Виктория Глобина
Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада
▼ Скачать
Тема опыта: «Использование современных
логопедических технологий в практике учителя-логопеда
в условиях детского сада»
1. Идея опыта.
Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, развития психических
процессов, формирования умения пользоваться речью, как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.
Публикация «Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада» размещена в разделах
2. Актуальность.
Овладение инновационными педагогическими технологиями - одно из требований к профессиональной квалификации учителя в XXI веке. Одной из важнейших задач в общей системе обучения родному языку детей дошкольного возраста является обеспечение грамматически правильной, богатой лексикой и фонетически разборчивой речи.
Работая на стыке педагогики, психологии и медицины, я использую в своей практике самые эффективные и инновационные методики, которые помогают оптимизировать работу и адаптировать ее к потребностям.
В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее число детей дошкольного возраста страдают от трудностей в развитии речи. В то же время все большее значение в логопедии приобретают дизартрии (нарушения произношения, вызванные недостаточной иннервацией органов речи). Эти расстройства характеризуются множественными нарушениями речевой деятельности. Основными дефектами асептической дизартрии являются нарушения произношения (способности правильно произносить слова) и просодии (просодия - сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тон и логическое ударение, которые служат для выражения различных синтаксических значений, категорий, выражений и эмоций на уровне предложения). Особая важность обозначенных проблем заставила меня искать новые идеи и приемы для оптимизации коррекционной логопедической работы. Опираясь на свой педагогический опыт, я решила разработать систему многолетней коррекции произношения (у детей с различными симптомами дизартрии) и использовать современные логопедические методики, которые позволили бы повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми в детских садах, не имеющих специальных логопедических групп.
3. Концептуальность.
Использование компьютеров в логопедической работе активизирует произвольное внимание, мотивирует обучение, открывает возможность работы с наглядным материалом и повышает эффективность коррекционной работы. Новизна заключается в том, что использование информационных технологий в логопедической работе с детьми имеет следующие преимущества которые позволяют:
- Индивидуализиовать объем, сложность, динамичность и повторение;
- подавать материал поэтапно, обеспечивая контроль и самоконтроль;
- предусматривать невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего материала;
- Повысить увлекательность и мотивацию познавательных и учебных процессов;
- Представлять бесконечные комбинации и вариации, чтобы разнообразить упражнения.
4. Результативность опыта.
В настоящее время, в процессе диагностики и коррекции речевых дефектов дошкольников, я использую целый ряд современных электронных продуктов, которые для работы с каждым ребёнком подбираю индивидуально. При демонстрации презентационных материалов, дети лучше воспринимают обучающий материал, у них повышается интерес к изучению нового, активизируется познавательная деятельность, развивается мышление.
Применение в работе здоровьесберегающих методик (дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики) повышает эффективность коррекции, сохраняет и укрепляет здоровье ребенка, способствует развитию речи ученика. Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Для развития артикуляционного аппарата и мимики использую сказки о веселом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимические клоуны, разработанную мною музыкальную артикуляционную гимнастику). Я подбираю упражнения с учетом особенностей ребенка. Регулярные дыхательные упражнения способствуют развитию правильного речевого дыхания. Особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев, являются мощным средством повышения эффективности работы коры головного мозга, воздействия на речевые центры, развития ловкости рук, снятия напряжения, а также оказывают стимулирующее воздействие на развитие речи.
Игры провожу со скороговорками, стихами, автоматизирую поставленные звуки в занимательной для воспитанников форме. Также использую физминутки, во время проведения которых, движения сочетаются со словом, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи. Активно использую «Су-Джок». Упражнения с «Су-Джок» обогащают собственные знания ребенка о теле, развивают тактильную и пальцевую моторику; цель упражнений с мячом су-джок - удар по биологически активным точкам коры головного мозга для стимуляции произносительной зоны. Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок.
Вышеперечисленные технологии не могут рассматриваться как самостоятельные в логопедии, они являются частью общепринятой и проверенных временем технологий, неся с собой дух времени, новые способы взаимодействия с педагогами и детьми, новые стимулы для учителя-логопеда.
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о состоянии речи их ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы.
Моя работа как логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям понять свою роль в развитии ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, приобрести прочные знания, навыки, методы и приемы преодоления речевых и языковых трудностей, наполнить домашние занятия конкретным содержанием, помогающим усвоить и закрепить полученные знания. Для работы с родителями используются различные форматы: анкета «Я и мой ребенок», консультации, дни открытых дверей, индивидуальные консультации, речевое общение (демонстрируется родителям на индивидуальных консультациях). Для устранения речевых и языковых нарушений у детей дошкольного возраста необходимо тесное сотрудничество специалистов и родителей ребенка.
В результате разработанной коррекционной системы и умелого применения инновационных технологий в работе воспитанников систематически наблюдается положительная динамика и высокий уровень усвоения реализуемых программ.