Лучший педагог года

Педагогический опыт работы воспитателя «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Наталья Суханова
Педагогический опыт работы воспитателя «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 3 п. г. т. Погар

Педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ – детский сад № 3 п. г. т. Погар

Сухановой Натальи Анатольевны

«Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

2022г

Педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ – детский сад № 3 п. г. т. Погар

Публикация «Педагогический опыт работы воспитателя „Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Сухановой Натальи Анатольевны

«Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

«Чтение книг – тропинка, по которой

умелый, умный, думающий воспитатель

находит путь к сердцу ребенка».

В. А. Сухомлинский,

В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература, книги.

Актуальность опыта

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, современное общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника

В последнее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь специалисты связывают это с проблемой получения информации из общедоступных источников. По данным исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, пробудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Так как книга учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Цели и задачи:

- формирование интереса к художественной литературе;

- развитие литературной речи у дошкольников;

- знакомство с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;

- совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков у детей;

- формирование партнерских отношений с семьей, культурными организациями, способствующих воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Опыт работы

Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой Основной образовательной программой МБДОУ.

Работа началась с :

- запросов родителей воспитанников и бесед с детьми;

- внутреннего мониторинга освоения образовательной области «Речевое развитие».

- создания предметно-развивающей среды;

Путь решения поставленной цели – оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий воспитания и обучения, информационно-коммуникационных технологий, метода проекта; деятельностный подход.

Ведущую роль отводится проектной технологии, которая предусматривает следующие правила: свобода выбора, открытость, деятельность, индивидуальность. Проектная технология способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации дошкольников к развитию самостоятельности, потребности в самосовершенствовании, ответственности за результат свой деятельности. Проектная деятельность позволяет дошкольникам ориентироваться в различных ситуациях, в дальнейшем адаптироваться в окружающем социуме.

Основными способами педагогического воздействия на детей являются : приучение, поощрение, пример для подражания. В работе с дошкольниками ипользовались следующие методы и приемы:

1. Беседа. Беседа по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них, что побуждает их думать и говорить. Например «Моя любимая книга», «Что такое фольклор», «Как появилась сказка» и т. д.

2. Чтение, рассказывание, сочинение и анализ сказок. Литературный материал незаменим в речевом развитии ребёнка.

3. Игра. При помощи игры можно решать самые разнообразные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки; для другого - школой формирования речевых навыков и развития социальных отношений со сверстниками в целом.

4. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, развивающие различные художественно- речевые качества.

5. Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных).

6. Театрализованная деятельность. Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с социумом. Поэтому и является для всех нас средством развития речевой активности.

Одним из главных средств решения образовательных и воспитательных задач по развитию речи у дошкольников я вижу в создании среды общения через восприятие детской художественной литературы, в оказании помощи правильно воспринимать произведения, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в повышении интереса к семейному чтению.

Отбирая книги для детей, нужно помнить, что воздействие произведений на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении и обсуждении произведений разного жанра. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта.

Я уверена, что дети и книга - неразделимы, они созданы друг для друга. Использование примеров литературных персонажей, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок; включение литературного материала в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок в образовательной области «Познавательное развитие» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники способствую становлению нравственной личности.

Вывод

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные языковые средства, сочиняют, фантазируют. Прослеживается положительная динамика развития речи детей средствами художественной литературы.

В конкретном случае у детей наблюдается :

- владение активной формой речи;

- последовательное и связное пересказывание или рассказывание;

- ведение диалога с взрослыми и сверстниками;

- проявление интереса к разнообразным жанрам художественной литературы;

- знание наизусть стихов, потещек, пословиц и поговорок.

При взаимодействии с родителями проявилось:

- желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;

-возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.

- развитие речевого этикета.

Литература

1. Ушакова О. С. Гавриш Н. В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.

2. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.

3. Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3.

4. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.

5. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт работы воспитателя «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 марта 2022 в 23:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт работы воспитателя «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Суханова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД