Гришина Галина
Педагогический проект по оригами
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 241 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Подготовила:
Воспитатель: Гришина. Г. А.
с. Тыгда
2021г
Актуальность проекта
Живописцу требуется холст,
Скульптору - необходимо пространство,
Для оригами нужен только лист бумаги.
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Темочки:
Древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движе-ний его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем про-ворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь.
Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её об-работки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.
Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как колобок, репка, теремок. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее, как создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.
Оригами :
• Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конст-руктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,
• развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способ-ность работать руками под контролем сознания,
• концентрацию внимания,
• стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инст-рукции,
• совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
• способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуни-кативные способности детей.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Цель проекта : создать оптимальные условия для развития творческого мышления у детей в художественно - речевой и театрализованной деятельности по средствам занятий оригами.
Задачи проекта :
- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повы-сить интерес к этой деятельности;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в традиционной манере без надрезов изготовлении моделей оригами, сложения из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной и пяти угольной.
- научить «читать» пооперационную карту;
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим по-делкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
- формировать культуру труда.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации: Ноябрь 2019 года.
Ожидаемые результаты:
- дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;
- у детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые теат-рализованные постановки.
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Проект разработан воспитателем первой квалификационной категории «Детского сада № 241 ОАО «РЖД» Кошелева Е. В.
В проекте выделены три этапа :
Первый - подготовительный
Содержание подготовительного этапа
1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».
2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.
3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте».
4. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».
5. Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
6. Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».
7. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидно-сти
Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап – основной.
1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
2. Знакомство с техникой изготовления оригами
3. Занятия по конструированию из бумаги (оригами) :
Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом»,
«треугольник», «блин», «воздушный змей», «бомбочка», «рыба», «катама-ран», «лягушка», «птица».
И производные от этих форм поделки.
1. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» ( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ);
2. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание).
Третий этап – итоговый.
Перспективное планирование
Тема заня-тий Цели и задачи
ноябрь
«Знакомим-ся со свойст-вами бума-ги» 1. Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги;
2. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.
"Дверь", "Шкафчик". 1. Учить детей сгибать лист бумаги пополам, совмещая проти-воположные стороны; а также сгибать противоположные сто-роны к основной линии сгиба.
«Косынка» 1. Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла.
«Елка» 1. Учить детей складывать квадрат по диагонали. Составлять из треугольников елочку.
«Вишенки» 1. Учить сгибать круг по диагонали, и склеивать между собой.
«Коробочка» - познакомить детей с новым способом складывания бумаги.
«Гном» - учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей.
«Рыбка» - развивать умение складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки;
- закреплять знания о способах работы с бумагой.
«Лягушо-нок» - закреплять умение складывать бумагу пополам;
- закреплять умение работать с бумагой;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- развивать умение добиваться результатов в работе.
«Цыпленок» - упражнять детей в многократном складывании бумаги;
- развивать глазомер.
- совершенствовать навыки сгибания, складывания
- развивать интерес к ручному труду.
«Дом» - воспитывать желание делать приятное другим.
- развивать творчество в работе с бумагой;
- умение создать определенный образ.
«Аквариум» - коллектив-ная работа - развивать фантазию
- учится работать в группах.
«Лодочка плывет» - Совершенствовать навыки складывания базовой формы «ко-сыночка»,
- украшение поделки с помощью аппликации.
«Цветочный букет» кол-лективная работа - Создание готовой поделки на основе уже знакомой базовой формы «косыночка», работа в коллективе.
Организация деятельности с родителями
Беседы
Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
«Роль оригами в развитии детей»
Продукты проекта для детей.
Выставка поделок оригами. Создание поделок ко дню матери.
Продукты для родителей.
Совместное творчество с детьми
Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
«Роль оригами в развитии детей»
Буклет на тему: «Оригами – через игру к творческому развитию»