Светлана Худякова
Педагогический опыт работы по здоровьеформирующей образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Публикация «Педагогический опыт работы по здоровьеформирующей образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
В МДОУ Детский сад №9 «Радуга» формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в нашем ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется в соответствии с Программой «От Рождения до школы» - основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Васильевой М. А, Комаровой Т. С., Вераксы Н. Е., требованиями ФГОС ДО, СанПиН, Программой приоритетного направления «Лучики здоровья», рабочей программой по физическому развитию.
В ДОУ созданы необходимые условия для реализации задач по физическому развитию детей в соответствии с их возрастными возможностями. Имеется физкультурный зал с разнообразным оборудованием для различных видов движений и раздаточный материал для организации общеразвивающих упражнений и подвижных игр, дидактический материал и оборудование по формированию здорового образа жизни и начальных представлений о некоторых видах спорта (иллюстрации, схемы, дидактические и развивающие игры, комплексы пальчиковой, дыхательной гимнастик, картотека подвижных игр, картотека утренней гимнастики (по возрастам, картотека гимнастики после дневного сна, альбомы с разными видами спорта).
На улице спортивная площадка с разметками для бега, прыжков, спортивный комплекс, полоса препятствий и площадка с футбольными воротами.
В системе физического воспитания в детском саду проводятся следующие организованные формы работы двигательной деятельности детей :
• Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, в спортивном зале и на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятиях. в различных формах (сюжетные, использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, подвижных игр с разными уровнями подвижности).
• Физкультурные занятия – 3 раза в неделю в спортивном зале – младший и средний возраст; 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз в неделю на улице – старший возраст (5-7 лет); Младший возраст – 15 мин., средний возраст – 20- мин., старший возраст – 25-30 мин. - Занятия по формированию здорового образа жизни. Перед физкультурным занятием проводится влажная уборка и проветривание спортивного зала.
• Гимнастика после дневного сна, с рядом закаливающих процедур, одно из которых является босохождение по массажным дорожкам, проводится ежедневно в групповом помещении и со всеми детьми. Притом в содержании гимнастики после сна, как правило, отсутствуют циклические упражнения (ходьба и бег). Она состоит из физических упражнений ациклического характера.
• Подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, временем ее проведения.
• Физкультминутки, кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
• Динамические паузы, во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей, включающие в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
• Физкультурные праздники и развлечения, так как они повышают интерес к занятиям, оказывают благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляют двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивают выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Они включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения. Такие, как «Здравствуй Детский сад», «День Дошкольного работника», «Спортивный капустник».
Одной из форм организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ №9 является физкультурно-оздоровительный кружок.
С воспитанниками младшей группы «Ручеёк» ведётся платный кружок физкультурно-оздоровительной направленности «Весёлая гимнастика», который посещают 12 детей и средней группы «Ромашка» кружок «Азбука здоровья», который посещают 10 детей.
Работа по укреплению здоровья детей и формированию привычки к здоровому образу жизни проводится в соответствии с рабочими программами кружков. В процессе ООД по дополнительному образованию используются здоровьесберегающие технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей : игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, игрогимнастика, игроритмика, игротанец, танцевально-ритмическая гимнастика, креативная гимнастика.
Физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию привычки повседневной физической активности и формированию ЗОЖ.
Невозможно добиться положительных результатов, при решении любой задачи, без участия семьи. Поэтому работе с родителями уделяется большое внимание, используя разнообразные формы. Это индивидуальные и групповые консультации по вопросам физического развития ребенка, коррекции нарушений или развитии его спортивных способностей, выступление на родительских собраниях в разных возрастных группах на тему: «Особенности организации двигательной активности детей в ДОУ» с показом видеоматериалов; «Здоровье в порядке спасибо зарядке». Регулярный выпуск фоторепортажей с занятий физкультурой, спортивных праздников, развлечений, закаливающих мероприятий. Оформление информационных стендов, консультаций по вопросам физического развития детей: «Физическое воспитание в семье», «Необходимость физической нагрузки для детей дошкольного возраста», «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни». Размещение информации о спортивной жизни детского сада в соцсетях.
С целью повышения интереса родителей к различным формам физкультурно-оздоровительной работы с детьми и формирования основ здорового образа жизни в разновозрастной группе «Солнышко» реализован проект «Если хочешь быть здоров!». Родителям для совместной работы с детьми предложено изготовление семейных газет по ЗОЖ, приняли участие в выставке рисунков «Быть здоровыми хотим!».
В завершении работы проекта у родителей повысился интерес к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, проводимым в ДОУ формирование основ здорового образа жизни, ответственность за сохранность здоровья детей.
Все эти формы работы позволило обратить внимание родителей на физическое воспитание детей.
Совместно с родителями планируется пополнять и обогащать развивающую предметно – пространственную среду новыми дидактическими играми, разнообразить формы и методы работы по формированию ЗОЖ у дошкольников, как с детьми, так и с родителями, изучать опыт коллег по этой теме.