Светлана Варавка
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством.
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. И в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.
Одним из средств патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Мы используем устное народное творчество в повседневной жизни детей и оно активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Начиная с младшей группы педагог использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые, по словам К. Д. Ушинского, раскрывают живописность русского языка.
Уместно прочитанная потешка, прибаутка, припевка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и, прежде всего со сказками. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка.
Особо ярко моральные ценности представлены в волшебных сказках. Положительные герои наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица – умница, трудолюбивая, умеющая красиво петь и танцевать, почитающая волю своих родителей. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный, защищающий себя, свою семью, родной город, родину.
В старшей группе детей продолжают знакомить с устным народным творчеством : сказками, песнями, загадками и так же ребят знакомят с пословицами и поговорками. Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней, ответственность за поступки. Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираем те, которые близки по смыслу и пониманию детей, где ярко в самобытном стиле русского народа раскрыта суть, главная мысль. Они учат правилам поведения, моральным нормам.
Особое место в подготовительной группе отводится знакомству с поговорками и пословицами. Так же, как и в старшей группе, воспитатель объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования. Воспитатель учит детей правильно и к месту использовать ту или иную поговорку.
Старших дошкольников мы знакомим и с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса: легендами и былинами.
Так как игра - ведущая деятельность детей, то среди множества игр, которые мы предлагаем есть и русские народные игры. Эти игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, с особенностями проведения народных игр, развивают нравственные и патриотические чувства : любовь русского народа удальству, веселью, знакомство с лучшими национальными традициями. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома. Огромное достояние нашей народной культуры.
В старшем дошкольном возрасте, одновременно с развитием восприятия художественного слова, мы развиваем в детях творческие способности и одновременно с этим их патриотические чувства.
Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов и сказок. Желание детей высказаться – естественно.
Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания по поводу чего – то увиденного, поразившего, – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее.
Использование в работе с дошкольниками материалов устного народного творчества показывает, насколько это оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств. Устное народное творчество является важным и неотъемлемым звеном в воспитании патриотических чувств.