Марина Рыбина(Толстых)
Педагогический прект «Веселые пальчики» по развитию мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Веселые пальчики»
Тема: «Развитие мелкой моторики руки через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»
Срок реализации проекта: январь2012-ФЕВРАЛЬ 2013
Актуальность
Публикация «Педагогический прект „Веселые пальчики“ по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: Застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Моторика - Это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.
Различают: Крупную (общую) и тонкую (ручную, мелкую) моторику.
Хотелось бы остановиться на мелкой моторике. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков:
- Недоразвитие мелкой моторики и зрительной координации: неловкость, не согласованность рук
- скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности.
Нарушение моторики отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладении письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Плохую координацию пальцев и кистей рук отчетливо можно проследить в таких видах деятельности, как ручной труд, лепка, рисование, работа с мелкими деталями (мозайкой, пазлами, при выполнении бытовых манипуляций : (Шнуровка, завязывание бантов и т. д
При диагностики мелкой моторики пальцев рук были выявлены следующие результаты, что у 36% детей низкий уровень, у 44%средний и лишь 20% детей показали высокий уровень. (Приложение 1) Из чего можно сделать следующий вывод, что данный проект необходим для этой группы детей.
У 36% детей уровень сенсорного развития ниже возрастной нормы
и у 44%детей недостаточный объем сведений об окружающем мире.
Для выявления уровня осведомленности по развитию мелкой моторики
было проведено анкетирование, которое показало что:
У 70%родителей низкий уровень осведомленности о возможностях и потребностях детей младшего дошкольного возраста
У 40% родителей завышенные требования к ребенку, лишь 40% родителей играют с детьми в развивающие игры.
Таким образом, мониторинг показал, что необходимо разработать систему мероприятий направленных на развитие мелкой моторики и сенсорного развития.
На наш взгляд большие возможности сенсорного и моторного развития реализуются в процессе продуктивной деятельности, именно аппликацией.
С использованием традиционных материалов и бросового и природного материала.
Этот вид деятельности позволяет расширить знания детей о свойстве, качестве предмета, их форме, цвета, величине, способствуют развитию мелкой моторики, а также формируют навыки общения детей.
Срок реализации проекта: январь2012-ФЕВРАЛЬ 2013
Цель: Создание системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики и сенсорного представления у детей младшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Формировать представление о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете и величине.
2. Развивать мелкую моторику в процессе продуктивной деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных материалов.
3. Повышать педагогическую компетентность в вопросах сенсамоторного развития детей младшего дошкольного возраста.
4. Стимулировать свободное общение с взрослыми и детьми.
5. Создание развивающей среды для выражения творческого потенциала детей в повседневной и самостоятельной деятельности.
Миссия проекта.
Развитие у детей познавательного интереса к аппликации
Участники.
- воспитатель группы
- дети группы
Возможные риски.
1. Трудность восприятия детьми способов аппликации
Пути выхода: индивидуальный показ и объяснение.
2. Нежелание детей заниматься созданием аппликации;
Пути выхода: использование различной мотивации, игровых моментов.
3. Низкая активность родителей в совместной творческой деятельности с детьми
Пути выхода: мотивация через организацию конкурсов, выставок, проведение индивидуальных бесед с родителями
Продукт проекта:
1. Изготовленные детьми различные виды аппликаций.
2. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.
3. Пополнение природного и бросового материала в уголке экспериментирования и в уголке по изодеятельности
Предполагаемый результат работы с детьми:
Обучение:
1. Овладение простейшими практическими навыками в аппликации
2. Представления о свойствах предметов
3. Появление познавательной активности
Развитие :
1. Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей
2. Проявление самостоятельности в выборе средств и материала
Воспитание:
1. Навыки общения в совместной деятельности
2. Уверенность в собственных силах
3. Устойчивый интерес к занятиям.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап
Январь - Март2012
№ Содержание Сроки
Организация работы педагога
1 Выбор темы проекта I
2 Поиск и изучение методического материала по заявленной теме I
3 Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук детей с ОНР и приобщение к прикладному искусству II
4 Разработка диагностического материала для детей I
5 Разработка анкет для родителей и семинара - практикума «Аппликация как инструмент развития мелкой моторики» I
6 Изготовление сенсорных игр «Ежиха Маша», «Колобок»,
«Веселый чайник» II
7 Разработка перспективного планирования - системы занятий по аппликации II
8 Консультация с логопедом о разработке методического материала I
Организация работы с детьми
1 Диагностика представлений детей о свойствах различных материалов, диагностика мелкой моторики руки II
2 Рассматривание различных материалов в уголках по изо -деятельности и экспериментировании II
3 Знакомство с нетрадиционным видом материалов для создания аппликаций II
2. Практический этап
2012- Ноябрь 2012
№ Содержание Сроки
Организация работы педагога
1 Информация в родительском уголке на тему: «Аппликация и развитие мелкой моторики руки» IV
2 Разработка конспектов по совместной деятельности III
3 Создание картотеки игр по развитию мелкой моторики и формированию сенсорных эталонов IV
Организация работы с детьми
1 Организация занятий с детьми: мотивация, простейшие опыты и эксперименты, выбор средств и материала, способов изображения, практическая деятельность, оценка детской деятельности III
2 Совместная исследовательская деятельность:
• знакомство детей со свойствами материалов: пенопласт, вата, бумага, магнит, дерево, пластмасса и др. ;
изучение разных круп, их свойств: греча, рис, пшено, горох. III
3 Сенсорный праздник для детей: «Праздник круп» IV
4 Организация выставок детских творческих работ для родителей
5 Самостоятельное взаимодействие с предметной средой
3. Заключительный этап
Февраль 2013- Март 2013
№ Содержание Сроки
1 Показ открытого занятия для воспитателей ДОУ и родителей II
2 Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Эффективные методы и приёмы сенсорного развития детей» III
3 Самоанализ деятельности по реализации проекта III
Организация работы с детьми
1 Итоговая диагностика сенсорных представлений детей, развития моторики руки. Анализ полученных результатов II
2 Совместная с родителями выставка «Папа, мама, я и наша аппликация!» II