средствах, при возникновении экстремальной ситуации.
Публикация «Педагогический проект „Безопасность детей на воде“» размещена в разделах
- Безопасность на воде. Правила поведения на водоемах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Правила поведения на воде. Конспекты занятий, беседы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В ходе реализации проекта при совместной деятельности детей и педагога : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов, изготовление работ, просмотр мультфильмов, беседы обращается внимание детей на то, что им по силам самим вести себя грамотно на воде, как помочь другим, и к чему может привести не соблюдение правил безопасности. Через постановку проблемной ситуации (выполнение заданий, моделирование ситуаций) дети учатся анализировать, находить доказательства, делать выводы. Продуктом проекта станут электронная презентация, конспекты совместной деятельности, информационный блок, творческие работы; спортивное развлечение.
Заинтересованность детей и их родителей по данной теме будет проанализирована в ходе анкетирования, бесед, их активности в совместных мероприятиях. Привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.
Автор-разработчик: Василенко Елена Валерьевна
Тема: «Безопасность детей на воде»
Вид проекта : информационный, практико–ориентированный.
Актуальность темы:
Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Вода – опасная для людей стихия. Даже спокойная водная гладь, несмотря на кажущуюся безопасность, таит в себе угрозы. Причем неприятности обычно случаются не с теми детьми, которые не умеют плавать, поскольку они обычно не заходят в воду глубже, чем по пояс, а с теми, кто достаточно уверенно чувствует себя в воде. Ежегодно с детьми и взрослыми происходят несчастные случаи во время купания, в России тонут 15-20 тысяч человек, из которых около 30% дети. Поэтому необходимо с раннего детства объяснять меры предосторожности, и учить детей осторожному и безопасному поведению на воде.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, наряду с образованием, является главной целью дошкольного воспитания. Тема «Безопасность детей на воде» направлена на обучение правилам поведения на воде и снижение количества несчастных случаев. Всё, чему научается ребёнок в дошкольном детстве, запоминается ярко и откладывается на всю жизнь. Если ребёнка в игровой форме познакомить с правилами поведения на воде и на пляже, обучить его навыкам плавания и оказания первой помощи пострадавшим на воде, он это запомнит и сможет применить в реальной жизни.
Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. При проведении анкетирования среди родителей выяснилось, что: 70% не считают эту проблему важной; 60% заняты во время отдыха у воды своими делами, предпочитают просто наблюдать за детьми, и ограничиваются запретами; 50% не знают правил поведения на воде, и поступают так, как им удобно; 65% назвали правила частично; и только 5% опрошенных смогли предложить способы ознакомления детей с правилами безопасного поведения на воде. Данный проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям обеспечить безопасность во время отдыха на воде, напомнит им необходимые правила поведения у водоёма и во время купания. Главная задача работы с родителями – объяснить необходимость бесед с детьми по безопасности на воде, а также дать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.
Детскому саду и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа по формированию у них культуры безопасного поведения. При этом важно не только оберегать ребёнка от опасностей, но и формировать у детей представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности. В дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры безопасного поведения на воде является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев во время летнего отдыха у водоёма и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.
Цель проекта : Сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на воде. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми во время летнего отдыха у водоёма и для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта :
1) Образовательные задачи:
дать понятие детям, что вода бывает другом, а бывает и врагом;
сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность»;
объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности.
2) Развивающие:
формировать умение реально оценивать возможную опасность;
помочь детям запомнить правила безопасности на воде;
развивать творческие способности дошкольников.
3) Воспитательные:
воспитывать у детей культуру поведения во время отдыха у водоёма, проводить профилактику несчастных случаев на воде;
воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
создать условия для формирования таких личностных качеств как: ответственность, уважение к себе и окружающим, коммуникативность;
4) Практические:
прививать практические навыки поведения детей при купании в открытых водоёмах;
учить элементарным действиям при возникновении несчастного случая на воде.
Методы и приё мы работы:
1) Наглядные методы создают представление о теме безопасности на воде и обсуждаемых ситуациях. Созданы презентация, картотека «Безопасность на воде», подобраны фотографии и зарисовки водоёмов и пляжей на них, знак «купаться запрещено», картинки для составления рассказов «Правила поведения на воде», иллюстративный материал с заданием, сделана подборка мультфильмов по теме «Безопасность на воде для детей», оформлены памятка для родителей «На пляж с ребёнком» и тематический уголок «Азбука безопасности на воде».
2) Словесные методы включают объяснения, рассказ, беседы, сравнения и замечания, вопросы и ответы, анализ. Для поддержания интереса детей используются образные выражения и сравнения, которые облегчают понимание сущности задания или проблемной ситуации.
3) Практические методы: занятия – беседы; игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и игры – драматизации; чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов; выполнение заданий, составление творческих рассказов; спортивные развлечения и конкурсы; продуктивная деятельность.
Знакомство с правилами поведения на воде осуществляется в различных видах совместной деятельности. Фрагменты, связанные с безопасным поведением, включаются в занятия-беседы и викторины, чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов по данной теме. Основной деятельностью ребёнка в этом возрасте является игра. Поэтому большое внимание уделяется сюжетно-ролевым, дидактическим играм, играм-драматизациям, игровым проблемным ситуациям. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяющая ему автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью. В игровых ситуациях детям наглядно объяснялось, как себя вести у водоёма и во время купания, чтобы не случилось беды, как правильно себя вести и что делать при возникновении экстремальной ситуации. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в предложенных сюжетно-ролевых играх. При совместном просмотре мультфильмов и чтении художественной литературы дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. При организации викторин особое внимание обращается на точность формулировок вопросов. Викторина, как форма игры имеет особую привлекательность для дошколят, давая детям шанс для самовыражения. Также целесообразно проведение разнообразных конкурсов по данной тематике. Это конкурсы рисунков или творческих работ детей и родителей, спортивные развлечения. Анализируя с педагогом различные проблемные ситуации, дошкольники принимают самостоятельно правильные решения, прогнозируют последствия. Полезно давать такие задания на дом, где дети советуются с родителями, членами семьи. Это позволяет находить общие интересы в общении с родителями, привлекает внимание взрослых к проблемам безопасности на воде.
В ходе реализации проекта используется принцип интеграции образовательных областей в соответствии с Федеральными государственными требованиями к образовательной программе. Педагогические мероприятия реализуют задачи из нескольких образовательных областей. ( Например: при проведении специально организованной интегрированной образовательной деятельности (беседа и моделирование ситуаций) по теме «Безопасность». Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Проблемные ситуации
Как избежать опасных ситуаций на водоёмах и как с ними справиться?
Как оказать помощь при несчастных и опасных случаях на водоемах?
Обсуждаемые вопросы
Какие основные правила поведения на воде в летний период?
Какие основные правила пользования водными объектами для купания?
Какие основные действия в экстремальной ситуации и по оказанию помощи при несчастном случае на воде?
Интеграция образовательных областей:
«Безопасность». Формирование представлений о правилах поведения во время отдыха у водоёма и во время купания, о возможных экстремальных ситуациях и действиях в них.
«Здоровье». Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение и просмотр мультфильмов.
«Познание». Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение мультфильмов, книг, иллюстраций на тему безопасности на воде, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения у водоёма и во время купания.
«Коммуникация». Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ правил безопасности на воде через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, выполнение заданий.
«Социализация». Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.
«Чтение художественной литературы». Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, составление творческих рассказов.
«Физическая культура». Повышение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, играх – эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения «у водоёма».
«Труд». Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, оформлении альбомов.
«Художественное творчество». Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование).
Основные принципы:
1) принцип доступности содержания детям;
2) принцип возрастной адресованности;
3) принцип преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Возраст участников проекта :
старший дошкольный возраст (5–7 лет)
Продолжительность проекта : 1 месяц
Основные формы реализации проекта :
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
Подготовительный этап
1.
Выявление проблемы.
Моделирование ситуации.
Определение продукта деятельности. Формулировка проблемы: «Необходимость правил безопасности на воде, почему возникают несчастные случаи на воде, и по чьей вине?»
Анкетирование родителей
Изучение методического материала
Игровая ситуация: «У водоёма»
Постановка задачи: познакомить детей с правилами безопасности на воде Осознание и принятие проблемы;
Вхождение в игровую ситуацию;
Уточнение задачи: «Почему не все дети могут объяснить необходимость соблюдения правил безопасности на воде»
Основной этап
2.
Организация работы по решению проблемы Планирование деятельности
Сбор информации: подбор видеороликов, литературы, стихов, подбор иллюстраций, подготовка заданий. Совместно выбирают объект исследования.
Совместно с педагогом планируют деятельность.
3.
Практическая деятельность по решению проблемы Подготовка и проведение бесед, викторин, конкурсов, соревнований;
Моделирование ситуаций (инсценировки, игры);
Практическая помощь в составлении рассказов и выполнении заданий;
Оформление уголка «Азбука безопасности на воде» в группе; памятки для родителей «На пляж с ребёнком»;
Изготовление атрибутов к инсценировкам, сюжетно-ролевой игре «У водоёма», играм-эстафетам;
Оформление выставки рисунков и творческих работ. Совместно с педагогом проводят деятельность в соответствии с задачей: знакомятся с художественной литературой по теме, просматривают мультфильмы, участвуют в беседах, составляют рассказы, играют, выполняют задания, рисуют и т. д.
Совместно с педагогом формируют тематический уголок.
Изготовляют совместно с родителями – творческие работы и рисунки.
Заключительный этап
4.
Презентация продукта деятельности Спортивное развлечение «У водоёма»;
Информационный блок для детей и родителей «Азбука безопасного поведения на воде», «Безопасность детей на воде в стихах», «На пляж с ребёнком»
Выставка рисунков и творческих работ Участвуют в спортивном развлечении, представляют рисунки и творческие работы.
5.
Планирование дальнейшей работы. Создание электронного пособия для родителей по теме «Безопасность детей на воде»
Темы проекта
Тема Программное
содержание Дидактическое обеспечение
Работа с родителями Анкетирование родителей по теме. Представление проекта «Безопасность детей на воде». Объявление конкурса детско-родительского рисунка, творческой работы. Анкета для родителей;
Памятка для родителей «На пляж с ребёнком!»
«Вода – это жизнь, вода – это опасность!» Рассказать детям, что вода – это жизненная необходимость для всех живых существ, но иногда вода таит в себе и смертельную опасность для человека. Учить детей мыслить, рассуждать, развивать речь. Иллюстрации на тему «Вода – это жизнь, вода – это опасность!»
Мультфильм «Уроки Осторожности – Водоёмы» из серии «Уроки тётушки Совы»
Книга Зайцева Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым.
Дидактическая игра «Внимание! Опасно!»
«Безопасность на воде» Рассказать детям, когда вода представляет опасность для здоровья человека? Подчеркнуть различие между водоёмами. Формировать у ребенка понятия «опасность – безопасность». Рассказать детям об основных причинах несчастных случаев на воде, их последствиях, о правилах поведения на воде. Развивать логическое мышление. Фото водоёмов и пляжей
Знаки «Купаться запрещено»
Презентация PowerPoint«Безопасность на воде. Добрые советы от МЧС для детей и их друзей».
Мультфильмы «Место для купания», «За бортом» из серии «Азбука безопасности. Смешарики».
Иллюстративный материал с заданием «Правильно? – Неправильно?»
«Добрые советы от МЧС для детей и их друзей» Объяснить детям наглядно, как себя вести у водоёма и во время купания, чтобы не случилось беды, как правильно себя вести и что делать при возникновении экстремальной ситуации. Способствовать развитию осмотрительности и осторожности. Рассказать детям о людях, которые, помогают при несчастных случаях на воде, спасают других, познакомить со спасательными средствами. Атрибуты для моделирования ситуаций через сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации «У водоёма», «Место для купания», «Спасатели», «Дети в лодке», «Учимся плавать»
Иллюстративный материал для оформления тематического уголка в группе «Азбука безопасности на воде» в группе.
«Правила безопасного поведения на воде для детей» Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности. Развивать логическое мышление. Вызвать эмоциональный отклик на содержание стихотворений. Сказка о Золотой рыбке, которая помогла мальчику Ване
Стихи «Безопасность детей на воде»
Мультфильм «Безопасность на воде летом» из серии «Спасик и его друзья»
Картинки для составления рассказов.
«У водоёма» Закрепить знания детей о правилах безопасности на воде. Повышение двигательной активности через участие детей в играх – эстафетах Атрибуты для подвижных игр и игр - эстафет
«Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!» Закрепить навыки безопасного поведения во время отдыха у водоёма у детей и родителей Выставка детских рисунков и творческих работ по теме.
Предполагаемый результат:
Взаимодействие ДОУ и родителей в деле обеспечения безопасности детей на летнем отдыхе у воды.
Воспитание у детей ответственности и осторожности при посещении водоёмов.
Появление у детей навыков поведения в экстремальных ситуациях, оказания посильной помощи при несчастном случае на воде.
Продукты проектной деятельности :
Анкета для родителей, презентация PowerPoint«Безопасность на воде. Добрые советы от МЧС для детей и их друзей», конспект специально организованной интегрированной образовательной деятельности по теме «Безопасность на воде», сценарий спортивного развлечения «У водоёма» иллюстративный материал с заданием «Правильно? – Неправильно?»;
информационный блок (тематический уголок) «Азбука безопасности на воде»
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм и играм-эстафетам
Выставка детских рисунков и творческих работ, выполненных совместно с родителями «Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!»
Фотографии
Практическая значимость проекта :
В результате реализации проекта дети и родители будут знать правила безопасного поведения на воде.
Будет выработана система взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в деле обеспечения безопасности детей на водоёмах.
Снизится риск несчастных случаев с детьми на летнем отдыхе у водоёма.
Материально – техническое обеспечение:
Физкультурный зал, спортивная площадка
ТСО: ноутбук, мультимедийная установка, музыкальный центр
Оборудование и инвентарь для игр и соревнований в необходимом количестве (спасательный жилет, спасательный круг, плавательная доска, канат, зонт, мячи, голубая ткань, ростовые куклы, мягкие модули).
Программно-методическое обеспечение:
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002.
Тема 32. На воде, на солнце…
2. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003. – 80 с. (Развивающие сказки для детей)
Занятие 7. Безопасность на воде. Золотая рыбка.
3. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности : Учебное пособие для учащихся 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – М. : Издательство АСТ, 1997
Урок 9. Безопасность на воде.
4. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб. : Изд-во «Акцидент», 1997.
Урок 5. Правила на всю жизнь. На воде.
5. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребёнка. – Серия «Я – человек». – М. : Школьная Пресса, 2008. – 24 с. : цв. ил. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 156).
6. Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста: Альбом. – М. : – Издательство АСТ – ЛТД, 1997. – 32 с. : ил. – (Страна Чудес).
Интернет-ресурсы:
7. Азбука безопасности. На водоёме. https://azbez.com
8. Онлайн энциклопедия «Защитница Багира - Безопасность детей». Безопасность на воде для дошкольников. https://bezopasnost-detej.ru/bezopasnost-doshkolnikov
9. Дошкольник - Основы безопасности – Безопасность на воде. https://adalin.mospsy.ru
Мультфильмы:
10. Уроки тётушки Совы. Уроки Осторожности – Водоёмы. www.usovi.com.ua . 2009 – 2013.
11. Мультфильм. Смешарики. Азбука безопасности. (2010)
Место для купания.
За бортом
12. Мультфильм. Безопасность на воде летом.
13. Водоёмы. Тралик и Валик. Детский развивающий мультик.