Алена Гайдукова
Педагогический опыт работы «Развитие социализации детей в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 комбинированного вида»
«Развитие социализации детей в условиях детского сада»
Педагогический опыт работы
Гайдуковой Алены Александровны
воспитателя
МДОУ «Детский сад № 5»
городского округа Саранск
Введение
Публикация «Педагогический опыт работы „Развитие социализации детей в условиях детского сада“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Тема: «Развитие социализации детей в условиях детского сада».
Сведения об авторе: Гайдукова Алена Александровна.
Образование: высшее. Педагогический стаж : общий: 9 лет; в данной образовательной организации: 3 года.
Актуальность
Развитие и формирование подрастающего поколения всегда были важ-нейшей проблемой общества. Актуальность данной проблемы в современных условиях возрастает в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. Во всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функцио-нировать в данной конкретно–исторической обстановке. На начальных этапах формирования личности (в детском возрасте) социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем – через практическую деятельность. Данный процесс постоянный, динамичный, потому и развитие личности – непрерывно действующий процесс.
Поэтому проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие. Социализация личности начинается с первых лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.
Детство является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский, т. е. его социализация.
Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.
Основная идея опыта
Идея моего опыта заключается в том, чтобы создать необходимые благоприятные социальные условия для полноценного развития ребенка. Чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, детскому саду необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, является один из главных социальных институтов для социализации дошкольника. Возможно, что семья и детский сад, выполняя особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавли-вается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Основным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заим-ствование новаторских систем или их элементов
В настоящее время обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими его людьми, конструктивно решающий возникающие социальные проблемы.
По утверждению педагогов и психологов (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубин-штейн и др., первые годы жизни – это очень важный период для социального, интеллектуального и личностного развития, именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Ни один человек не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. На период детства приходится основной этап социализации человека – период закладывания личность.
Современные исследователи И. С. Кон, А. В. Мудрик, С. А. Козлова рас-сматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:
• адаптации к социальному миру;
• интеграции и принятия социального мира как данности;
• дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовы-вать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.
Достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры.
Исследователи дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова) и др. подчёркивают, что основные пути интериоризации в развитии ребёнка связываются с большинством психических функций в этом возрасте, а также эмоциональной и чувственной составляющими познания ребёнка в образовательном процессе. Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно, полагают ученые (А. В. Мудрик, М. И. Лисина) необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового. Конечным эффектом социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.
Технология опыта
Работая над проблемой социализации дошкольников в МДОУ «Детский сад № 5», мною был сделан вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с привлечением к работе объектов социума.
Мною была поставлена цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.
Были сформулированы следующие задачи:
1 Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.
2 Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
3 Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.
В начале работы мною был выявлен круг проблем:
• неуважительное отношение к именам сверстников;
• неумение отстаивать свою точку зрения;
• незнание детьми своих прав;
• неумение вести себя в конфликтной ситуации;
• неумение давать оценку своим поступкам;
• неуважение к результатам труда людей;
• непонимание родителями любви как основы семейных взаимоотношений.
Мною были проведены:
– методика «Я в детском саду» целью, которой является проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада (приложение А);
– был составлен перспективный план мероприятий, в котором последовательно определили этапы работы с детьми;
– проведены цикл НОД «Детский сад – наш дом», «Дружная семейка», рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; играли с детьми в игры «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад»;
– проводилась работа с родителями по формированию высокой самооценки ребенка.
Основными формами работы детского сада и семьи я выбрала как традиционные формы работы :
• консультации,
• анкетирование,
• родительские собрания,
• беседы.
Так и нетрадиционные формы:
• совместные досуги, праздники,
• участие родителей в выставках,
• организация дней открытых дверей.
Результативность опыта
Результативность опыта показала, что при повторном обследовании детей по методике «Я в детском саду», автора Немова Р. С. и методике «Рисунок семьи» и проделанной работы, в начале года дети были, не полностью адаптированы к социальной среде, детскому саду, были проблемы у родителей с детьми, дети вели себя агрессивно по отношению к сверстникам и родителям, а после проделанной работы поведение детей изменилось. Дети стали больше доверять друг другу и воспитателю, относиться с доброжелательностью к своим сверстникам. Полученные данные после анализа методики, мы сравнили с предыдущими и отобразили в диаграммах.
Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи оказала положительный эффект и родители стали самостоятельно сотрудничать с детским садом, появилось доброжелательное отношение к педагогам и специалистам.
Результаты исследования я отобразила следующим образом: В 2017–2018 году 38% детей имели низкий уровень, 33% средний уровень, и 29% высокий уровень, в 2018–2019 году показатель низкого уровня снизился и стал 19%, повысился средний уровень 43%, и высокий 38%, спустя проделанной работы результаты исследования значительно улучшились и так в 2019–2020 году низкий уровень составил 7%,средний уровень вырос до 49%, а высокий составляет 44%.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что опыт работы по социализации детей показал, что главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности.
Список литературы
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Политиздат, 1985. – 238 с.
2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск, 2003.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. –376 с.
4. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с. 49 – 53; № 6 – с. 46 –51.
5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как нау-читься понимать своего ребенка. – М. : АСТ–ПРЕСС, 2004.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. С. 398–464.
7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М. : Издательство Владос–пресс, 2005
8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. – Пособие для практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003.
9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. – № 4. – С. 27–39.
10. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб. : Речь, 2004.
11. Гуров В. Н. Семья в системе формирования современной личности. // Педагогическое образование и наука. 2001. – №4. С. 29–40.
12. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях // Психолого– педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд–во БГПУ, 2001. –С. 119
13. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.
14. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1986.
15. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. П. Елисеева; – Мн. : Лексис, 2004.