Наталья Суханова
Педагогический опыт работы воспитателя «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 3 п. г. т. Погар
Педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ – детский сад № 3 п. г. т. Погар
Сухановой Натальи Анатольевны
«Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
2022г
Педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ – детский сад № 3 п. г. т. Погар
Публикация «Педагогический опыт работы воспитателя „Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сухановой Натальи Анатольевны
«Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
«Чтение книг – тропинка, по которой
умелый, умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
В. А. Сухомлинский,
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература, книги.
Актуальность опыта
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, современное общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника
В последнее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь специалисты связывают это с проблемой получения информации из общедоступных источников. По данным исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, пробудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Так как книга учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Цели и задачи:
- формирование интереса к художественной литературе;
- развитие литературной речи у дошкольников;
- знакомство с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;
- совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков у детей;
- формирование партнерских отношений с семьей, культурными организациями, способствующих воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
Опыт работы
Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой Основной образовательной программой МБДОУ.
Работа началась с :
- запросов родителей воспитанников и бесед с детьми;
- внутреннего мониторинга освоения образовательной области «Речевое развитие».
- создания предметно-развивающей среды;
Путь решения поставленной цели – оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий воспитания и обучения, информационно-коммуникационных технологий, метода проекта; деятельностный подход.
Ведущую роль отводится проектной технологии, которая предусматривает следующие правила: свобода выбора, открытость, деятельность, индивидуальность. Проектная технология способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации дошкольников к развитию самостоятельности, потребности в самосовершенствовании, ответственности за результат свой деятельности. Проектная деятельность позволяет дошкольникам ориентироваться в различных ситуациях, в дальнейшем адаптироваться в окружающем социуме.
Основными способами педагогического воздействия на детей являются : приучение, поощрение, пример для подражания. В работе с дошкольниками ипользовались следующие методы и приемы:
1. Беседа. Беседа по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них, что побуждает их думать и говорить. Например «Моя любимая книга», «Что такое фольклор», «Как появилась сказка» и т. д.
2. Чтение, рассказывание, сочинение и анализ сказок. Литературный материал незаменим в речевом развитии ребёнка.
3. Игра. При помощи игры можно решать самые разнообразные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки; для другого - школой формирования речевых навыков и развития социальных отношений со сверстниками в целом.
4. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, развивающие различные художественно- речевые качества.
5. Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных).
6. Театрализованная деятельность. Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с социумом. Поэтому и является для всех нас средством развития речевой активности.
Одним из главных средств решения образовательных и воспитательных задач по развитию речи у дошкольников я вижу в создании среды общения через восприятие детской художественной литературы, в оказании помощи правильно воспринимать произведения, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в повышении интереса к семейному чтению.
Отбирая книги для детей, нужно помнить, что воздействие произведений на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении и обсуждении произведений разного жанра. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта.
Я уверена, что дети и книга - неразделимы, они созданы друг для друга. Использование примеров литературных персонажей, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок; включение литературного материала в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок в образовательной области «Познавательное развитие» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники способствую становлению нравственной личности.
Вывод
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные языковые средства, сочиняют, фантазируют. Прослеживается положительная динамика развития речи детей средствами художественной литературы.
В конкретном случае у детей наблюдается :
- владение активной формой речи;
- последовательное и связное пересказывание или рассказывание;
- ведение диалога с взрослыми и сверстниками;
- проявление интереса к разнообразным жанрам художественной литературы;
- знание наизусть стихов, потещек, пословиц и поговорок.
При взаимодействии с родителями проявилось:
- желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;
-возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.
- развитие речевого этикета.
Литература
1. Ушакова О. С. Гавриш Н. В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.
2. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.
3. Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3.
4. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.
5. Интернет-ресурсы.