Иванова Елена Владимировна
Педагогический потенциал проектной деятельности в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье раскрывается роль применения проектной деятельности в организации воспитательно-образовательного процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к семейным традициям.
Ключевые слова: воспитание, проектная деятельность, старший дошкольный возраст, семейные традиции.
Публикация «Педагогический потенциал проектной деятельности в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
В современном обществе наметилась негативная тенденция, заключающаяся в несформированности у подрастающего поколения ценности семьи, отсутствии у детей понимания и поддержания нравственно-духовных традиций семьи, уважения и ответственности за родных и близких.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общественных отношений признается безусловная ценность семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.
Неоценим тот факт, что ценности личности, в первую очередь, формируются в семье. Однако, как отмечают А. А. Дмитриева, С. И. Хорошилова, развитие личности ребенка, его ценностных ориентаций как целенаправленный процесс происходит в сфере образования [2].
Т. В. Скорик подчеркивает, что старший дошкольный возраст благоприятен для воспитания уважительного отношения к семейным традициям [3].
Семейные традиции представляют собой принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколения.
Уважительное отношение к семейным традициям, усваиваемое ребенком в старшем дошкольном детстве, считает А. Ф. Яфальян, имеет важнейшее значение для дальнейшего развития личности обучающегося [6].
К традициям в семьях старших дошкольников относятся совместные игры взрослых членов семьи и детей, чтение книг, совместные обеды (завтраки, ужины, прогулки и походы, домашние обязанности, занятия спортом, семейные праздники, проявления заботы и любви.
Одно из основных направлений деятельности педагогов дошкольного образования, согласно положениям ФГОС ДО, заключается в формировании уважительного отношения к семейным традициям и чувства принадлежности к своей семье [5].
В психолого-педагогической литературе отношение старшего дошкольника к семейным традициям оценивается следующими критериями:
1) гностическим (когнитивным или информационным);
2) аффективным (эмоциональным, мотивным);
3) поведенческим (практическим).
По мнению М. И. Абанеевой, педагогическим потенциалом в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста обладает проектная деятельность, реализуемая педагогами дошкольной образовательной организации [1].
Проектная деятельность в детском саду представляет собой организацию обучения, в ходе которого старшие дошкольники приобретают знания в процессе планирования и выполнения практико-ориентированных заданий-проектов [1].
Благодаря проектной деятельности становится возможным достижение обучающимся определенного результата и создание определенного вида продукта или услуги в условиях реализуемого проекта.
В ходе реализации проекта педагог сочетает проблемный метод обучения, коллективную познавательную деятельность, научно-исследовательский, рефлексивный, поисковый и другие методы обучения.
Проектная деятельность по воспитанию уважительного отношения воспитанников детского сада к семейным традициям предполагает организацию совместной работы педагогов, детей старшего дошкольного возраста и их семей.
В результате проектной деятельности педагоги дошкольной образовательной организации вовлекают членов семьи воспитанников в активную совместную работу со своими детьми, тем самым повышают их педагогическую компетентность, получают способы проведения совместного семейного досуга.
Посредством организации в воспитательно-образовательном процессе проектной деятельности предоставляется возможность создавать ситуации для рождения семейных традиций, полезных для достижения гармонии и взаимопонимания. Благодаря применению технологии проектной деятельности, налаживается тесный доверительный контакт педагогов со старшими дошкольниками и их семьями.
Цель проектной деятельности по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста заключается в развитии у каждого обучающегося:
творческого начала, воображения, изобретательности в достижении цели проекта;
социально-коммуникативных способностей;
способностей к критическому мышлению и умения делать самостоятельный выбор;
умения ставить проблемы и находить их решение;
качества личности – неравнодушие к проблемам своей семьи, общества, страны [4].
Педагогические проекты, в первую очередь, ориентированы на развитие личности старшего дошкольника в семье, обеспечивающие готовность ребенка к самоизменению во благо семьи, организующие процесс обучения как деятельность, предусматривающие реализацию прав детей на выбор тематики проекта, средств и способов достижения целей проектной деятельности.
Тематика проектов, реализующихся с целью воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста, различна: «Традиции и устои моей семьи», «Семейные праздники», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Моя семья» и т. д.
Основными функциями проектной деятельности по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста являются :
исследовательская;
аналитическая;
прогностическая;
преобразующая;
нормализующая [1].
Основные этапы реализации проекта по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста включают : подготовительный (проблемно-целевой) этап, технологический этап (разработку сценария и технического задания, практическую работу над проектом, предварительную защиту, заключительный этап (защиту и презентацию проекта).
Проектная деятельность опирается на субъективность, присущую ребенку старшего дошкольного возраста, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
Субъективность старшего дошкольника выражается в наличии собственного мнения или отношения к семейным традициям. Она может проявляться с различной степенью выраженности.
Воспитатель должен поддержать и позитивно отмечать сам факт высказывания, акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка и поощрить за высказывание своего мнения относительно отношения к семейным традициям. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы в семье.
Таким образом, реализуя технологию проектной деятельности педагог дошкольной образовательной организации формирует у детей старшего дошкольного возраста представление о семье как о людях, живущих вместе, воспитывает желание заботиться о близких. В проектной деятельности происходит развитие доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни, развивается чувство гордости за свою семью, углубляются знания старшего дошкольника о семье и ее традициях.
Список литературы
1. Абанеева М. И. Проектная деятельность в ДОУ : рекомендации педагогам // Молодой ученый. – 2019. – №10(2). – С. 789-806.
2. Дмитриева А. А., Хорошилова С. И. Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи // Вопросы педагогики. – 2020. - №3. – С. 11-19.
3. Скорик Т. В. Реализация права ребенка на качественное дошкольное образование в условиях взаимодействия ДОУ с семьей // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5. – С. 58-61.
4. Сокович С. В. Проектная деятельность как форма работы с родителями, испытывающими трудности во взаимоотношениях с детьми. – М. : Юрайт, 2020. – 112 с.
5. Цветкова Т. В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Сфера, 2020. – 96 с.
6. Яфальян А. Ф. Создание образа семьи в условиях освоения традиций // Детский сад : теория и практика. – 2014. - № 12. – С. 66-77.