Светлана Шайбулатова
Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка
по ознакомлению с устным народным творчеством
«В гостях у дедушки Фольклора»
для детей первой младшей группы
Пояснительная записка
«Детский фольклор пробуждает
к жизни семена родного слова,
всегда коренящиеся, хотя
и бессознательно, в душе ребенка».
К. Д. Ушинский
Публикация «Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством „В гостях у дедушки Фольклора“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Воспитание ребенка с самого раннего возраста начинается с фольклора, устного народного творчества. Использование разных жанров фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.
Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Для того, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью детского фольклора, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.
Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста. Работа по ознакомлению детей с фольклором имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Цель кружковой работы :
развитие речи детей, познавательных процессов, патриотических представлений у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Задачи:
Способствовать развитию элементарных представлений в области детского фольклора;
Развивать активную речь детей с помощью малых форм устного народного творчества;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления, напевность;
Развивать у детей внимание, самостоятельность, импровизацию;
Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле и ее природе, уважения к традициям своего народа и людям труда;
Формировать у детей социально-нравственное и психическое здоровье, трудовые навыки.
Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми первой младшей группы составляет 10-15 минут.
Ожидаемые результаты:
Освоение фольклорного материала (потешки, заклички, сказки, песни, игры и т. д.);
Умение детей различать фольклорные жанры по возрастной категории;
Формирование у детей творческих способностей, желания слушать, запоминать и воспроизводить некоторые жанры детского фольклора;
Формирование бережного отношения к людям, окружающему миру и историческим истокам народа;
Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
Учебный план на 2016-2017 учебный год.
Октябрь
1. Тема «В гости к дедушке Фольклору»
Цель: познакомить детей с понятием «Фольклор». Дать общие представления о видах жанра в форме театрализованной деятельности (показ слайдов, картин, фотографий).
2. Тема «Ладушки, ладушки!
Цель: познакомить детей с малой формой детского фольклора – потешкой. Рассказать детям о значении данного вида жанра фольклора. Разучить с детьми потешку «Ладушки, ладушки!», формировать желание повторять движения в соответствии с текстом.
3. Тема «Путешествие в сказку «Репка»».
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Репка» (кукольный театр). Учить детей внимательно слушать сказку, называть персонажей. Проявить у детей интерес к инсценировке животных.
4. Тема «Ходит сон близ окон».
Цель: познакомить детей с таким жанром фольклора, как колыбельная. Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Послушать с детьми колыбельную «Баю – бай, баю - бай».
Ноябрь
1. Тема «Каравай, каравай!»
Цель: Познакомить детей с русской народной хороводной песней. Рассказать детям о значении хороводов и песен в жизни детей. Разучить с детьми песню и движения. Вызывать интерес детей к народным танцам и желание принять участие в танце.
2. Тема «Идёт коза рогатая».
Цель: продолжать знакомство детей с потешками. Формировать у детей желание повторять движения за воспитателем и воспроизводить слова.
3. Тема «Коза и волк»
Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказку. Активизировать речь детей.
4. Тема «Люлю-люлюшечки»
Цель: Продолжать знакомство с колыбельной песней. Прослушать колыбельную «Люлю-люлюшки», постараться разучить.
Декабрь
1. Тема «Ух, зимушка – зима»
Цель: провести дидактическую игру «Оденем куклу на прогулку», послушать русскую народную песенку «Ух, зимушка – зима». Рассмотреть с детьми иллюстрации по данной тематике.
2. Тема «Курочка Ряба»
Цель: познакомить детей со сказкой «Курочка Ряба» (пальчиковый театр). Учить узнавать героев и называть их. Закрепить и расширить знания о домашних птицах. Познакомить с прибауткой «Куд – куда».
3. Тема «Водичка, водичка»
Цель: Заучивание потешки «Водичка-водичка». Вызвать радость от прослушивания частушки, желание ее прослушать еще и еще и участвовать в рассказывании. Продемонстрировать умывание куклы Кати в соответствие с текстом.
4. Тема «Зайка беленький сидит»
Цель: Учить детей играть в русскую народную подвижную игру «Зайка серенький сидит». Рассказать о таком жанре фольклора, как русская народная игра.
Январь
1. Тема «Пришла Коляда – отворяй ворота»
Цель: познакомить детей с праздником Рождества. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить с потешкой «Ты мороз, мороз».
2. Тема «Из-за леса, из-за гор…»
Цель: познакомить детей с таким жанром фольклора, как небылица. Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства.
3. Тема «Колобок»
Цель: познакомить детей со сказкой «Колобок» (кукольный театр). Учить детей внимательно слушать сказку. Побуждать детей проговаривать слова Колобка. Закрепить с детьми названия диких животных.
4. Тема «Котик – коток»
Цель: почитать с детьми потешки «Пошел котик во лесок» и «Киска, брысь». Вспомнить с детьми песенки о кошке. Проведение русской народной игры «Кто у нас хороший?»
Февраль
1. Тема «Теремок»
Цель: познакомить детей со сказкой «Теремок». Учить узнавать и называть персонажей. Рассмотреть с детьми иллюстрации в книге и закрепить названия диких животных.
2. Тема «Бежала лесочком лиса с кузовочком»
Цель: познакомить детей с потешкой. Стараться повторять слова и движения. Активизировать словарный запас детей. По картинкам стараться воспроизвести о том, о чем говорится в потешке.
3. Тема ««Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»
Цель: познакомить детей с Масленицей. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить детей с хозяйкой – «Масленицей».
4. Тема «Знакомство с загадкой»
Цель: Дать представление о загадках, познакомить детей с красочностью и образностью родного языка. Познакомить с загадкой о кошечке.
Март
1. Тема «Нет милее дружка, чем родимая матушка»
Цель: провести с детьми этическую беседу «Моя любимая мама», познакомить их с пословицами о маме. Разучить песенку для мамы «Ой лады, лады.».
2. Тема «Приди, весна с радостью»
Цель: поговорить о таком жанре, как заклички, для чего они применялись в старину. Разучить с детьми весеннюю закличку «Весна-весна красная».
3. Тема «Петушок, петушок»
Цель: познакомить детей с Петушком. Разучивание потешки о петушке, дидактическая игра «Похвали Петушка».
4. Тема «Маша и медведь»
Цель: Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
Апрель
1. Тема «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Цель: познакомить детей с потешкой «Солнышко, вёдрышко». Почитать заклички для солнышка. Поиграть в игру «Солнечный зайчик».
2. Тема «Ой ду-ду-ду-ду»(вместе с музыкальным руководителем)
Цель: познакомить и дать общие представления о русских народных музыкальных инструментах. Показать как они звучат, рассказать об их значении.
3. Тема «Матрешки»
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Матрешкой. Учить детей хороводной игре «Матрёшки».
4. Тема «Наши уточки с утра»
Цель: Учить детей различать и называть птиц, о которых говорится в потешке, понимать простые по форме и содержанию вопросы.
Май
1. Тема «Мирись, мирись»
Цель: познакомить с жанром фольклора считалки (мирилки). Побеседовать с детьми о том, что нужно дружить и играть вместе, а если поссоритесь, то можно быстро помириться с помощью считалки – мирилки, проведя ритуал с мизинчиком. Воспитывать в детях доброту.
2. Тема «Гуси-лебеди»
Цель: Учить понимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. Рассказывание сказки, знакомство с народной игрой «Гуси – лебеди».
3. Тема «Жили у бабуси»
Цель: вспомнить с детьми русские народные песни. Импровизация под песню «Жили у бабуси». Учить повторять слова и движения за воспитателем.
4. Тема «Прощаемся с дедушкой Фольклором»
Цель: обобщить с детьми какие жанры фольклора мы узнали в течение года. С какими героями познакомил нас дедушка фольклор? Кто больше всего запомнился. Анализ деятельности в течение проведенного года.
Список использованной литературы
1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1984.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет, 2015 г.
3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.
4. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М. : Высшая школа, 1983. – 448 с.
5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. / М. Н. Мельников. – М. : Просвещение, 1987. – 299 с.
6. Миронова Т. В. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора. – Учитель, 2017.
7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
8. Радынова О. П. Баюшки-баю / О. П. Радынова. – М., 2011.
9. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М, 2001г.
10. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». 2015 г.
11. Шестернина Н. Л. Круг чтения. Дошкольная программа. Первая младшая группа. Русский фольклор. Песни. Потешки. Заклички. Считалки. Сказки. Притчи. Стихи. Рассказы. – Школьная книга, 2014.
12. Журнал «Дошкольное воспитание»
13. Журнал «Ребенок в детском саду»
14. Журнал «Воспитатель ДОУ»
15. Интернет - ресурсы